Magnum Cash & Carry – крупнейшая торгово-розничная сеть Республики Казахстан. Первый магазин был открыт в 2007 году в Алма-Ате. К концу 2021 года будет открыто 197 магазинов в 11 городах страны. Общая торговая площадь сети – 220 тыс. кв. м, в среднем этот показатель прирастает год к году на 30%. Сеть оперирует в четырех форматах – express, daily, супермаркет и гипермаркет, ассортимент – 35–40 тыс. SKU с учетом сезонности.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ТС Magnum: «Мы растем, опережая рынок»
В следующем году ТС Magnum, лидеру казахстанского рынка современной торговли, исполнится 15 лет. У компании большие планы по наращиванию доли рынка за счет полноценной экспансии в Узбекистан и на запад страны, выхода на фондовый рынок, усиления канала e-commerce, а также поиска и внедрения инноваций в альянсе с топовыми российскими ритейлерами в Retail Innovation Tech Alliance (RITA). Итоги и планы развития сети на 2022 год озвучили топ-менеджеры компании на онлайн-форуме для партнеров Magnum.
Точки роста 2022
Торговая сеть Magnum Cash&Carry растет, опережая темпы роста казахстанского рынка: сеть занимает почти треть доли современной розницы страны, РТО в 2021 году вырос на 28,8% по сравнению с 2020 годом.
Ключевая цель ритейлера – дальнейшее увеличение доли рынка, в том числе за счет открытия новых магазинов и географической экспансии в Узбекистан, начало которой запланировано на декабрь 2021 года. До конца 2021 года откроется более 40 новых точек (всего в сети 197 магазинов в 11 городах) общей площадью около 220 тыс. кв. м. В следующем году сеть увеличится до 265 магазинов (порядка 380 тыс. кв. метров) с учетом открытия торговых площадок на западе Казахстана и в Узбекистане. Прирост за 2020 год составил 105 магазинов.
«Не умаляя достижений наших конкурентов, мы растем, опережая рынок. В 2022 году мы будем мультиформатной сетью, которая представлена в 16 городах с населением более 100 тыс. человек, включая открытие в декабре 2 магазинов в Ташкенте. Если говорить о западе Казахстана, то мы ведем переговоры с рядом сетей, нацелены на выход на этот рынок путем M&A либо через органический рост весной следующего года», – отметил Азамат Османов, генеральный директор и председатель правления Magnum Cash&Carry.
Еще один важный шаг для ритейлера – выход с облигациями на фондовый рынок в I квартале 2022 года, а также диверсификация портфеля и источников финансирования.
«Magnum однозначно планирует выход на фондовый рынок, планы были сдвинуты из-за ситуации с финансированием бизнеса и пандемией, но диверсификация нашего кредитного портфеля всегда была в приоритете, а выход на фондовый рынок поможет нам стать более надежным партнером для поставщиков», – сказал Азамат Османов.
Экспансия в Узбекистан
В декабре 2021 года компания откроет две торговые точки большого формата в Ташкенте, а в 2022-м еще 1–2 гипермаркета и 1–2 супермаркета. Для этого была создана команда из 60 человек, которые full-time работают над запуском магазинов Magnum в Узбекистане.
Изучать рынок соседней страны команда начала в 2020 году и прорабатывала выход без большого шума: провела переговоры с локальными поставщиками и дистрибьюторами, проанализировала спрос. Исследование показало, что на местном рынке доля эконом и среднего сегмента гораздо больше, чем в Казахстане, люди здесь менее чувствительны к качеству и более чувствительны к цене. Поэтому в магазинах будет представлен действующий ассортимент сети, товары из Китая и России, а также уникальные товары, которых нет на рынке Узбекистана.
При этом в планах ритейлера – достаточно осторожный рост. «Мы поставили себе цель стать значимым игроком на рынке Ташкента, мы не ставим в план конкретных цифр по доли рынка, – просто значимым. Будем тестировать нашу модель, корректировать ассортимент и ценовую политику. Планируем расти количественно и дифференцироваться от локальных игроков современной розницы, так мы сможем быстро масштабироваться с форматом гипермаркет на рынке Ташкента», – отмечает Аскар Мнайдар, генеральный директор «Magnum Узбекистан».
Инновации
В 2021 году Magnum запустил пилот по кассам самообслуживания, систему управления доступности товара на полке путем анализа больших данных, а также вступил в RITA, став пятым участником альянса по поиску и внедрению инноваций вместе с X5 Group, «Билайн», группой «М.Видео-Эльдорадо» и Hoff.
В 2022 году компания планирует изучить не менее 2 тыс. технологий и стартапов по различным направлениям бизнеса (клиентский опыт, управление офлайн-магазинами и РЦ, маркетинговое продвижение и др.). А также провести не менее 10 пилотных запусков, в частности Self scan при помощи мобильных технологий, магазин без кассиров и оплата посредством биометрии. Также компания развивает алгоритмы прогнозирования, внутренний портал аналитики, сообщество больших данных, участвует в хакатонах и т.д.
«Работа с большими данными – важный вектор нашего движения, который позволяет создавать продукты для внутренних потребностей. Мы провели большое количество пилотов в этом году, и в 2022 году будем также плотно работать и инвестировать в нашу команду», – отметил Андрей Лебедев, управляющий директор по стратегии и инновациям.
