Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 080
Поделиться
Цены-2011
Ценовое ралли-2010
Сколько мы будем тратить в наступившем 2011 году — вопрос, волнующий без исключения всех россиян. Увы, нас уже приучили к тому, что в новом году по сравнению с прошлым цены на все товары и услуги неуклонно растут. Можно с уверенностью констатировать, что 2011 год исключением не станет.
По данным Росстата, в прошлом году по стране рост стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг составил около 10,2% — до 8591 руб., в Москве с января по ноябрь этот показатель вырос с 11,4 тыс. до 12 тыс. руб. В набор входят 83 наименования товаров и услуг. Это основные продукты питания (хлебобулочные изделия и крупы, мясо, молоко, яйца, рыба, фрукты, овощи), а также алкоголь и табачные изделия. Кроме того, потребительская корзина дополняется лекарствами, одеждой и обувью, предметами домашнего обихода, бытовой техникой, жилищными услугами, водой, электроэнергией, транспортом. В структуре потребительских расходов населения, практически неизменной от года к году, продукты составляют 38%, непродовольственные товары — 36%, а различного рода услуги — 26%.
Любопытно, что средние доходы россиян, если верить сухой статистике, увеличились на 10,6% — до 18,5 тыс. руб. в третьем квартале 2010 года. Однако на то они и средние — в России расслоение богатых и бедных очень велико: коэффициент дифференциации (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) равен почти 16, так что этот паритет между ростом цен и доходов фактически мнимый. В подтверждение этому тезису — данные Росстата по росту номинальных и реальных доходов россиян за 2010 год: 11% и 4% соответственно.
В начале прошлого года в Минэкономразвития полагали, что инфляция составит 6,5-7,5%, но впоследствии эти прогнозы стали пересматриваться в сторону увеличения. Так, в августе глава Минфина Алексей Кудрин уже утверждал, что инфляция дойдет до 7,5%, а на следующий 2011 год министр указывал ее пределы от 6% до 7%.
Однако индекс потребительских цен по итогам года составил 108,7, иными словами, инфляция, которую в очередной раз не удалось удержать в официально заявленных рамках, за 2010 год выросла до 8,7%. Продукты подорожали на 12,8%, непродовольственные товары — на 5%, услуги — на 8,1%. К примеру, в среднем по стране с начала 2010 года картофель подорожал с 14,6 руб. за кило до 30,5 руб., литр стерилизованного молока — с 36 до 43,5 руб., сахар — с 34 до 41 руб. за кило, гречка — с 25,5 руб. до 77,7 руб.
Дальше — больше: в 2011 году эксперты предрекают нам "ценовое цунами".
Изменение поведения
Пик экономического кризиса миновал, с ним ушли и старые привычки: россияне больше не склонны тратить с широким размахом: на ценник все смотрят. Например, в Москве 35% респондентов, опрошенных в июне прошлого года исследовательской компанией Nielsen, признались, что при повышении цены на алкоголь сократят его потребление, 25% ответили так же относительно шоколадных изделий.
По словам директора отдела специализированных исследований "Nielsen Россия" Ольги Малинкиной, ключевым принципом стала сдержанность в тратах, а основным фактором выбора товара — разумное соотношение цены и качества продукции. "Россияне стали подходить к покупке товаров более рационально,— говорит Малинкина.— Войдя в магазин, они стараются покупать то, что им действительно необходимо, сосредоточившись на продуктах базового потребления и сокращая покупку товаров для удовольствия".
Изменилось и отношение к цене: россиянам больше не стыдно покупать более дешевые бренды и товары в больших упаковках, чтобы выиграть в соотношении "объем / цена" в долгосрочной перспективе.
По наблюдениям фонда "Общественное мнение", на потребительскую активность существенно влияет информация, распространяемая СМИ, и негативные явления, с которыми они сталкиваются лично, ограничение доходов, безработица, рост цен. Это порождает неуверенность в завтрашнем дне и резко влияет на стратегию расходов и приоритеты покупок. На семейных бюджетах большинства россиян сказалась также вынужденно возросшая концентрация спроса на предметах первой необходимости, быстро дорожавших в 2010 году, констатируют эксперты Института глобализации и социальных движений.
Логично, что растут продажи товаров экономсегмента, дорогое заменяется более приемлемым по цене.
Яркий пример — пресловутая гречка, которую продают в розницу до 100 руб. за кило. Причиной сложившейся ситуации с гречневой крупой являются спекуляции на продовольственном рынке со стороны посредников и оптовиков, убежден председатель Совета Центросоюза потребительских обществ РФ Евгений Кузнецов. "Крупы в стране достаточно, но спекулянты устроили ажиотаж, придержав товар и затем взвинтив цену на него,— объясняет он.— В конце 2010 года цена на гречку достигла границы платежеспособного спроса, и реакция потребителей не заставила себя долго ждать: люди стали покупать другие крупы — дешевеющие рис, перловку, горох. Например, продажи риса в декабре в среднем выросли на 2-3%, то же произошло с пшеном, и я думаю, в начале года эта тенденция сохранится. Следовательно, цена на гречневую крупу должна снизиться. В 2011 году крупы могут дорожать, но не более чем на 1-3 руб.".
Волна непродовольственного удорожания
Что же за "ценовое цунами", о котором предупреждают аналитики, нас ждет? Официальные прогнозы свидетельствуют, что в 2011 году инфляция составит 6-7%, но аналитики считают этот сценарий чересчур оптимистичным: по их словам, инфляция будет в лучшем случае на уровне 7,5-8%, а то и всех 9-10%. Основными локомотивами повышения цен станут увеличение акцизов на бензин и нефтепродукты, рост тарифов на электроэнергию и грузопассажирские перевозки железнодорожным транспортом, утверждает директор департамента оценки РБС Crowe Horwath Максим Тищенко.
По словам старшего научного сотрудника Центра развития ГУ-ВШЭ Максима Петроневича, баррель нефти на мировых рынках уже вплотную приблизился к отметке $90, то есть к максимальному уровню с сентября 2008 года, и это не предел. Оптовые цены на бензин растут пропорционально внешним ценам на нефть, и если динамика будет схожей, то уже в первом полугодии цены на бензин могут увеличиться на 25-30%. Также с нового года увеличены акцизы на топливо, в 2011 году на их долю уже заложено по рублю в каждом литре.
А кроме того, на цены на топливо повлияет и переход на стандарт "Евро-3" — нефтепереработчики будут компенсировать затраты на переоборудование заводов. Соответственно, и транспортная составляющая в цене перевозимых товаров увеличивается.
На рост потребительских цен серьезно повлияет также резкое увеличение ставок страховых взносов во внебюджетные фонды, указывают эксперты Центра развития ГУ-ВШЭ. Напомним, что с 1 января 2010 года российские работодатели вместо единого социального налога (ЕСН) платят страховые взносы в пенсионный фонд и фонды медицинского и социального страхования. В прошлом году их размер соответствовал уровню базовой ставки ЕСН, действовавшей прежде,— 26%. С 2011 года для российских компаний суммарная ставка взносов повышена до 34%. По словам Максима Петроневича, поскольку нагрузка на малый бизнес сильно возрастет, то работодатели будут компенсировать рост взносов за счет потребителей, увеличивая стоимость предоставляемых услуг.
Подталкивать цены вверх будут и довольно серьезно возросшие, как обычно — с нового года, регулируемые государством тарифы. Во-первых, ЖКХ. Платить за "коммуналку" придется больше минимум на 13% (это в целом по стране, а в отдельных регионах рост будет больше). Так, тарифы на водоснабжение, устанавливаемые для каждого региона отдельно, в Москве вырастут не более чем на 18%, в Петербурге — не более чем на 19%. В ряде областей рост составит чуть более 10%, в других — 20%. Увеличение тарифа на тепло в Москве ограничено 12,5%, в Санкт-Петербурге — 15,9% (в зависимости от региона цены на тепло могут увеличиться на 6,2-22,4%). Газ подорожает дважды — с января на 5%, с апреля — еще на 9,5%, а стоимость электроэнергии для граждан увеличится в среднем на 10-15%.
Цены на билеты на поезда в 2011 году увеличатся на 10%, на столько же в Федеральной службе по тарифам решили повысить стоимость провоза багажа и ручной клади. Кроме того, чиновники отменили традиционную новогоднюю скидку на билеты, зато оставили наценки в высокий сезон. Что касается городского и пригородного транспорта, то метро в Москве в 2011 году уже подорожало на два рубля — до 28 руб. за поездку. В автобусах, трамваях и троллейбусах цены повысились с 24 до 25 руб., а в электричках тарифы увеличились на 6%.
В наступившем году индексируется акциз на этиловый спирт — на 10%, также повышается минимальная розничная цена на водку с 89 до 98 руб. за 0,5 л. С начала года начинает действовать минимальная цена и на коньяк — не меньше 193 руб. за 0,5 л. Кроме повышения нижней границы стоимости ряда алкогольных напитков ожидается рост цен на всю алкогольную продукцию, который, впрочем, не должен превысить 10%. Цены на табачные изделия вырастут соответственно повышенным с нового года акцизам — на 3-10 руб. за пачку.
По лекарствам ситуация будет относительно спокойной: для жизненно необходимых лекарственных средств есть потолок в 8%, определенный государством. Что касается остальных препаратов, то, возможно, там будет движение чуть больше 8%, но резкого скачкообразного роста цен не ожидается, говорит гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.
Несколько слов о том, на что цены расти вряд ли будут. По мнению экспертов, это относится к бытовой технике и автомобилям. "Большая часть из этого в Россию ввозится, это достаточно открытые рынки, где сильна конкуренция, — рассуждает Максим Петроневич. — Импортеры идут на довольно суровые меры по поддержанию цен на свою продукцию на конкурентном уровне, поэтому цены останутся на том же уровне, что и в прошлом году".
Продразверстка
Продолжение роста цен на продовольствие, которое составляет наибольшую долю в структуре потребительских расходов,— это то, чего точно следует ожидать в новом году. По оценкам Максима Тищенко, продукты питания в целом могут подорожать на 30%. Мало того, что они традиционно зимой дорожают и засуха сгубила урожай, есть еще и существенный разрыв между внутренними и внешними ценами по ряду продуктов.
