Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Умные и недорогие
В ближайшие годы продажи бюджетных смартфонов (не дороже эквивалента $150) будут расти заметно быстрее продаж смартфонов средней и высокой ценовых категорий. Произойдет это во многом благодаря растущему спросу на смартфоны в небогатых странах, а также появлению в самых разных странах все большего числа местных производителей смартфонов.
Как дешевеют смартфоны
В конце октября NPD DisplaySearch выпустил отчет, согласно которому начиная с 2010 года продажи бюджетных смартфонов ежегодно удваиваются. Эта тенденция будет сохраняться и дальше: если в 2010 году продажи бюджетных смартфонов составляли всего 4,5 млн в год, к 2016 году этот показатель достигнет уже 311 млн. На данный момент доля бюджетных смартфонов еще весьма мала – всего около 2% от всей массы смартфонов, но к 2016 году она возрастет до 29%. В целом же, согласно исследованию IHS iSuppli, уже в 2013 году продажи смартфонов будут составлять 54% от всех продаж телефонов, а в 2016-м – более 67%.
К бюджетным обычно относят смартфоны, цена которых не превышает $150, эта граница колеблется от $100 до $200. По мнению директора по исследованиям NPD DisplaySearch Шона Ли, большинство пользователей по всему миру не могут позволить себе потратить более $200 на покупку смартфона. Цена бюджетных смартфонов будет падать и дальше – по мнению аналитика Энтони Кокса из Juniper Research, если в 2010 году средняя цена бюджетного смартфона составляла $150, к 2015 году она упадет до $80. Основные причины этого – усиление конкуренции и уменьшение стоимости комплектующих и микропроцессоров. «Падение цен ускоряется»,– отмечают эксперты шанхайской аналитической компании Canalys. По их самым смелым прогнозам, уже в ближайшее время стоимость наиболее дешевых смартфонов может достичь даже $25.
Эксперты подчеркивают, что именно низкая цена определяет покупку таких устройств – ведь по техническим показателям они все еще существенно уступают более дорогим смартфонам. Бюджетные устройства сделаны из более дешевых комплектующих, за счет чего во многом и достигается низкая стоимость. Бюджетные смартфоны уступают обычным по большинству показателей – мощности процессора, объему памяти, расширению экрана, длительности работы аккумулятора. Как следствие, меньший набор функций. Кроме того, здесь реже, чем в дорогих смартфонах, применяются самые новые технологии – предпочтение отдается проверенным решениям.
Но при всех этих недостатках бюджетные смартфоны выполняют свою главную функцию – предоставляют пользователю мобильное устройство с доступом в интернет по сравнительно небольшой цене. По мнению директора компании Wintergreen Сюзан Юстис, на данный момент бюджетные смартфоны довольно хороши по своим показателям, «это гораздо лучше, чем те устройства, которые люди имели раньше». При том что на данный момент бюджетные смартфоны по-прежнему «обладают значительно более низким качеством, чем обычные». По мнению госпожи Юстис, в дальнейшем бюджетные смартфоны будут совершенствоваться, тем не менее разница в качестве устройств и наборе функций сохранится.
Молодежь и Китай
Продажи бюджетных смартфонов растут по всему миру. В США, странах Западной Европы и других развитых странах бюджетные смартфоны в значительной мере являются популярным выбором среди молодежи. Тут, по мнению Хизер Маклин, издателя журнала Mobile Business, покупка бюджетного смартфона часто «первый шаг к покупке iPhone». По ее мнению, покупая бюджетный смартфон в молодости, человек, начав больше зарабатывать, скорее всего, купит более продвинутое и более дорогое устройство. «Смартфоны, которые составляют нижний сегмент рынка… помогают людям перейти от обычного телефона к чему-то, что предоставляет больше возможностей»,– считает она.
Другая ситуация на развивающихся рынках. Именно здесь бюджетные смартфоны распространяются активнее всего. По оценке NPD DisplaySearch, около 60% спроса на бюджетные смартфоны приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. Во-первых, именно здесь (особенно в Китае) находится значительная часть производителей бюджетных смартфонов и комплектующих к ним. Во-вторых, доступные цены позволяют купить смартфон людям с низким доходом, которые не могли бы позволить себе приобрести обычный смартфон. Компания IDC оценила, что стоимость iPhone – около $800 – равна примерно двум средним месячным зарплатам городского жителя в Китае. Поэтому спрос на продукцию Apple вряд ли поднимется здесь выше определенного уровня, по крайней мере в ближайшее время. По оценкам британской компании ARM, занимающейся разработкой процессоров для мобильных и портативных устройств, сейчас на развивающихся рынках есть значительная потребность в смартфонах начального уровня, и эта потребность будет расти.
По прогнозам экспертов, уже в 2012 году Китай займет первое место по продажам смартфонов в мире – его доля составит 27%. И именно китайские марки играют значительную роль в распространении бюджетных смартфонов. По прогнозам Canalys, уже в этом году бюджетные смартфоны составят около 25% всех продаж смартфонов в Китае. К 2015 году смартфоны дешевле $200 составят около 40% всех продаж смартфонов в Китае. В прошлую среду Canalys опубликовал список лидеров рынка смартфонов в Китае за третий квартал. Неожиданностью стало то, что Apple на этот раз выпал из первой пятерки. Первое место продолжает занимать Samsung с 14%, остальные места в пятерке занимают китайские производители: второе место – Lenovo (13%), далее следуют Yulong, ZTE и Huawei. Большой неожиданностью стало попадание в тройку лидеров мало известной за пределами Китая компании Yulong – это производитель бюджетных смартфонов, многие из которых стоят до $100. В Китае бюджетные смартфоны выпускаются значительным количеством фирм. Их производят как крупные игроки, такие как ZTE, Lenovo, Huawei, так и множество мелких фирм, таких как Xiaomi, Gionee или Meizu Technology. Широко распространено производство бюджетных смартфонов по так называемым OEM-соглашениям, предусматривающим сборку устройств из типовых комплектующих, которые потом продаются под оригинальным брендом.
По мнению аналитиков Canalys, «развивающиеся производители, такие как Xiaomi или Green Orange, быстро делают себе имя на растущем рынке». Примером является пекинская компания Xiaomi. Она была основана в 2010 году, в 2011 году был выпущен первый смартфон. Уже в первом полугодии 2012 года операционная прибыль составила около $1 млрд, было продано более 3 млн смартфонов. Сейчас компания планирует распространять свой новый смартфон Xiaomi Mi-Two за пределами Китая. В мае этого года о запуске первого собственного смартфона заявила крупнейшая китайская поисковая система Baidu. Этот смартфон будет создан на основе собственной операционной системы – Baidu Yi (запущена в прошлом году), ожидаемая стоимость – около $150–160. Свой бюджетный смартфон запустила и одна из крупнейших в Китае интернет-компаний – Alibaba. В то же время крупные игроки рынка смартфонов, такие как ZTE и Huawei, по мнению аналитика Энтони Кокса из Juniper Research, стремятся к развитию в двух направлениях – достичь иных рынков, в том числе США, а также укрепиться и увеличить свою долю на местном рынке. По словам аналитика Ovum Шива Путча, именно из Китая идет «волна распространения доступных смартфонов, что окажет значительное воздействие на развивающиеся рынки». По его словам, другие развивающиеся рынки также продемонстрируют заметный рост, в том числе Индия, Индонезия, Бразилия и Россия.
Не только смартфоны, но и планшеты
Производители обычных смартфонов реагируют на все большее распространение бюджетных моделей по-разному. На прошлой неделе стартовали продажи смартфона Nokia Lumia 920 на базе операционной системы Windows Phone 8. При условии заключения двухгодичного контракта с оператором этот смартфон стоит $99. Одновременно с Nokia Lumia 920 в продажу поступила младшая модель на базе той же платформы – Nokia Lumia 820. Этот смартфон при условии заключения контракта стоит $50. Оба смартфона нельзя назвать бюджетными (Nokia Lumia 920 без контракта стоит около $450), так что возможность купить их по столь низким ценам уже показательна. Продажа смартфонов по значительно более низкой цене с контрактом широко распространена, но преимущественно в развитых западных странах. Компании, производящие более дорогие смартфоны, прежде всего Apple, получают значительную часть прибыли от послепродажных операций – продажи приложений, музыки и т. д. Так что привлечение пользователей с низким уровнем дохода, которые являются основными покупателями бюджетных смартфонов, лишь незначительно повысило бы прибыль в этом отношении. По словам аналитика Euromonitor International Миколы Головко, «отсутствие бюджетной модели – это фактор, который ограничивает продажи iPhone на развивающихся рынках», при этом создание бюджетного смартфона не является целью компании. По его мнению, появление дешевого iPhone поставило бы под угрозу рентабельность флагманской модели компании.
Параллельно с ростом продаж бюджетных смартфонов происходит распространение бюджетных планшетов (до $250). По оценке Ovum, продажи планшетов будут расти в среднем на 22% в год. Ожидается, что в 2012 году продажи планшетов составят 130 млн, в 2017 году – уже 349 млн. На данный момент 52% продаж составляют iPad, но, по мнению аналитиков Ovum, их доля будет падать (до 40% в 2017 году), в то время как доля планшетов на базе Android вырастет (35% в 2012 году, 42% – в 2017-м). В качестве типичных примеров бюджетных планшетов можно назвать Kindle Fire от Amazon и Nexus 7 от Google, которые стоят $160–200. Бюджетные смартфоны производят многие китайские компании – ZTE, Huawei, HTC, Lenovo. По мнению господина Головко из Euromonitor International, рынок планшетов в целом ожидает значительное падение цен. А это, по мнению ряда экспертов, скорее всего, приведет к изменениям и на других смежных рынках – мобильной рекламы и другого мобильного контента (игр, приложений и т. д., см. интервью).
У нас
В России в январе–июне продано 4,8 млн смартфонов на 49,8 млрд руб., сообщается в отчете «Евросети». Рынок бюджетных смартфонов ценой (до 4 тыс. руб.) набирает обороты, говорит вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин. «Еще в начале 2012 года таких моделей почти не было, сейчас же около 6% от всех продаваемых в России смартфонов составляют именно эти аппараты»,– подсчитал он. По его словам, на российский рынок бюджетные смартфоны в основном поставляют Fly, Alcatel – на операционной системе Android и Nokia – на ОС Symbian.
По итогам девяти месяцев 2012 года на долю бюджетных смартфонов (дешевле 5 тыс. руб.) приходится порядка 20% всех продаж смартфонов в сети салонов «Связной», сообщили «Ъ» в пресс-службе ритейлера. Бюджетные смартфоны выпускают Samsung, Nokia, Fly, Alcatel, Explay; управляются такие устройства ОС Bada, Symbian, Android, а также Nokia OS серии Asha, уточнили в «Связном». Кроме того, операторы связи также выпускают недорогие брендированные модели, добавляет господин Луканин. Продажи таких устройств составляют 10% от продаж всех смартфонов в розничной сети МТС. Бюджетными в МТС считают смартфоны от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Один из них – МТС 960. По словам представителя оператора Дмитрия Солодовникова, он начал продаваться в сентябре и стал первым на российском рынке смартфоном по цене ниже $100. «При цене 2990 руб. МТС 960 не уступает по техническим параметрам аналогам на рынке, позволяет в полной мере пользоваться мобильным интернетом, почтой, приложениями, общаться в социальных сетях»,– говорит господин Солодовников.
В розничной сети «МегаФона» также продается смартфон дешевле $100. Это TP-DS-1, его цена 2,9 тыс. руб., говорит представитель оператора Юлия Дорохина. В розничной сети «МегаФона» фирменные мобильные телефоны и смартфоны также составляют 10% от всех продаж в салонах, добавляет она. Но самые популярные бюджетные смартфоны в сети «МегаФона» – от Nokia и Samsung. При этом, по ее словам, лидером продаж по итогам последнего полугодия является Samsung S5250, цена – немногим больше 4 тыс. руб. Две модели Android-смартфонов – ценой в 3 999 руб.– с прошлого года в уральском регионе продает и «Ростелеком». К запуску собственных 3G-сетей в двух десятках регионов России во втором квартале 2013 года «Ростелеком» предложит рынку новые бюджетные смартфоны, обещает представитель оператора Кира Кирюхина.
«В целом бюджетные смартфоны хорошо продаются: для многих людей такой смартфон – первый в жизни. Кроме того, сейчас, как известно, идет массовая замена парка телефонов смартфонами. Сегодня у нас доля продаж смартфонов – порядка 22%. Несколько лет назад это было недешевое удовольствие, а сегодня телефоны вполне доступны и имеют достойный функционал»,– рассуждает госпожа Дорохина. Эти процессы приведут в существенному росту рыночной доли бюджетных смартфонов. По прогнозу Виктора Луканина из «Евросети», продажи недорогих смартфонов на российском рынке в 2013 году вырастут примерно вдвое.
Яна Рождественская, Владислав Новый, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых проектах.