Декоративное изображение
14 291

Поделиться

Уникальный опыт одного из крупнейших китайских ритейлеров - компании JD, практически не известный в России

В 1955 г. Премьер Госсовета Чжоу Эньлай и Председатель КНР Мао Цзэдун озвучили лозунг КПК и социалистического строительства — «Больше, быстрее, лучше, экономнее» (多快好省). Кто мог подумать, что спустя почти полвека слова Великого кормчего станут девизом крупнейшей китайской торговой интернет-сети Jingdong Mall? Сегодня мы расскажем о принципах развития и распространения по всему миру гиганта китайского онлайн-ритейла JD.com.

Китайский онлайн-ритейлер JD захватывает мир

Основанная в 1998 г. китайским предпринимателем и программистом Лю Цян-дуном (刘强东), компания Jingdong Mall (京东; также — JD.com) одной из первых начала специализироваться на еще зарождающейся отрасли онлайн-торговли. Растущее в конце 90-ых гг. благосостояние китайского общества и бурное развитие компьютерных технологий побудили Лю Цян-дуна заняться электронной коммерцией, что в будущем принесло ему миллиарды.

Секрет успеха китайского онлайн-супермаркета Jingdong Mall кроется в широком ассортименте товаров, налаженной связи с поставщиками, скорой доставке и продуманной логистике. Неспроста в англоязычной прессе JD.com обычно называют главным конкурентом Alibaba или вторым онлайн-ритейлером КНР: по огромному ассортименту товаров две торговые площадки Китая практически не отличаются. На сайте JD можно заказать электронику, одежду, предметы быта, продукты питания и пр.

Jingdong Mall тесно сотрудничает с поставщиками товаров: отсутствие посредников — один из главных принципов компании, который красной нитью пронизывает всю деятельность JD в Китае и за рубежом. Быстрая доставка и многоуровневая логистика обеспечиваются разветвленной сетью складов и отделений компании. На сегодняшний день в Китае открыто более 400 складов, 6000 пунктов доставки и 2500 станций приема. Общая площадь всех складов по стране составляет 9 млн кв. метров.

JD входит в рейтинг компаний с самой большой выручкой Fortune Global 500 (по состоянию на 2017 г. занимает 261 место). Доход JD за последний год составил 60 млрд долл.

Отметим, что в 2015 г. JD пыталась наладить сотрудничество с «Почтой России», но договоренности так и не были достигнуты. В июне этого года между российской и китайской сторонами проходили новые встречи по вопросу возвращения JD.com в Россию — итогов пока нет.

Дроны носят тонны и другие технологии будущего

В предыдущей статье мы разбирали тему китайских беспилотных магазинов, технологию которых в том числе развивает и Jingdong Mall.

Но помимо строительства магазинов без персонала, JD с большим вниманием относится к методам доставки товаров. Так, в 2017 г. компания начала тестировать доставку товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов, выдерживающих нагрузку более 1 тонны. «Квадрокоптеры-тяжеловесы» JD будут крупнейшими дронами, используемыми для гражданских нужд — до этого подобные технологии использовали только военные.

Демонстрация работы беспилотного дрона JDV

Правительство центральной китайской провинции Шэньси разрешило Jingdong Mall доставлять квадрокоптерами товары в радиусе 300 км. Новый способ транспортировки стал особенно популярным у фермеров, которые используют дронов для быстрой доставки скоропортящихся продуктов, не беспокоясь об изрытых сельских дорогах.

Дроны носят тонны и другие технологии будущего

JD.com также вкладывает значительные средства в научное развитие новых технологий: в прошлом году началось строительство 30-акрового научно-исследовательского центра логистики и робототехники в Сиане (Китай), в который войдут штаб-квартира JD Logistics, центр облачных вычислений и завод по производству беспилотных летательных аппаратов.

В будущем технологии доставки товаров дронами могут выйти за пределы электронной коммерции и использоваться в рамках экономической программы Нового Шелкового пути.

JD тестирует беспилотные грузовики

В конце 2017 г. JD обнародовал свое новое изобретение: беспилотный (или автономный) грузовик, способный идентифицировать сигналы движения и ощущать препятствия с расстояния более 100 метров (машины намного меньше и легче тех, что тестирует Tesla).

Автономный легкий грузовик EV80, разработанный JD.com совместно с SAIC Maxus, оснащен радарами, высокоточными датчиками, картографированием и системой позиционирования, которая может обнаруживать препятствия с расстояния 150 метров и менять, исходя из этого, маршрут.

Репортаж о работе автономных грузовиков JD.com
Источник: китайские социальные сети

Передняя камера, установленная на грузовике, может анализировать дорожные условия и находить светофоры, что помогает грузовику реализовать ряд других беспилотных функций, таких, как смена полосы движения, идентификация парковки и автоматическая парковка.

Это первый автономный автомобиль, запущенный для доставки, и JD приступил к пробным испытаниям нового беспилотного грузовика в районах, обозначенных дорожной полицией. На время испытаний водитель сидит внутри транспортного средства, чтобы обеспечить безопасность грузовика.

китайские социальные сети

Первые супермаркеты 7 Fresh

В январе 2018 г. Jingdong Mall решает попробовать себя в традиционном рилейле и открывает первую сеть супермаркетов 7Fresh.