E-commerce
Выход Magnum в онлайн-канал совпал с началом пандемии, в марте 2020 года. А в начале 2021 года компания открыла первый dark store на территории Алма-Аты и запустила операции с Kaspi, крупнейшим маркетплейсом на территории Казахстана, который дает ритейлеру доступ к 10 млн пользователей по стране. E-commerce в компании представлен отдельным подразделением, которое может быстро принимать решения, масштабировать инфраструктуру и внедрять IT-решения.
В 2022 году Magnum планирует развивать онлайн-канал и нарастить долю в выручке до 5% (сегодня 1,2%), расширить ассортимент до 30 тыс. SKU (сегодня порядка 13 тыс.), увеличить средний чек (сейчас он в три раза больше, чем в офлайне, в будущем году планируется увеличить разницу в 4 раза).
Также компания планирует в два раза сократить время обработки заказа (с 8–15 до 5–8 часов) и запустить пилот экспресс-доставки за 60 минут. Для доставки продуктов задействуют собственный автопарк с более чем 100 автомобилями. Упрочить свои позиции в Нур-Султане – столице и втором по объему рынке онлайн-торговли в стране – позволит открытие там собственного dark store в будущем году.
«Когда мы запускали интернет-магазин, мы не были к этому готовы, но сегодня понимаем, что это был смелый и правильный шаг.
Рынок e-commerce быстро развивается, и наша компания вносит существенный вклад в это развитие: доля сети Magnum составляет 49,4% от рынка e-commerce в стране. Мы инвестируем в канал диспропорционально и планируем агрессивный рост», – отмечает Наталья Чжан, коммерческий директор Magnum E-commerce.
Формат Daily
В 2020 году Magnum купил сеть из 15 магазинов бренда «А2» в Астане и переформатировал их в формат daily. Магазины расположены в удобных локациях в бизнес-центрах и в жилых комплексах с широким ассортиментом свежих продуктов и готовой еды, возможностью доставки товара и кассами самообслуживания. В магазинах при бизнес-центрах спрос смещен в сторону готовой еды, напитков и товаров для перекуса, а в ЖК популярны ультра-фреш, импульсные покупки и кондитерские изделия.
«Формат daily – одно из направлений роста с точки зрения нашего масштабирования и увеличения доли на рынке.
Мы верим, что такие магазины будут востребованы в городах с высокой плотностью населения. К концу года мы подведем итоги и, возможно, в 2022 году увидим новые точки не только в Астане, но и в Алма-Ате», – отметил Андрей Лебедев, управляющий директор по стратегии и инновациям.
Кластеризация магазинов
Одна из целей компании – быть самым выгодным местом для покупок и предлагать клиентам лучшую цену на те товары, которые важны лично ему. Для этого ритейлер анализирует чеки, сегментирует покупателей по миссиям (покупка товаров на неделю, готовой еды на вечер и т.д.), выделяет значимые товары и устанавливает на них наиболее привлекательные цены.
При этом в 2022 году ритейлер пойдет еще дальше и начнет группировать магазины в ценовые зоны, где один и тот же SKU в рамках одной зоны будет стоить одинаково. К примеру, магазины в спальном районе и около бизнес-центра – это разные зоны, туда приходят с разными целями, а значит, там популярны разные товары.
«Это похоже на кластеризацию, которую мы делаем в ассортименте, но нюанс в том, что мы группируем магазины по их расположению, окружению и характеру трафика. У нас не появится одной цены во всех магазинах подряд, но внутри зон цена будет единой. Мы надеемся, что это внесет большую системность в то, как наши решения выглядят для страны, поскольку нам часто задают вопрос – почему в магазине Magnum разные цены на один и тот же товар?», – объясняет Арчи Сканави, директор по коммерческой трансформации.
Обновленная бренд-стратегия
В 2021 году компания обновила бренд-стратегию с оглядкой на современные тренды. Теперь она звучит как: «Мы наполняем жизнь». Что означает возможность быстро и выгодно приобрести товары в магазинах сети, а сэкономленное время и деньги потратить на важные сферы для каждого человека – семью, хобби, карьеру, путешествия. Бренд с обновленной идеей будет развиваться и трансформироваться весь следующий, юбилейный для компании год.
«Наша цель быть не просто большим брендом и много продавать, а быть любимым брендом, который понимают, ценят, могут о нем рассказать, в магазины которого хотят возвращаться. Это бренд, который наполнен не только функциональной составляющей (цена, промо, ассортимент, удобство, локации), но и сильным эмоциональным компонентом», – отмечает Мария Мун, управляющий директор по маркетингу и клиентскому опыту.
Яна Морозова, Retail.ru
Читайте также:
Как ведущие food-ритейлеры развивают категорию «ЗОЖ. Био. Веган»
Флагман Magnum в Казахстане: эффективность и экономия
Magnum: «Мы выступаем «Робин Гудом», нам не зазорно иногда поторговать в минус»
«Магнит» VS «Пятёрочка»: видят ли покупатели разницу?
Тренды ресторанного бизнеса в Финляндии
Kroger: как американская сеть оживляет устаревающий формат супермаркетов
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?