Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ценовой беспредел: почему россияне переплачивают за импортные товары
Наши предприимчивые соотечественники на разнице цен даже делают прибыльный, но не всегда легальный бизнес, ввозя в Россию маленькими партиями товары, купленные за границей в розницу, и продавая их в нашей стране по ценам чуть ниже российских, но выше зарубежных.
Попробуем выяснить, почему продукция известных брендов в российских магазинах порой стоит значительно дороже, чем за рубежом, и существуют ли способы борьбы с таким ценовым беспределом.
Разброс цен
Чтобы не быть голословными, приведем примеры, характеризующие разброс цен на одни и те же товары в России и других странах. Начнем, пожалуй, с одежды. Неспроста некоторые российские модницы и модники специально отправляются в так называемые шопинг-туры за границу или просто заказывают зарубежную одежду через Интернет.
Так, например, в мае текущего года моя коллега смогла купить в Испании кожаную куртку известной испанской фирмы за 199 евро, что в переводе на российскую валюту на тот момент составляло около 8 тыс. руб. За такую же куртку в московских бутиках придется выложить почти 16 тыс. руб., то есть вдвое больше. Более того, значительная разница в ценах наблюдается не только по сравнению со страной – родиной бренда. В Великобритании, например, та же куртка в мае стоила около 225 фунтов стерлингов, или 11 тыс. руб. А это почти на треть дешевле, чем в России.
Цены на одежду американских брендов также различаются. Например, мужской свитер одной известной американской марки в США можно купить в пределах 100 долл., а в РФ его цена доходит до 8 тыс. руб.
Ярким примером ценовой пропасти также являются цены на смартфоны, планшеты и прочие гаджеты. Если постараться, в Рунете, конечно, можно найти онлайн-магазины, продающие тот же планшет лишь на 1 тыс. руб. дороже, чем в США или другой стране – родине конкретного бренда. Однако в широко известных магазинах в Москве цена обычно оказывается как минимум вдвое больше.
В мае 2012г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ даже признала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) виновными в ценовом сговоре при реализации в России смартфонов корпорации Apple – iPhone 4. Впрочем, действия антимонопольного органа, видимо, уже оказали эффект на цены. По крайней мере к моменту принятия решения по делу обе стороны успели добровольно прекратить выявленные нарушения.
Не все так плохо
Вместе с тем, как отметил в беседе с РБК директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, некоторые импортные товары в России стоят даже дешевле, чем за рубежом. Это относится, в частности, к непрофессиональным любительским фотоаппаратам японских брендов, которые в РФ зачастую можно купить по более выгодной цене, нежели в Европе и США.
В целом же цены на импортную мелкую бытовую технику, включая мобильные телефоны и ноутбуки, в России и за границей сопоставимы, считает А.Гуськов. При этом, по его словам, у некоторых брендов существует разная ценовая политика для различных стран.
Что касается крупной бытовой техники, то 80-85% стиральных машин и холодильников и 80% телевизоров ведущих международных брендов и вовсе производятся в России, указывает представитель РАТЭК, что, соответственно, положительным образом влияет на их ценообразование.
ФАС за либерализацию
В Федеральной антимонопольной службе одной из причин разрыва в ценах на товары зарубежных марок называют действующий в России запрет на параллельный импорт, то есть на ввоз в страну продукции, защищенной товарным знаком, без согласия правообладателя марки. «Российская компания сегодня не может ввезти легально купленный в той же Европе товар для целей перепродажи. Ей для такого ввоза нужно получить еще согласие обладателя патента в письменном виде на конкретную партию товара», – разъяснял суть проблемы членам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) глава ФАС Игорь Артемьев в конце апреля. По его словам, во многих случаях российским предпринимателям приходят немотивированные отказы в получении разрешений от производителей, что не способствует конкуренции в РФ. Между тем эксклюзивные дилеры нередко завышают цены на товары по сравнению с их стоимостью за границей.