Подобно Alibaba, также недавно открывшей свои первые супермаркеты, с помощью 7Fresh JD рассчитывает привлечь новых клиентов. Сотрудничество с компанией Tencent, которая в 2014 г. приобрела 15 % акций JD.com, позволит покупателям совершать оплату с помощью программы WeChat Pay.

Главное отличие компании Лю Цян-дуна от онлайн-гиганта Ма Юня — JD — это прямая связь с поставщиками, в отличии от Alibaba, которая в основном выступает в качестве платформы для других торговцев.

Новый магазин 7Fresh в Пекине предлагает такие функции своим покупателям, как экраны, отображающие информацию о товарах, и тележки-роботы, которые самостоятельно следуют за клиентами, идентификаторы лиц, ускоряющие оплату, и пр.

Интеграция сети Walmart через JD-Home

Сотрудничество между лидерами американской и китайской розничной торговли начались еще летом 2016 г., когда Walmart объявил, что продает Yihaodian (1号店; китайский интернет-магазин, 100% акций которого в 2011 г. выкупил Walmart) JD.com в обмен на 5 % акций JD.com. Сделка оценивалась в 1,5 млрд долл.

Через год JD.com и Walmart запускают первый ежегодный фестиваль JD-Walmart по дальнейшему расширению интеграции клиентов, магазинов и ассортимента товаров, а также для углубления сотрудничества в розничных сетях поставок. Во время фестиваля среди клиентов разыгрывались купоны на скидки на доставку товаров.

Интеграция сети Walmart через JD-Home

Walmart в Китае

Основу сотрудничества Walmart и JD.com составляет платформа JD-Home (京东到家), начатая в 2015 г. в ходе слияния Jingdong Mall с доставкой продуктов Dada Nexus. JD-Home специализируется на доставке продуктов питания из супермаркетов и магазинов. С 2016 г. платформа доставляет продукты из 200 магазинов Walmart в 30 крупных городах Китая. За первые полгода после начала сотрудничества доходы Walmart в Китае увеличились на 500 %.

JD-Home поставляет товары из местных супермаркетов через приложение для смартфонов на основе местоположения. Приложением пользуется около 20 миллионов активных пользователей в месяц.

Сотрудничество с Google

В июне этого года компания Google заявила, что вложит около 550 млн долл. в JD.com в рамках стратегических инвестиций.

Со своей стороны, JD.com заявила, что планирует подготовить каталог товаров, доступных для продажи и доставки в США и Европе через сервис Google Покупки, позволяющий пользователям искать продукты на сайтах электронной коммерции и сравнивать цены. Партнерство откроет для JD канал потребителей за границей, что особенно выгодно Китаю в условиях все более разгорающейся торговой войны против Америки.

В рамках стратегического партнерства Google получит более 27 млн новых акций Jingdong Mall класса A, выпущенных по цене 20,29 долл. за акцию.

Две технические компании заявили, что будут работать вместе над развитием розничной инфраструктуры, которая может лучше персонализировать торговый опыт и снизить противоречия на таких крупных региональных рынках, как Юго-Восточная Азия и др.

Экспансия JD в Европу

В феврале 2018 г. руководство JD заявило, что за следующие два года вложит не менее 1 млрд евро в развитие торговой сети во Франции. Для сравнения, главный конкурент JD.com на западном полушарии — Amazon — за шесть лет вложил больше 15 млрд евро в Европу.

В планы JD входит основание своего первого европейского исследовательского центра в Кембридже в первой половине следующего года. Основное внимание второго по счету исследовательского центра JD будет уделено искусственному интеллекту и облачным данным.

Также в начале февраля Лю Цян-дун встретился с Премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, где договорился, что его компания за ближайшие 2-3 года продаст английских товаров китайским потребителям на более чем 2,2 млрд евро.

Экспансия JD в Европу

Лю Цян-дун на встрече с Терезой Мэй

В заявлении JD отмечалось, что компания планирует реализовывать ту же политику, что и в Китае — т. е. основываться на собственной логистической системе с прямыми контактами с местными поставщиками. В будущем JD.com надеется распространить собственную сеть складов по всему европейскому континенту.

Jingdong Mall проникает в ЮВА и Океанию

Интересы китайских компаний в странах ЮВА уже давно никого не удивляют — помимо высоких технологий значительную долю отношений между странами составляет розничная торговля. Так, в начале 2018 г. JD.com инвестировала в популярный вьетнамский интернет-магазин Tiki.vn 50 млн долл.

Это вложение делает JD крупнейшим акционером Tiki. Дуэт планирует работать вместе, чтобы поддержать вьетнамскую сеть в логистических операциях, ускорении и упрощении доставки, разработке новых технологий и пр. Главную позицию в договоре занимает торговля электроникой, которой в последние годы славится Вьетнам.

В начале года JD.com открыл офис в Мельбурне, чтобы помочь австралийским компаниям продавать свою продукцию в Китай через онлайн-рынок.

В мае австралийская компания Metcash, занимающаяся дистрибуцией и маркетингом бакалейных товаров, свежих продуктов и алкогольных напитков, объявила о сотрудничестве с Jingdong Mall для продажи австралийских продуктов в Китае.

Metcash расширил свое присутствие в китайской «всемирной паутине», открыв интернет-магазин для своей торговой марки Fresh Pantry — именно с этим сайтом и планирует сотрудничество JD. Fresh Pantry предлагает товары в категориях «продукты питания», «алкоголь», «здравоохранение» и пр., многие из которых ранее не были доступны на китайском рынке.

Сергей Рыбачук, Retail.ru  

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами