Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Условные знаки
14:09, 24 декабря 2014
Резкое падение курса рубля по отношению к доллару и евро, случившееся в середине декабря, повергло в панику не только рядовых граждан, но и бизнес разной величины. Предприниматели, припомнив об опыте 90-х, предложили вернуться к ценам в условных единицах (у.е.) как наиболее подходящих неспокойному времени. «Лента.ру» попыталась разобраться в том, насколько эта идея соответствует нынешним российским законам и многие ли готовы взять ее на вооружение.Разрешить нельзя запретить
По словам вице-президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Жаркова, с просьбой узаконить цены в условных единицах на некоторые виды товаров к ним обратились около 20 предпринимателей, работающих в сфере промышленных товаров, а также участвующих в госзакупках. Из-за нестабильного курса, отметил он, предприниматели несут убытки и вынуждены по несколько раз в день менять ценники на товары.
В «Опоре России» считают, что продавать продукты за условные единицы необходимости пока нет. Но с непродовольственными товарами – бытовой техникой, одеждой, медицинским оборудованием – ситуация иная. В организации заявили, что намерены предложить российским властям узаконить цены в условных единицах для некоторых товарных категорий.
В Минэкономразвития идею с условными единицами раскритиковали, не дожидаясь обращения предпринимателей. Указание цен в у.е. вряд ли поможет сдержать их рост, а вот потребителей введет в заблуждение из-за сложности математических расчетов, сообщили в этом ведомстве радиостанции «Говорит Москва». К тому же как найти наиболее выгодное предложение, если различается не только стоимость одного и того же товара, но и значение условной единицы?
Глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк заявил, что российское законодательство, в частности 10-я статья закона о защите прав потребителей и 317-я статья Гражданского кодекса, предписывают указывать цены на территории России исключительно в рублях. За нарушение этой нормы индивидуальному предпринимателю грозит штраф 3-5 тысяч рублей, а юридическому лицу – до 50 тысяч рублей. Немерюк призвал граждан фотографировать такие ценники и сообщать о них в его департамент, Роспотребнадзор и правоохранительные органы. При этом глава ведомства отметил, что пока никаких штрафов магазинам, разместившим незаконные ценники, не выписывалось.
На том обсуждение правомерности условных единиц на ценниках не закончилось. Глава комиссии Мосгордумы по законодательству, регламентам, правилам и процедурам Александр Семенников заявил агентству «Москва», что Гражданский кодекс РФ допускает ценники в условных единицах, а запрет действует в отношении расчетов в иностранной валюте. «Если некоторые магазины введут у.е., то это не нарушит закон», – сказал он.Свою точку зрения представил и Роспотребнадзор. В ведомстве указали на статью 10 Закона о защите прав потребителей. Документ требует предоставлять покупателю в наглядной и доступной форме необходимую информацию о товарах, работах или услугах. Пункт 2 статьи 10 этого закона прямо обязывает указывать цену в рублях, что полностью соотносится с положениями пункта 1 статьи 317 Гражданского кодекса РФ. При этом Гражданский кодекс все же разрешает определять в других валютах стоимость договоров. «В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон», – цитирует Роспотребнадзор норму закона.
Другими словами, в договоре стоимость можно привязывать к иностранной валюте, а что же с ценниками, которые юридически договору купли-продажи не равны? Как объяснил «Ленте.ру» адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев, на ценниках также можно указывать стоимость в у.е. и для этого следует руководствоваться требованиями пункта 2 статьи 317 ГК РФ (как это и указано в ответе Роспотребнадзора). «А именно, чтобы не нарушить закон о защите прав потребителей, нужно указать цену в у.е. и, либо рядом, цену в рублях по текущему курсу (тогда каждый день продавцу придется менять цену в рублях, исходя из курса)», – поясняет эксперт. Также, по его словам, рядом с ценой в у.е. можно уточнить, что товар оплачивается в рублях в перерасчете по официальному курсу валют ЦБ РФ на дату покупки.
По словам Антона Соничева, формулировка может быть и другой, лишь бы смысл не менялся. Кроме того, эксперт отмечает, что такую приписку необязательно размещать на каждом ценнике. Достаточно повесить несколько объявлений в магазине или на сайте, если это интернет-магазин.
