Декоративное изображение
5 855

Поделиться

"У наших бизнесменов есть комплекс. Мы считаем европейцев опытнее и умнее"

На днях я заехал посмотреть, как работает мой магазин в одном из крупнейших торговых центров Москвы. Собираясь уходить, встретил знакомого, который водил по центру делегацию иностранных ритейлеров. Они прикидывали, как им начать работать в России. Таких делегаций в последние годы много. Желание расширить свой бизнес плюс кризис заставляют предпринимателей искать новые рынки. А что же наши? Почему они не делают того же?
У российских бизнесменов есть комплекс неполноценности. Мы традиционно полагаем непреодолимыми культурные и образовательные различия с Европой. Мы считаем западных бизнесменов более опытными и умными. Но в чем принципиальная разница между нами и коллегами из других стран?
У нас есть свой большой рынок, где можно много лет наращивать бизнес. Мы в основной своей массе не знаем языков и стыдимся этого. Поэтому рассматриваем те страны, где можно говорить по-русски: Казахстан, Украина, Белоруссия, Азербайджан… Другая болезнь российского бизнеса — привычка к «серым» схемам — кажется нам неизлечимой. С этой дурной болезнью в цивилизованное общество вряд ли принимают…
Я же считаю, что на международный рынок может выйти кто угодно, если у него есть продукт или технология, да даже просто амбиции и деньги. С моей прежней компанией мы сначала с нуля построили розничную сеть в Германии, потом купили убыточную сеть в Скандинавии, выстроили все процессы, вывели бизнес в прибыльность. Сейчас, в новом моем бизнесе, мы снова пришли в Европу: выкупили проблемные магазины в Германии, открываем новые точки Imaginarium по всей стране, в следующем году собираемся выходить в другие страны. Обидно, что наш пример не заразителен.
В Европе много плюсов: развитая инфраструктура, четкие правила, дешевые кредиты, эффективная судебная система, низкая коррупция и высокий платежеспособный спрос. Минусы — высокая конкуренция, низкая доходность, изощренное трудовое законодательство. Там легко обанкротиться: вы не сможете годами тянуть убыточный бизнес, задерживая платежи и не выплачивая зарплату. Ну и, конечно, проблема финансирования. Россиянам там трудно взять кредит, приходится вкладывать свои деньги.
В остальном — бизнес как бизнес, зачастую наши справляются лучше местных. Когда сам я шесть лет назад собирался выйти в Европу, думал, что там работают более «крутые» парни. Оказалось, ничего экстраординарного, мы были не хуже. Евгений Бутман, совладелец Ideas4retail Секрет фирмы
Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами