Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Уверенность россиян в завтрашнем дне растет, но привычка экономить остается: Исследование
«Последствия кризиса и рецессии для рынка скажутся в избирательном подходе российских покупателей к необязательным тратам. Простые и эффективные продукты – выбор номер один, а практичность и бережливость – новая мантра российских потребителей на ближайший год», - комментирует результаты исследования Ольга Белова, Директор отдела потребительских исследований.
Как показали результаты четвертой волны исследовательского проекта Nielsen ‘Russians Through Crisis’, после затяжного падения с ноября 2008 г. по март 2009 г. и последовавшего за ним плато, Индекс потребительского доверия в России продемонстрировал заметную положительную динамику. По данным на сентябрь, Индекс составил 88 пунктов, что сразу на 6 пунктов больше, чем в мае-июне 2009 года. Прирост обеспечен позитивным ростом такой важной составляющей индекса, как готовность тратить.
31% участников исследования Nielsen считают ближайшие 12 месяцев хорошим или отличным временем для покупок товаров, которые им нужны или хочется иметь. Еще в мае 2009 года таковых было 19%.
Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen с целью выявить настроения потребителей, а также их намерения, связанные с приобретением товаров и услуг, и базируется на результатах онайлн опросов потребителей и рассчитывается на основе таких показателей как оценка потребителями состояния собственных финансов, оценка ими своих перспектив на рынке труда и готовность тратить на ближайшие 12 месяцев. Глобальные замеры проводятся регулярно в более 50 странах мира раз в полугодие. В России, в рамках текущего исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’ (Российский потребитель в кризис) были сделаны дополнительные замеры аналогичных показателей (всего четыре), чтобы можно было более точно отслеживать настроения потребителей. Однако, несмотря на явное потепление потребительского климата, что касается подхода потребителей к тратам на продукты питания и другие товары повседневного спроса, пока прогноз не самый оптимистичный. 80% респондентов говорят, что продолжают экономно подходить к покупке продуктов питания, напитков и других товаров повседневного спроса.
«Россияне острее, чем потребители других стран, отреагировали на кризис, значительно сократив потребление. По данным исследований Nielsen, Россия занимает 10-е место в числе стран, где оказалось больше всего потребителей, изменивших свое покупательское поведение, - говорит Ольга Белова. И готовность российских потребителей тратить пока остается на низком уровне. Для сравнения, на начало кризиса 2008 года (сентябрь-октябрь 2009 года), по данным исследования Nielsen, 42% россиян считали ближайшие 12 месяцев хорошим или отличным временем для совершения покупок. В сентябре 2009 так считал лишь каждый третий (31%)».
«От изменений в покупательском поведении пострадал даже такой сравнительно стабильный сектор экономики, как рынок FMCG, -говорит Илона Лепп, директор отдела продаж и обслуживания клиентов Подразделения аудита розничной торговли компании «Nielsen Россия». Неудивительно, Россия находится на одном из последних мест в мире по соотношению ВВП на душу населения и доле расходов на продовольственные продукты в общих расходах домохозяйств, находясь в одной компании с Литвой, Румынией, Намибией и Китаем, Аргентиной».
По данным аудита розничной торговли, проведенного Nielsen за период с декабря 2008 по июль 2009 года в городах России с населением свыше 10 тыс. человек, объемы продаж в натуральном выражении большинства категорий упакованных продуктов питания и напитков просели, и больше других такие товарные сегменты, как Кулинария (-10%), Соленые снеки (-14%).
Продажи в стоимостном выражении растут уверенными темпами во всех сегментах. И больше других рост по стоимости наблюдается в кондитерских изделиях (+17%) и чае и кофе (совокупно +22%), где инфляция категорий (рост средневзвешенных цен за кг. продукции) самая высокая.
«В целом говоря о тенденциях, которые управляют сегодня развитием рынка FMCG, самые заметные – простота и практичность. С наступлением рецессии потребители предпочли сократить потребление товаров для удовольствия, сосредоточившись на базовых и простых, - говорит Илона Лепп. Так, стабильный рост продаж наблюдается на рынке молочных продуктов (+3% в натуральном выражении)».
Другой сегмент рынка упакованных продуктов питания и напитков, который демонстрирует рост, -- водка и крепкие горькие настойки (+5%) за период исследования, что является еще одним подтверждением того, что россияне стали больше покупать спиртного в рознице, отказавшись от развлечений вне дома и походов в рестораны.
Исследование Nielsen показало, что хотя с улучшением потребительских настроений в России прекратилось снижение объема покупок в магазинах Кэш & Кэрри и супермаркетах, дискаунтеры по-прежнему в выигрыше. Наблюдается прирост аудитории покупателей и открытых рынков. Впрочем, последнее можно объяснить влиянием сезонного фактора.
В рамках исследования «Russians Through Crisis» специалисты Nielsen изучили, каким образом российские потребители теперь выбирают место покупки товаров повседневного спроса.
По данным исследования, 80% потребителей определяют уровень цен нового магазина, прежде всего, изучая цены на продукты питания. Главными индикаторами цен магазина являются такие товарные группы, как свежее мясо и мясные изделия, традиционные молочные продукты, свежие фрукты и овощи.
Разницу цен между магазинами по непродуктовым категориям замеряют по ценам на средства для уходу за волосами, предметы женской гигиены и средства для стирки / мытья посуды.
В отличие от зрелых рынков, где кризис и последовавшая рецессия подстегнули рост продаж товаров под собственными марками сетей (СТМ), в России СТМ пока не получили широкого распространения. На уровне 24 крупнейших городов доля частных марок составляет не более 2% по стоимости от объего объема продаж категорий, аудируемых Nielsen. Наибольшую долю СТМ сегодня занимают в базовых молочных категориях.
О Nielsen
The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. В портфеле брендов Nielsen — целый ряд крупных выставок и специализированных изданий (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek). Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).
Подробнее о корпорации Nielsen Вы сможете узнать, посетив сайт www.nielsen.com.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?