Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Упаковка готовой еды: как повысить производительность и сократить штат
Рынок готовой еды растет двузначными темпами, что стимулирует развитие сопутствующих бизнесов и производств, среди которых одно из главных мест занимает сегмент упаковки. В условиях высокой конкуренции автоматизация бизнес-процессов, повышение качества и удешевление упаковки становятся все более актуальными задачами для игроков рынка. Роль упаковки возрастает и в связи с увеличением требований к безопасности готовой продукции. О том, как решаются эти задачи, рассказал директор службы продаж компании «Георг полимер» Андрей Соколов на конференции «Собственное производство как конкурентное преимущество торговой сети».
Фото: Prostock-studio/Shutterstock/Fotodom
По итогам 2024 года объем российского рынка готовой еды (в HoReCa и ритейле), согласно данным INFOLine, составил 5,8 трлн рублей. При этом сектор готовой еды в ритейле достиг 1,035 трлн рублей, в HoReCa – 4,77 трлн рублей. Прогнозируется, что к 2028 году данные показатели вырастут до 2,297 трлн и 6,725 трлн рублей соответственно, а совокупный объем рынка готовой еды превысит 9 трлн рублей. По оценкам экспертов, значительная часть роста рынка обусловлена динамичным развитием сегмента готовой еды в ритейле, который продолжает набирать популярность среди потребителей.
В условиях прогрессирующего роста на рынок выходит много новых компаний, конкуренция возрастает и стимулирует игроков искать решения по оптимизации бизнеса, инвестировать в производственные мощности, технологии, ингредиенты и современную упаковку.
Сегмент специализированной упаковки растет вслед за рынком готовой еды, запросами производителей и потребителей. На сегодняшний день здесь актуальны следующие тенденции: возрастает необходимость в экспертном сопровождении производства, которого не хватает на этом молодом рынке; все чаще используются герметичные решения; обостряется потребность в автоматизации и снижении влияния человеческого фактора и др.
«Если 10 лет назад мы использовали контейнеры с крышечками, то сейчас этот вид упаковки уходит в прошлое – растет спрос на формованные лотки из полипропилена, – прокомментировал директор службы продаж компании «Георг полимер» Андрей Соколов. – Также актуален запрос на снижение влияния человеческого фактора. Раньше эту потребность транслировали только крупные игроки рынка, а малые предпочитали использовать ручной труд – например, вместо одного дозатора им было выгоднее поставить на линию 4 человека. Сейчас персонала не хватает, а темпы производства растут, поэтому предприятия всех масштабов и объемов вынуждены заниматься автоматизацией».
Сокращение ручных операций теперь не только требование безопасности или эффективности, но и условие выпуска достаточного количества продукции.
6 запросов от игроков рынка готовой еды
За помощью в решении своих задач в части упаковки игроки рынка готовой еды обращаются к поставщикам готовых и кастомизированных решений. На сегодняшний день можно выделить 6 основных запросов производителей:
- быстро заработать на волне бурного роста;
- стать поставщиком федеральной сети;
- увеличить выпуск продукции и продажи;
- запустить новый продукт;
- построить эффективный бизнес с нуля;
- повысить узнаваемость бренда.
Фото: Lysenko Andrii/Shutterstock/Fotodom
«Клиентов, которые хотят быстро заработать, можно назвать «каскадерами» – они пришли на рынок готовой еды, чтобы «сгореть», – считает Андрей Соколов. – Как правило, это эксперты в продукте, они знают, чем можно выделиться, какую инновационную технологию можно применить, но не понимают, сколько это стоит и какой будет окупаемость. Живучесть таких запросов оценивается меньше чем в 1%».
Еще один актуальный тренд – желание игроков, бизнес-модель которых не была заточена под полку федеральных сетей, выйти в ритейл и продавать свою еду в массовой упаковке. «Это рабочий запрос. Если производитель договорился с федеральной сетью, и у него есть хороший продукт, мы готовы предложить ему готовое решение «запуск участка герметической упаковки за 3 дня», – отметил Андрей Соколов.
