Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Цена договорная
Наступивший год может стать первым за всю историю постсоветской России, когда уровень цен в магазинах станет определять не продавец, а покупатель. По сути это будет означать реальный приход рыночной экономики в наши края. Как ни парадоксально, но до сих пор мы продолжали жить в эпохе постсоветского дефицита, который просто принял форму не удовлетворенного до конца потребительского спроса. Итог - галопирующая инфляция. Продавать можно было все, что угодно, и практически по какой угодно цене. Перелом благодаря циклическому мировому кризису случился минувшей осенью. Резкое падение спроса породило новый рынок - рынок потребителя, который в отличие от дешевеющих традиционных товаров все больше набивает себе цену.
Судите сами. Несколько месяцев цены на виды продукции, по которым рассчитывается уровень инфляции, стояли на месте. В результате индекс цен, по предварительным данным Росстата, вырос за год всего на 8,8 процента. Цифра стала полной неожиданностью для всех. Ведь это самый низкий показатель за последние почти 20 лет! В прошлом году Минэкономразвития как минимум трижды уточняло прогноз роста потребительских цен. Причем каждый раз в сторону понижения. В этом году чиновники ожидают продолжения тенденции. Правительство предрекает инфляцию на уровне лишь 7-7,5 процента. И это будет новый рекорд. Вопрос в том, до каких именно пределов замедлится рост цен. И ответ на него зависит исключительно от нас с вами - всех российских покупателей.
За долгие годы мы привыкли, что цены в магазинах только растут. Причем быстро. Этот фактор оставался самым стабильным в отечественной экономике. Но в течение нескольких месяцев в прошлом году наблюдалась совсем другая картина. В преддверии зимы произошло падение цен на плодоовощную продукцию. Сильно подешевели деликатесы, например красная икра. Не говоря уже о резком падении цен на недвижимость. Что же будет в году наступившем?
"Цены на продовольственные товары будут увеличиваться", - считает управляющий директор X5 Retail Group Юрий Кобаладзе. В интервью "Итогам" он указал на несколько факторов, которые способствуют этому. Главный из них заключается в том, что подорожание продуктов питания - общемировая тенденция. Например, по данным аналитиков, из-за неурожая в Индии цена риса может вырасти на 63 процента. Правительство США уже выпустило предостережение, что молоко подорожает на 39 процентов. А по данным JPMorgan Chase & Co, на 25 процентов поднимется стоимость сахара. Но при этом следует отметить, что Россия, в том числе благодаря мировому продовольственному кризису, довольно быстро сокращает свою зависимость от импорта еды. Потому вовсе не обязательно, что в этом году рост мировых цен на продовольствие существенно скажется на внутреннем рынке. Продукты, конечно, подорожают, но импортозамещение и общее сокращение спроса сделает увеличение цен достаточно умеренным.
"Резкого роста цен на продовольственные ресурсы в Москве не ожидается как минимум до середины 2010 года", - сообщил руководитель департамента продовольственных ресурсов правительства Москвы Александр Бабурин. По его словам, залогом тому - большие запасы продовольствия в столице. Они не могут храниться вечно. Испортятся. А значит, продавцы вынуждены будут если не снижать цены, то по крайней мере сдерживать их рост.
На этот год Экономическая экспертная группа прогнозирует сокращение оборота розничной торговли в России на 0,5 процента. Повышать цены в таких условиях для торговцев смерти подобно. Вот и Юрий Кобаладзе признает, что контролируемые компанией торговые сети "Пятерочка" и "Перекресток" стараются держать цены всеми силами. И, по всей видимости, эта тенденция сохранится. Если, конечно, население не начнет закупаться впрок, что в условиях сокращения доходов маловероятно.
Все вышесказанное, впрочем, не означает, что в наступившем году все товары широкого спроса начнут дешеветь. Фактор снижения покупательской активности населения вошел в жесткое противоречие с действиями государства в области ценообразования. И хотя первый будет иметь более сильное воздействие на инфляцию, игнорировать второй тоже нельзя. А значит, стоимость товаров и услуг хоть и медленно, но расти все-таки будет.
