Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В 2012 году 95% компаний России повысили зарплату сотрудникам
Об этом говорят результаты исследования международной консалтинговой компании в области управления Hay Group. Исследование основано на данных 347 компаний в России по общему числу сотрудников свыше 630 тысяч. Эксперты Hay Group подготовили обзор рынка оплаты труда и его основных тенденций по таким показателям как: изменение размера заработной платы, система поощрения сотрудников, льготы и компенсации, предоставляемые компанией.
Повышение и прогноз изменения заработных плат
Согласно полученным результатам, повышение уровня оплаты труда в 2012 г оказалось на 2% ниже показателя прошлого года. 95% компаний в этом году подняли заработную плату сотрудникам, в среднем на 6,6%, при официальном уровне инфляции 4,6%. По мнению экспертов, в следующем году заработная плата может вырасти на 8,3%, что на 2,3% выше прогноза по инфляции (5,9%) на 2013 г.
В предыдущие 3 года отмечалось, что компании, как правило, повышали заработную плату руководителей на меньший процент, чем планировалось изначально. В 2012г. размер фактического увеличения заработной платы для данной категории должностей впервые превысил план: руководители стали получать в среднем на 10,7% больше при изначально планировавшемся среднем увеличении заработной платы на 10%.
Наиболее значительное повышение зарплат (10%) в этом году наблюдалось в отраслях фармацевтики/медицинского оборудования и Hi-tech/телекоммуникаций. Можно предположить, что в секторе Hi-tech/телекоммуникации такое повышение вызвано желанием «догнать» общеотраслевой рынок, поскольку в прошлом году отставание по оплате в этом секторе приближалось к 20%.
В 2013г. наиболее заметное повышения заработных плат - 10,8% - планируется в секторе логистики и транспорта, а также в автомобильной промышленности и секторе фармацевтика/медицинское оборудование - на уровне 10%.
Самый консервативный прогноз отмечен в нефтегазовом секторе (7%), что говорит об осторожном подходе компаний этого сектора к планированию повышений зарплат.
Краткосрочное и долгосрочное поощрение
Размер реально выплаченных бонусов в 2012г. остался без изменений для торговых должностей, а для большинства неторговых – вырос примерно на 50%, однако, не достигнув уровня нацеленных бонусов в среднем на 3%.
Увеличилась разница между реально выплаченными и нацеленными бонусами для функционального руководства по продажам. Если в прошлом году уровень реальных выплат был лишь на 2% ниже запланированных, то в этом году разница составила уже 7%. Причина такой разницы, скорее всего, в том, что компании внесли изменение в размер нацеленной премии. По сравнению с прошлым годом ее размер увеличился более чем на 10% для данной категории (23% в 2011г; 36% в 2012г).
Исследование показало, что самыми популярными инструментами оценки деятельности сотрудников торговых должностей являются количественные показатели – для расчёта бонусов их используют около 69% компаний. Для неторговых должностей, в течение нескольких лет сохраняется практика определения размера бонуса исходя из эффективности деятельности сотрудников. Наиболее часто используемыми показателями эффективности остаются в этом году финансовые и индивидуальные результаты.
Долгосрочное поощрение по-прежнему не является широко распространенной практикой мотивации сотрудников в России. Только 19% компаний в 2012 г. указали, что практикуют данный вид мотивации своих сотрудников. Самый распространённый инструмент долгосрочного поощрения – опционы на акции, по данным исследования, предлагается в 45% компаний.
Льготы и компенсации
Одной из наиболее распространенных льгот остается добровольное медицинское страхование (ДМС), при том, что число компаний, предоставляющих ДМС для членов семей сотрудников, в 2012г. сократилось на 10% по сравнению с предыдущим годом. Включение услуги по ведению беременности в программу сократилось также на 10%, составив 26% в 2012г. и фактически вернувшись к уровню 2010г., когда только 24% компаний предлагали данную услугу внутри программы ДМС.
В число наиболее популярных льгот также входит предоставление служебного автомобиля. 81% компаний предлагает служебный автомобиль хотя бы одной категории сотрудников, а размер компенсации на автомобиль вырос на 40% по сравнению с предыдущим годом.
Пенсионные планы по-прежнему не распространены широко, однако число компаний, предоставляющих такую возможность, увеличилось на 5%. Наиболее часто предлагаемым остается план с фиксированными взносами.
Среди прочих льгот и компенсаций преобладает компенсация расходов на телекоммуникационные услуги, что не удивительно при активном развитии возможностей для работы из дома и применении гибкого графика.
Расходы компаний на обучение высшего руководства сократились на 30%, однако по всем остальным категориям сотрудников возросли на 25%. Большинство компаний при этом стали вкладывать средства в обучение сотрудников иностранным языкам.
Субсидирование столовой стало обходиться работодателям дороже, чем в прошлом году, в среднем на 15-20%; большинство компаний предоставляют компенсацию на питание.
Обзор рынка оплаты труда
Разрыв в оплате между международными и российскими компаниями в этом году снова вырос в пользу первых. В оплате на низких уровнях сохраняется значительная разница, которая уменьшается с ростом уровня должности: самая большая разница в оплате - в категории служащих/операционного персонала, эта категория оплачивается международными компаниями в несколько раз лучше, чем российскими. Минимальный разрыв наблюдается для руководящих должностей. При этом, на уровнях высшего руководства, как и в прошлые годы, более высокую заработную плату предлагают российские компании.
Сектор нефти и газа сохранил свою премиальную позицию, на 20% выше общего рынка. Потребительские (непродовольственные) товары и химический сектор - также выше медианы общего рынка, на 15% и 13% соответственно.
77% компаний сообщили, что испытывают дефицит в ряде специалистов в этом году. Наиболее проблемными оказались специалисты по продажам, которых сложно не только найти, но и удержать в компании: самый высокий процент текучести (39%) приходится именно на эту группу должностей.
Инженеры идут вслед за специалистами по продажам по уровню дефицита. 36% компаний отметили инженеров как наиболее сложных с точки зрения поиска и привлечения. При этом, компании предлагают более высокий уровень оплаты труда для данной группы должностей только на уровне экспертов и руководителей, что, скорее всего, свидетельствует о трудностях в привлечении специалистов именно этих уровней. Что неудивительно, ведь в течение довольно длительного времени рынок не пополнялся молодыми специалистами этого направления.
По мнению участников исследования в этом году наблюдается переизбыток юристов и финансовых специалистов на рынке. При этом, обе группы должностей остаются среди высокооплачиваемых. Отмечен высокий уровень текучести (18%) финансовых специалистов, что говорит как о высоком спросе на них, так и о том, что качество этих специалистов может не совпадать с потребностями рынка.
Региональные тенденции
Москва и Сахалин остаются самыми высокооплачиваемыми регионами России. В рейтинге городов Владивосток занял третью строчку, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом.
Сахалин вновь продемонстрировал наиболее высокие результаты по оплате по отношению к Москве. Ямало-Ненецкая и Ханты-Мансийская автономные области приближаются к уровню оплаты Москвы, однако большинство других регионов в сравнении с уровнем оплаты Москвы показали в этом году более низкий результат.
Тюмень (65%) и Красноярск (62%) немного поднялись в общем рейтинге, заняв четвертое и пятое места соответственно. Сочи, новый город в рейтинге этого года, сразу же оказался на восьмой строке.
Retail.ruИнтервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?