Еще один актуальный запрос производителей – увеличение пропускной способности участка запаивания. По словам Андрея Соколова, здесь поставщики упаковки могут предложить два варианта: либо масштабируется существующее решение, либо предоставляется более эффективное оборудование – например, осуществляется переход с полуавтоматов на автоматические линии. Все зависит от бюджетов и готовности компании.
Также популярен запрос «построить эффективный бизнес с нуля». «Здесь далеко не каждая идея производителя становится рабочей. Есть фабрики-кухни, которые за свой путь пробовали заниматься всем – и пиццей, и роллами, и пюре с котлетой, и в результате осознали, что у них есть 1-2 SKU или бизнес-модель, где они серьезно отличаются от конкурентов и на чем зарабатывают, – пояснил Андрей Соколов. – И они хотят сфокусироваться на этом направлении и зарабатывать больше. Такой подход можно назвать зрелым и взвешенным».
Запрос на запуск новых продуктов – один из самых редких. «Это очень интересные задачи, по которым разрабатываются индивидуальные упаковочные решения, которых нет на рынке», – рассказал Андрей Соколов.
Со временем значительно изменился запрос на повышение узнаваемости бренда с помощью упаковки. «Лет 10 назад крупные компании заказывали что-то вычурное, что сможет выделить их среди конкурентов – например, лоток с флуоресцентной добавкой, который будет светиться на полке. В настоящее время такие решения уже не актуальны, во многом это связано со стандартами федеральных сетей, диктующих требования к пищевым упаковкам», – рассказал Андрей Соколов.
При этом сегодня есть современные упаковочные решения, позволяющие выделиться за счет удобства использования. Один из кейсов, реализованных компанией «Георг полимер», – смена упаковки квашеной капусты. У производителя была цель – выделиться на полках и при этом снизить стоимость упаковки на 10-20%. «Традиционный вид квашеной капусты на полке федеральной сети – это пресервная банка с крышкой, – отметил Андрей Соколов. – Мы предложили герметичное решение, которое позволило марке отстроиться от конкурентов, дать более выгодную цену и сохранить качество продукта».
Фото: wavebreakmedia/Shutterstock/Fotodom
Что тормозит развитие рынка
Несмотря на впечатляющие показатели роста, рынок готовой еды в РФ на сегодняшний день на 90% по-прежнему представлен небольшими компаниями. Их развитию и повышению производительности препятствуют ограничения по площадям и электричеству, нехватка персонала, сложности в поставках нового оборудования и запчастей, внутренний саботаж и др.
«Пока мне не удалось увидеть ни одного регионального производства, которое было бы изначально построено под тот продукт, ассортимент и объем, который они сейчас выпускают, – прокомментировал Андрей Соколов. – Всегда это либо бывшее экспериментальное производство со множеством комнат, либо завод, который строился несколько лет назад под другой ассортимент, где приходится менять и процессы, и оборудование. Не хватает грамотных специалистов, поэтому мы сталкиваемся с тем, что менеджеры, отвечающие за наше направление, выбирают не самые эффективные решения. Оборудование требует сервисного обслуживания, запчастей и наличия инженеров, иногда это становится препятствием к закупке новых решений. Мы призываем к более глубокой автоматизации и готовы делиться своим опытом. И еще: для меня стал открытием так называемый внутренний саботаж. Я знаю несколько производств, купивших классную дорогостоящую аппаратуру, которая простаивает, потому что люди отказываются на ней работать. В таких случаях собственникам необходимо продумать новую систему мотивации».
Специалисты «Георг полимера» начинают проекты по решению задач поставщиков готовой еды с анализа пропускной способности и выявления возможностей для увеличения производительности без финансовых вложений. Как показывает практика, в 90% случаев для повышения скорости упаковки не требуется покупка дополнительного оборудования. Внедряются небольшие технические средства автоматизации, помогающие оптимизировать процессы без существенных затрат. Далее уже настраивается поточность и цикличность выпуска продукции.
Несколько способов ускорения и удешевления упаковки
Одно из бюджетных решений для ускорения упаковки – автоматизация фасовки отдельных полуфабрикатов и заготовок. Например, автоматизированный розлив соусов. «Это простое и эффективное решение – компактный аппарат площадью 2 кв. м, выпускающий 1800 соусов в час, – рассказал Андрей Соколов. – Его может позволить себе практически любой производитель».