Между прибылью и доверием
Стоит ли ожидать, что российский бизнес, имея законное разрешение, перейдет на расчеты в у.е. внутри России? Разумеется, самим предпринимателям условные единицы на ценниках выгодны: перспективы бизнеса неясные, нести убытки не хочется. Более того, у многих свежи в памяти 90-е годы, когда из-за волатильности курса рубля бизнес перешел на у.е. «Тогда эта мера была крайне необходима предпринимателям, иначе они просто банкротились бы за считаные месяцы или им приходилось бы временно приостанавливать деятельность, что тоже влекло бы убытки», – рассказал «Ленте.ру» член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Кошкин.
Сейчас на валютном рынке похожая картина: сильная волатильность рубля привела к тому, что бизнес забеспокоился, а местами и запаниковал. Некоторые оптовики приостановили отгрузку товара для оценки ситуации и пересмотра цен. Так, например, поступил один из крупнейших российских импортеров вина – Simple. Взяли паузу крупнейшие продавцы одежды, обуви и аксессуаров – испанский концерн Inditex, которому принадлежат Zara, Oysho и Bershka, а также BNS Group, управляющая в России сетями Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors и TopShop. О приостановке продаж российским дилерам объявили Audi, GM и Jaguar Land Rover. А компания Kia, по сообщениям в СМИ, не отгружает даже уже оплаченные автомобили.«Конечно, для бизнеса было бы удобно поставить цены в у.е., тем самым минимизировав свои потери в связи с экономической ситуацией, которая пагубно влияет на бизнес в целом», – говорит Александр Кошкин. При этом перейти на у.е компаниям, работающим в сфере госзакупок, как предложили предприниматели, будет гораздо сложнее, отмечает он. Придется менять саму процедуру госзакупок, а это непросто.
Тем временем не участвующий в госзакупках бизнес уже протестировал ценники в у.е. Так, в разгар обвала российской валюты китайский поставщик автомобилей JAC указал цену на одну из марок в долларах, хотя и отметил, что расчеты по-прежнему осуществляются в рублях по курсу ЦБ на день оплаты. Цены в условных единицах появились в некоторых интернет-магазинах и в обычных, офлайновых.
Однако опрошенные «Лентой.ру» крупные торговые сети заявили, что указывать цены в у.е. не собираются. Так, в пресс-службе «Ашана» отметили, что компания российская, работает в рамках российского законодательства и смысла в замене рублей на у.е. не видит. В пресс-службе ИКЕА подчеркнули, что в их российских магазинах цены всегда были в рублях, поскольку компания оперирует валютой страны, в которой работает.
Кроме того, сети, торгующие электроникой, практически сразу заявили, что не планируют вводить цены в условные единицах. По мнению этих компаний, даже если обойти запрет на использование у.е., такие ценники только подорвут доверие покупателей. В частности, против введения ценников в у.е. высказались и в «Евросети», «Связном» и «М.Видео», отмечает РИА Новости. В пресс-службе «М.Видео», как и в «Ашане», обратили внимание на то, что их компания российская, поэтому цены устанавливаются в рублях, а не в долларах. « Цена в рублях гораздо прозрачнее для покупателя, поскольку он моментально понимает, во что ему обойдется товар, и сразу принимает решение о покупке», – отметили в «Связном».
Ретейлеры правы: рядовой потребитель ценникам в у.е. вряд ли обрадуется, ведь они будут означать неопределенность в отношении будущих трат и только подогреют панические настроения. «В целом отказ от рублевых ценников даст негативный сигнал рынку и потребителям, а сейчас паника на рынке только усугубит ситуацию», – считает Александр Кошкин. Результатом таких настроений обычно становится резкий спрос на товар и, как следствие, его последующий дефицит на рынке. Что лишь способствует дальнейшему росту цен, как это и происходит в последнее время в России.Впрочем, эксперты считают, что, несмотря на нестабильный курс рубля, ценники в у.е. не получат широкого распространения. «Организации по защите прав потребителей не оставят в покое компании, использующие условные единицы, в связи с чем полагаем, что это явление не станет массовым в ближайшее время», – говорит адвокат бюро DS Law Екатерина Ильина.
После того как паническая волна спадет, станет очевидно, что при всей выгоде бизнеса от цен в у.е. на потреблении эта инициатива отразится негативно. Россияне предпочтут сэкономить, дожидаясь более выгодного валютного курса.
Татьяна Романова, «Лента.ру»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?