Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 843
Поделиться
"У наших бизнесменов есть комплекс. Мы считаем европейцев опытнее и умнее"
На днях я заехал посмотреть, как работает мой магазин в одном из крупнейших торговых центров Москвы. Собираясь уходить, встретил знакомого, который водил по центру делегацию иностранных ритейлеров. Они прикидывали, как им начать работать в России. Таких делегаций в последние годы много. Желание расширить свой бизнес плюс кризис заставляют предпринимателей искать новые рынки. А что же наши? Почему они не делают того же?
У российских бизнесменов есть комплекс неполноценности. Мы традиционно полагаем непреодолимыми культурные и образовательные различия с Европой. Мы считаем западных бизнесменов более опытными и умными. Но в чем принципиальная разница между нами и коллегами из других стран?
У нас есть свой большой рынок, где можно много лет наращивать бизнес. Мы в основной своей массе не знаем языков и стыдимся этого. Поэтому рассматриваем те страны, где можно говорить по-русски: Казахстан, Украина, Белоруссия, Азербайджан
Другая болезнь российского бизнеса — привычка к «серым» схемам — кажется нам неизлечимой. С этой дурной болезнью в цивилизованное общество вряд ли принимают
Я же считаю, что на международный рынок может выйти кто угодно, если у него есть продукт или технология, да даже просто амбиции и деньги. С моей прежней компанией мы сначала с нуля построили розничную сеть в Германии, потом купили убыточную сеть в Скандинавии, выстроили все процессы, вывели бизнес в прибыльность. Сейчас, в новом моем бизнесе, мы снова пришли в Европу: выкупили проблемные магазины в Германии, открываем новые точки Imaginarium по всей стране, в следующем году собираемся выходить в другие страны. Обидно, что наш пример не заразителен.
В Европе много плюсов: развитая инфраструктура, четкие правила, дешевые кредиты, эффективная судебная система, низкая коррупция и высокий платежеспособный спрос. Минусы — высокая конкуренция, низкая доходность, изощренное трудовое законодательство. Там легко обанкротиться: вы не сможете годами тянуть убыточный бизнес, задерживая платежи и не выплачивая зарплату. Ну и, конечно, проблема финансирования. Россиянам там трудно взять кредит, приходится вкладывать свои деньги.
В остальном — бизнес как бизнес, зачастую наши справляются лучше местных. Когда сам я шесть лет назад собирался выйти в Европу, думал, что там работают более «крутые» парни. Оказалось, ничего экстраординарного, мы были не хуже.
Евгений Бутман, совладелец Ideas4retail
Секрет фирмыИнтервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?