Также позволяет оптимизировать расходы и бизнес-процессы производителя индивидуально скомплектованная линия для упаковки продукции. Например, «Георг полимер» реализовал кейс у игрока рынка готовой еды, который выбрал ключевым продуктом сэндвичи, но помещение изначально не было приспособлено под линию, изготовление производилось в нескольких небольших комнатах. В процессе было задействовано порядка 30 человек, объем производства – 15 тыс. сэндвичей в смену. Специалисты «Георг полимер» подобрали компоновку линии, способной разместиться на 50 кв. м. В нее вошли: конвейерная линия для формирования сэндвичей, ультразвуковая машина для резки тостового хлеба, машины для нанесения соуса на ломтик хлеба, упаковочная машина, конвейерная линия для готовой продукции, этикетировщик, накопительный стол и др. В результате объем выпуска увеличился до 17-20 тыс. сэндвичей за смену, число работников сократилось до 9 человек.
Фото: BearFotos/Shutterstock/Fotodom
Автоматизация выкладки тоже позволяет оптимизировать производственные процессы. «Георг полимер» реализовал проект по автоматизации выкладки квашеной капусты в лотки. На данном производстве сначала происходит процесс квашения, затем сепарация жидкости, автоматическое раскладывание твердой фракции в лоток и дозация сепарированной жидкости до нужного объема. В ходе реализации проекта были добавлены несколько важных автоматизированных опций – очистка бортиков, печать информации о продукте прямо на лотке, что позволило отказаться от термочека и удешевить упаковку. По итогам проекта производитель планирует запустить на этом конвейере более дорогую «зеленую» продуктовую линейку. Обслуживание линии рассчитано на 4-х человек.
Также интересен проект автоматизации упаковки снеков в лоток, реализованный «Георг полимером» для производителя сухариков. Он позволил увеличить объем выпуска продукции. Обслуживание одной линии здесь рассчитано на 2-х человек. Линия включает: загрузочный бункер и конвейер, денестер лотков (повышает безопасность, так как человек не трогает руками лоток), мультиголовочный дозатор (разработана каскадная система для бережного укладывания сухариков в лоток, а также добавлен режим утряски), станцию позиционирования (прижимает сухарики к лотку), станцию очистки запаечной рамки от крошек, термотрансферный принтер для замены термочека и две станции запайки.
Запайка: найти идеальный баланс
Как известно, качество упаковки влияет на сроки годности продукта. Есть два типа запайки – сварка-замок и сварка с peel-эффектом. «Запайку «замок» можно вскрыть только ножом, а упаковка с peel-эффектом, когда пленка легко снимается с лотка, требует особенно тщательных настроек, – рассказал Андрей Соколов. – На полках магазинов часто можно видеть лотки, которые не выдерживают даже легкого прикосновения и просто взрываются. Газ в такой упаковке не держится, срок годности не обеспечивается».
Специалисты компании «Георг полимер» помогают подобрать оптимальную пару «лоток-пленка» и необходимые температурно-временные режимы, чтобы получить стабильный эффект «легкого открытия» и продлить сроки службы оборудования.
«Многие партнеры работают на завышенных или на очень медленных скоростях, это изнашивает оборудование или дает низкую производительность, мы рекомендуем правильные сочетания пленки и лотка, за счет чего оборудование может работать на оптимальной скорости», – отметил Андрей Соколов.
Кроме того, «Георг полимер», сформировав «атлас свариваемости», показывает, как можно увеличить линейную скорость упаковки. Сервисная служба компании обеспечивает необходимую поддержку: разрабатывает регламенты обслуживания оборудования, проводит обучение персонала, создает видеоинструкции для каждого рабочего места. Для каждой линии формируется склад запчастей и расходников.
Retail.ru

Мария Агранович, «ВсеИнструменты.ру»: «Планируем увеличить долю СТМ и эксклюзивного импорта до 13%»
О стратегии развития собственных марок онлайн-игрока и выборе партнеров.