Еще 2 октября 2009 года Федеральная служба по тарифам выпустила приказ с громоздким названием: "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям...". Надо ли уточнять, что организации ЖКХ в большинстве регионов тут же установили свои тарифы как раз на том самом максимальном уровне. Тютелька в тютельку, ни копейкой ниже. В среднем по стране услуги жилкомхоза выросли на 15 процентов. А услугами этими пользуются не только граждане в своих квартирах и домах, но и предприятия, включая производителей и продавцов разнообразных товаров. Так что, покупая в супермаркете кило риса, вы заплатите и за неурожай в Индии, и за обогрев, и за освещение торговых площадей. Ну и, конечно, за бензин, который будет сожжен, чтобы доставить товар к прилавку.
Кстати, о бензине. Поведение цен на это топливо ярко иллюстрирует всю российскую специфику в области ценообразования. В нашей стране бензин до сих пор дорожал вопреки каким бы то ни было трендам. Стоимость литра на российских АЗС отказывалась заметно снижаться даже тогда, когда баррель нефти стремительно катился вниз на мировых биржах. Причин тому несколько, но, видимо, главная состоит в том, что в стоимости бензина в России аж 44,1 процента составляют не себестоимость его производства, не прибыль производителя и не маржа продавца, а налоги. Об этом, например, говорится в исследовании, проведенном в конце прошлого года Министерством энергетики. Как следует из этого экспертного труда, при средней стоимости бензина Аи-92 в 22,39 рубля на налоги приходится почти 10 рублей: 3,42 рубля "съедает" НДС, 3,78 - налог на добычу полезных ископаемых и 2,69 рубля - акциз. Интересно, что чиновники министерства обратили внимание на тот факт, что если очистить бензин от налогов, он в России окажется одним из самых дешевых в мире. Более низкие цены на автомобильное топливо только в Иране и Венесуэле, где его стоимость жестко регулируется государством.
У нас же ситуация усугубляется опасениями, что в этом году случится небывалое: в стране, являющейся одним из крупнейших в мире производителей нефтепродуктов, возникнет дефицит бензина. Так, по данным компании "ЛУКОЙЛ", в неделю на один автомобиль у нас будет производиться 24 литра бензина, а не 31, как было в году минувшем. При сохранении нынешних объемов производства уже к 2015 году этот показатель составит 19 литров. Связано это прежде всего с тем, что благодаря вступлению в силу нового технического регламента будет меняться структура российского автопарка. Увеличится спрос на более экологически чистые высокооктановые нефтепродукты. А значит, стоимость топлива может возрасти. Впрочем, этому противодействует все то же снижение спроса. Спад продаж автомобилей носит поистине драматический характер. Так что не исключено, что нефтяники зря пугают дефицитом бензина. Бурный процесс насыщения рынка новыми авто, судя по всему, завершен. Докризисные объемы продаж машин восстановятся не скоро, значит - топлива хватит на всех.
А вот продукт, который подорожает в любом случае, причем существенно, - это водка. И "вина" за это опять же лежит на государстве. С 1 января вступил в силу приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, согласно которому национальный напиток не может стоить в рознице дешевле 89 рублей за пол-литра. В эту цену должны входить обязательные платежи в бюджет, в том числе акциз и налог на добавленную стоимость. В совокупности все эти отчисления в казну как раз и приближаются к заявленной минимальной цене водки. Производителям и продавцам горячительного придется поднять цену заметно выше 89 рублей. При условии, что власти будут эффективно бороться с продажей нелегальной (следовательно, дешевой) водки, этот продукт гарантированно ударит по кошельку потребителей. Но оно и к лучшему: Минздравсоцразвития предупреждает...
Что же касается всех остальных товаров и услуг, то возобновление существенного роста цен на них возможно лишь при условии, что у населения появятся лишние деньги, которые оно станет не сберегать, а тратить. Со второго полугодия правительство обещает вновь рост доходов граждан. Вот тогда-то и выяснится, готовы ли россияне вернуться к прежнему, докризисному стилю потребления, когда все доходы и плюс к тому кредиты тратятся, как говорится, не отходя от кассы.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?