В этой связи ФАС уже несколько лет предлагает снять ограничения на параллельный импорт, то есть разрешить ввоз фирменных товаров в Россию не только эксклюзивным дилерам, но и другим предпринимателям, легально купившим продукцию за рубежом. По оценкам ведомства, эта мера позволит снизить цены на соответствующие товары в нашей стране в среднем на 15%. «Если бы поставщиков в России было побольше, то, наверное, можно было бы говорить о снижении цен импорта», – полагает И.Артемьев. При этом в ФАС считают, что не стоит связывать снятие запрета на легальный ввоз оригинальных товаров из-за рубежа с распространением условий для «серого» импорта. С контрафактом как раз необходимо бороться, подчеркивают в антимонопольной службе.
А пока что независимые импортеры из-за исков правообладателей частенько попадают в российские суды, которые выносят решения в пользу как одной, так и другой стороны. Одно из самых громких судебных разбирательств, связанных с параллельным импортом, прошло в 2008г., когда президиум Высшего арбитражного суда постановил вернуть владельцу конфискованный таможенниками автомобиль Porsche Cayenne, который был ввезен в РФ независимым импортером.
Европейский бизнес против
Однако члены Ассоциации европейского бизнеса выступают против либерализации параллельного импорта. Так, например, производители холодильников опасаются, что независимые импортеры не будут соблюдать надлежащие условия транспортировки и хранения технически сложных приборов, а возникшую в результате этого неисправность придется по гарантии устранять производителю. Между тем независимый дилер и вовсе может оказаться фирмой-однодневкой, беспокоятся производители.
Другие члены АЕБ предупреждают об опасности ввоза в РФ нерусифицированной техники, которая по техническим характеристикам может попросту не подходить для российских условий. Так, хлебопечки одной и той же фирмы, выставленные на продажу в РФ и Франции, настроены по-разному из-за того, что в РФ более грубая мука, привел пример один из участников дискуссии с ФАС.
Такие разные причины
Эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», выполнив в конце 2011г. исследование по заказу ассоциации РАТЭК и Содружества производителей фирменных торговых марок («РусБренд»), пришли к выводу, что снятие запрета на параллельный импорт в РФ существенно не повлияет на цены товаров. «Даже при весьма значительном исходном ценовом разрыве потенциальное снижение розничных цен по обследованным товарным категориям в большинстве случаев ограничится максимум 3-5%», – полагают в НИУ ВШЭ. Эксперты анализировали цены на рынках косметики, парфюмерии, потребительской электроники, автозапчастей и спортивной одежды и обуви.
По мнению авторов исследования, различия в ценах на фирменные товары в настоящее время обусловлены такими факторами, как издержки на производство, логистику, продвижение товара, уровень платежеспособности спроса. Эксперты также считают, что низкие цены параллельного импорта зачастую обусловлены закупками товара с истекающим сроком годности, бракованных партий, снижением качества из-за ненадлежащих условий хранения, отсутствием издержек на рекламу, снижением затрат на клинические испытания и сертификацию.
Противники легализации параллельного импорта считают, что эта мера, напротив, будет иметь негативный эффект для российского рынка и лишь повысит риски появления контрафактной некачественной продукции. «Скорее всего, полное открытие границ для параллельного импорта ударит по потребителям», – полагает исполнительный директор «РусБренда» Алексей Поповичев. По его мнению, проблема с ограничением параллельного импорта в РФ во многом надуманная, поскольку далеко не все правообладатели брендов препятствуют параллельному импорту своей продукции. Из 400 тыс. товарных знаков, зарегистрированных в Роспатенте (половина из них приходится на иностранные бренды), в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности зарегистрировано более 2 тыс. знаков.
Вместо заключения
Хотелось бы также отметить, что вне зависимости от того, будет ли в России когда-нибудь легализован параллельный импорт или нет, цены на все заграничные товары – защищаемые товарными знаками или не защищаемые – во многом будут зависеть от курса рубля. Ведь ослабление курса национальной валюты неминуемо отражается на росте импортных цен. Так что любителям заморских товаров остается следить за событиями в Европе и мировой экономике и уповать на укрепление рубля. Кроме того, в российском Минфине надеются, что влияние ослабления курса рубля на рост цен на импортную продукцию в РФ может быть частично нивелировано снижением импортных пошлин в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
top.rbc.ru/economics/15/06/2012/655143.shtmltop.rbc.ru/economics/15/06/2012/655143.shtml
Мария Привалова, РБК Новости
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.