Так, на мировых рынках сильно выросли цены на основные продукты питания. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), зерновые, мясо, молоко, сахар и масло подорожали к Новому году до рекордных уровней, а общий индекс цен на продовольствие превысил уровень 2008 года, когда был предыдущий пик. На российских ценах это тоже будет отражаться, причем по всей продовольственной гамме, убежден Петроневич.
"Продолжат расти цены на зерно в связи с тем, что урожай в США ожидается не очень хороший, а Россия может продлить эмбарго на экспорт зерна, — размышляет аналитик компании "Инвесткафе" Антон Сафонов. — Все это приведет к тому, что случится новый виток роста цен на хлеб, мясные продукты, яйца".
Но рост потребительских цен на муку и хлеб связан не только с ростом цен на зерно, добавляет вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут: "Растут ведь и тарифы на перевозку зерна (в 2011 году они будут проиндексированы на 8%), топливо, электроэнергию и коммунальные услуги. К тому же доля цены на зерно в розничных ценах на муку составляет около 50%, в розничных ценах на хлеб — порядка 20%, а почти половина розничной цены на эти товары формируется в сфере их торгового оборота". Впрочем, учитывая активную позицию государства в вопросах контроля роста цен и поставки зерна из интервенционного фонда, Корбут прогнозирует умеренный рост розничных цен на хлеб на уровне инфляции.
Молоко также будет дорожать. По словам директора по корпоративным коммуникациям компании "Юнимилк" Павла Исаева, из-за позднего осеменения коров, вызванного засухой, сдвинутся сроки прихода "большого молока", что негативно будет сказываться как на цене молока-сырья, так и на цене готовой молочной продукции в первом полугодии. Падение производительности ферм и нехватка кормов приведут к тому, что в 2011 году цена молока у производителя поднимется минимум на 20%, считают в Институте конъюнктуры аграрного рынка.
Фрукты если и подорожают, то в рамках инфляции. Основополагающий фактор, влияющий на их цену,— это потребительский спрос. "На сегодняшний день предпочтение покупателей сформировано, доля фруктов в потребительской корзине вряд ли существенно изменится, — говорит главный редактор информагентства FruitNews Михаил Мищенко. — Природные аномалии, наносящие серьезный урон производству в том или ином регионе, могут негативно отразиться и на поставках фруктов. Но недостающие объемы будут восполнены другими странами-поставщиками, поэтому на цене это тоже существенно не отразится".
По мясу ситуация складывается противоречивая. Так, говядина будет неизбежно дорожать (по оценкам Национальной мясной ассоциации, минимум на 15%), и это мировая тенденция, на дешевое импортное сырье рассчитывать не приходится, говорит Евгений Кузнецов. Зато цены на свинину и мясо курицы останутся стабильными. Прирост в свиноводческом комплексе страны за 10 месяцев прошлого года составил 10%. В частности, это объясняется и тем, что засуха не повлияла на рацион всеядных свиней. Оптовые отпускные цены на мясо свинины на российских предприятиях и в личных подворьях остаются на уровне позапрошлого года. "Отрасль прибавит не менее 200 тыс. тонн мяса птицы в убойном весе, что наряду с импортом и переходящими запасами 2010 года позволит сдерживать рост цен на протяжении всего года", — полагает глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
До апреля 2011 года могут расти цены на сахар, поскольку из-за засушливого лета урожай был настолько низкий, что всего удалось произвести около 2,7 млн тонн при внутренней потребности в 5,5 млн тонн, говорит Сафонов. То есть отечественный сахар закончится уже в феврале, и цена на него будет определяться исключительно импортными ценами. Однако такая ситуация будет продолжаться всего несколько месяцев, поскольку в Бразилии ожидается очень хороший урожай, и это позволит ценам снизиться.
С картофелем ситуация будет похожей на ту, что сложилась с гречкой. "Да, в прошлом году был неурожай, но картошку нам везут из Израиля, причем по бросовым ценам. Однако, скорее всего, спекулянты постараются максимально заработать на мнимом дефиците, поэтому рост цены на этот продукт, скорее всего, неизбежен,— рассуждает Евгений Кузнецов. — К тому же у него нет заменителей, как, скажем, у той же гречки. Бойкотировать картофель и переключаться на другой товар сложнее". По оценкам общественной организации "Сельская Россия", цена на картофель будет расти до нового урожая минимум на 30%.
Отметим, что год назад эксперты прогнозировали довольно умеренный рост потребительских цен, по большей части в рамках инфляции. На деле же стоимость товаров и услуг для россиян выросла гораздо значительнее. Правда, никто не мог предсказать небывалую засуху, из-за которой те же продукты дорожали не по дням, а по часам.
Очевидно, что заявления властей о постепенном выходе экономики из кризиса — это популизм и успокоение нации: сдержать потребительскую инфляцию пока не представляется возможным. Реальные доходы россиян не растут, а падают, но при этом платить мы будем, судя по всему, только больше.
Журнал «Деньги» № 1-2 (808-809)
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?