Декоративное изображение
7 274

Поделиться

Украина. Супермаркет закрывается: где будем делать покупки?

Курсовые колебания на валютном рынке могут изменить лицо украинских супермаркетов и торговых центров. "Дно" рынок ритейла прошел еще летом, владельцы торговых сетей научились жить во время кризиса. Они оптимизировали бизнес, закрыли неприбыльные точки и переключились на продажу недорогих отечественных товаров. Но курсовые колебания могут спровоцировать исчезновение многих супермаркетов. Ведь украинские ритейлеры имеют значительные валютные кредиты, потому дорогой доллар заставит их уйти с рынка.

В разгаре кризиса украинцы отказались от регулярного шоппинга, перестали тратить деньги в магазинах, а владельцы торговых сетей массово закрывали точки. Коллапса в рознице не произошло и торговля не переместилась на рынки и в ларьки образца 90-х. Более того - потребительские настроения украинцев улучшаются. Но это вовсе не значит, что они будут больше покупать, убеждены эксперты. До конца года в Украине исчезнут многие торговые точки.

Украинцы готовы покупать

У социологов и экономистов есть хорошие новости. Материальное положение украинцев начинает улучшаться. Компания GFK Ukraine совместно с Международным центром перспективных исследований ежемесячно оценивает потребительские настроения граждан. Августовское исследование показало: после двух месяцев стабильного ухудшения потребительских настроений украинцы вновь готовы пройтись по магазинам.

Индекс потребительских настроений рассчитывается по 200-балльной шкале, баллов, где 0- абсолютный пессимизм большинства респондентов, а 200 – наиболее благоприятная оценка своего материального состояния и потребительских возможностей. Но и то, и другое – никогда не встречающиеся крайности. Как правило, настроения потребителей колеблются в районе отметки 100. В августе 2009 года индекс потребительских настроений вырос на 6 пунктов и составил 63,2. "Это - не самый высокий результат за год, но примечательно, что он впервые связан не с экономическими ожиданиями, а с готовностью совершать крупные покупки", - рассказал интернет-газете "СЕЙЧАС" руководитель проекта, экономист Международного центра перспективных исследований Максим Борода.

Исследователь отмечает, что готовность делать покупки нетипична для периода роста курса доллара, как это было в августе. По мнению экономиста, это может быть связано с тем, что потребители устали жить в ожидании плохих новостей – дефолта, массовой безработицы и американской валюты по 15 грн. "Большинство мрачных прогнозов на осень не оправдались", - говорит Максим Борода. Но о том, что потребительские настроения высоки, говорить пока не приходится.

Торговцы обеспокоены валютой

Но если покупатели устали бояться курсовых колебаний, то продавцы ими очень обеспокоены. Рост потребительских настроений их не радует. "Потребительские настроения не влияют напрямую на готовность людей тратить деньги. Что касается розничной отрасли, сами "розничники" оценивают перспективу не слишком оптимистично", - рассказал интернет-газете "СЕЙЧАС" директор компании RetailStudio Михаил Грищенко.

Больше, чем готовность потребителей делать покупки, их беспокоит способность Нацбанка держать курс доллара в разумных пределах. Во время пресс-конференции ежегодного ритейл-форума "Сетевой ритейл Украины: SWOT-анализ" председатель наблюдательного совета ЗАО "Фуршет" Игорь Баленко заявил: "Если гривна будет колебаться 10-12 грн/$, я думаю, что очень громкие будут уходы с рынка. Курса 12 грн. не выдержит практически ни одна сеть, потому что у всех долларовые кредиты".

Это подтверждает и Грищенко. По его словам, практически всем розничникам пришлось перезаключить кредитные договоры на более выгодных условиях, иначе магазины просто не смогли бы работать. Но сейчас перед ними стоит другая проблема – аренда помещений. Ведь большие торговые центры в мегаполисах строились, как правило, тоже в кредит. В начале года, боясь остаться без арендаторов, владельцы торговых площадок сокращали арендные ставки и ли переводили их в гривны. Но в начале осени от этой тактики решили отказаться. По информации RetailStudio, как минимум 10 крупных торговых центров Киева пересматривают договоры аренды. Так что многие магазины ждет переезд.

Торговцы займутся главным

В неблагоприятных валютных условиях и при росте арендных ставок логично предположить, что розница будет увеличивать цены на товары. Но у торговцев чем бы то ни было, сейчас нет такого ресурса – может, настроения украинцев и улучшилось, но покупают они по-прежнему мало. По данным Госкомстата, за 7 месяцев 2009-го оборот розничной торговли сократился на 20%. Выход один – оптимизировать бизнес.

Первыми начали перестраиваться ритейлеры, специализирующиеся на электронике и мобильной связи. Именно этот сектор пострадал больше других – продажи по сравнению с прошлым годом упали на 70%. Многие представители сегмента ("Домотехника", melofon Germanos и т. д) ушли. Оставшиеся на рынке закрывают точки, не приносящие доход и переезжают в помещения с более выгодными арендными ставками.

Еще одно условие, необходимое для выживания – узкая специализация. Если до кризиса в одном магазине можно было купить все – от зажигалки до пылесоса, то отныне ритейлеры предпочитают специализироваться на основной группе товаров. "В нынешних условиях потребитель стал рациональным, к каждой покупке подходит взвешенно, осторожно. Поэтому, чтобы выжить, рознице нужно соответствовать реальному спросу и возможностям рынка. Для многих это будет шанс найти свою нишу", - объяснил на пресс-конференции эту тенденцию президент Unitrade Group Владимир Колодюк.

По мнению Грищенко, структуризация рынка еще не закончилась. До конца года мы услышим о закрытии нескольких торговых центров и супермаркетов, убежден эксперт. Но отовариваться исключительно на рынках и ларьках у дома нам все же не грозит. По прогнозам, в игре останутся только те торговые сети, которые имеют собственные оборотные средства для роста. А этим могут похвалиться только крупные участники рынка.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами