Декоративное изображение
46 681

Поделиться

ТРИ ЦВЕТА: CARREFOUR. Информация о группе

© Торговое оборудование в России N4-2001.

Андрей Гиляровский

Французская розничная есть Carrefour (Каррефур) является крупнейшим ритейлером в мире после американской компании Wal-Mart и безусловным лидером в Европе. Оборот группы в 1999 году составил 340 млрд. франков, рыночная капитализация — 300 млрд. франков, число сотрудников — 240.000 человек. На середину 2000 года Carrefour располагала примерно 9000 магазинов в 27 странах мира: в Европе — Франция, Испания, Италия, Польша, Греция, Турция, Португалия, Чехия; в Азии — Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Корея, Китай, Тайвань; в Латинской Америке — Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия и др. Группе принадлежат такие марки, как собственно Carrefour, Pryca, Stoc, Marche Plus, Optique Carrefour, Comptoirs Modernes, Shopi, Picard Surgele, Erteco.

Самым значимым событием последних лет в жизни группы стало слияние в 1999 году Carrefour с другим французским розничным гигантом — Promodes (Промодес). Слияние произошло в ответ на угрозу со стороны компании Wal-Mart. Этот американский кит из города Бентонвилл (штат Арканзас) долгое время оставался в стороне от глобализации, работая преимущественно только в США. Однако во второй половине 90-х резко возрос интерес мирового лидера розницы к европейским рынкам. Результатом стало приобретение компанией Wal-Mart британской сети супермаркетов Asda, а также немецких сетей Wertkauf и Interspar. Чтобы избежать участи коллег, руководство Carrefour и приняло решение о слиянии, а фактически о покупке группы Promodes. В результате сделки на сумму около $16 млрд. появился ритейлер с годовыми продажами $49,2 млрд. На сегодня Carrefour/Promodes является крупнейшим дистрибутором в Испании, Аргентине, Бразилии, владеет частью капитала крупнейших ритейлеров таких стран, как Греция, Бельгия, Португалия. Объединённая группа также является крупнейшим западным ритейлером на Тайване и в Китае.

Краткая история группы

Компания Carrefour («Перекрёсток») была основана в 1959 году. В следующем году компания открыла свой первый супермаркет Carrefour Parmelan в Аннеси (французский город южнее Женевы в департаменте Верхняя Савойя). Заметим, самый первый супермаркет во Франции — Suma — открылся в парижском пригороде только в 1957 году. Своё название магазин Carrefour получил потому, что действительно располагался у перекрёстка пяти дорог. Второе и главное рождение фирмы приходится на 1963 год, когда Carrefour открыл самый первый французский гипермаркет (!) в парижском пригороде Сент-Женевьев-де-Буа. Магазин имел площадь 2.500 кв. метров и парковку на 400 мест. Предприятием руководили представители семей Фурнье и Деффоре — Марсель Фурнье и Жак и Дени Деффоре (Marcel Fournier, Jacques и Denis Defforey). Семье Фурнье изначально принадлежало до 50% каптала Carrefour, сегодня ей принадлежит менее 10%. Основными характеристиками гипермаркета были самообслуживание, бесплатная парковка, низкие цены в сочетании с широким ассортиментом . С 1970 года акции Carrefour котируются на бирже. С 1973 года с открытием первого филиала в Испании начинается освоение международных рынков.

В 1961 году была создана компания Promodis, изменившая впоследствии своё название на Promodes. Предприятие появилось в результате слияния фирм двух нормандских рознично-оптовых торговцев — Поля-Огюста Алле (Paul — Auguste Halley) и Леонор Дюваль — Лемонье (Leonor Duval-Lemonnier). В следующем году состоялось открытие первого супермаркета Promodes в Мант-ля-Жоли.

Гипермаркет — это магазин самообслуживания с торговой площадью от 2500 кв. метров с общим ассортиментом от 25.000 до 40.000 позиций товаров, в том числе 3.000-5.000 продовольственных товаров и 20.000-35.000 позиций промтоваров, а также с большой стоянкой для автомобилей. (Определение современного французского гипермаркета по материалам журналов о розничной торговле Points de vente и LSA). В Великобритании гипермаркетом считается магазин самообслуживания с торговой площадью не менее 4.645 кв. метров).

Присутствие группы Carrefour в Европе на начало 2000 года.
Страна Первое открытие Число магазинов Доля европейского сегмента — по числу магазинов
Франция 1963 3966 43,5%
Испания 1973 3016 33%
Греция 1991 283 3%
Португалия 1991 366 4%
Турция 1993 14 0,15%
Англия 1993 885 9,7%
Польша 1997 13 0,14%
Бельгия 1998 552 6%
Чехия 1998 3 0,03%
Словакия 2000 2  
Венгрия 2001    
Швейцария 2001    
Всего   9099 100%

История группы Carrefour — это составная часть истории развития гипермаркетов. Изначально основу ассортимента магазинов группы составляли пищевые продукты, хотя в первом гипермаркете Carrefour, открывшемся в 1963 году, продовольственные товары занимали только треть торговой площади. В то время французские семьи тратили на продукты 30% своего бюджета. Но по мере развития общества потребления этот показатель уменьшился и составил к началу 90-х годов 20%. Одновременно с этим доля расходов на здоровье увеличилась с 8% до 17%, расходы на проведение досуга достигли 9%. Магазинам крупного формата пришлось отреагировать на эту тенденцию — сегодня на сектор нон-фуд приходится 50% и более их оборота. Вначале расширение ассортимента пошло по пути продажи бензина. Чтобы привлечь клиентов, магазины крупных форматов стали снижать цены. В 1963 году первый магазин Carrefour продавал бензин по цене 0,93 франка вместо 0,98 франка. В 1972 году французские власти под предлогом спасения малого бизнеса в торговле топливом ограничивают размер возможных скидок на бензин до 15 сантимов. Противоборство гипермаркетов с государством и малыми предпринимателями продолжается до 1985 года, когда во Франции произошла либерализация цен на топливо. В результате к началу 90-х годов во Франции на магазины крупных форматов приходилось уже более трети розничной торговли бензином. Затем последовало развитие торговли книгами. С 70-х годов сети гипермаркетов стали торговать книгами по более низким ценам, чем где бы то ни было. Несмотря на сопротивление конкурентов, книжные отделы гипермаркетов превратились со временем в настоящие библиотеки. К 1982 году Carrefour стала вторым продавцом произведений «Плеяды». В 1984 году французские гипермаркеты начинают осваивать также рынок парафармацевтической продукции (шампуни, кремы, косметическое молочко). Под давлением фармацевтов некоторые производители отказывают в поставках своей продукции гипермаркетам. Фармацевты настаивают на том, что только они имеют право на продажу лекарств, гипермаркеты возражают, что 0парафармацевтическая продукция не является в строгом смысле лекарствами. Позиция фармацевтов легко объяснима: маржа на эту продукцию составляет у них 35-40%, в то время как в гипермаркетах — только 12-15%. Перемирие между конкурентами до сих пор носит частичный характер.

Гипермаркеты также разрабатывают собственные торговые марки. Впервые Carrefour прибегает к этой тактике, когда оборот группы снизился на 5%. Речь шла о мотивации персонала и завоевании клиентуры. В результате некоторые товары торговой марки Carrefour достигают 20-30% ассортимента в своей группе товаров.

Кроме того, совместно с другими гипермаркетами Carrefour вырабатывает новую концепцию коэффициента эффективности использования торговой площади . С 1985 года прослеживается общая тенденция к снижению этого коэффициента в магазинах крупных форматов. Происходит это, во-первых, потому, что гипермаркеты позиционируют себя как просторные и комфортабельные магазины. Во-вторых, практика показала, что относительное уменьшение числа стеллажей (торгового оборудования) в зале создаёт у клиентов образ магазина с большим выбором, даже если на самом деле число позиций немного уменьшается.

Гипермаркеты идут дальше в диверсификации своей деятельности, вводя кредитные карточки — в случае с Carrefour — Pass. Затем магазины крупных форматов начинают сдавать часть своих площадей арендаторам под продажу аудио-, видео-, бытовой техники, товаров категории люкс и пр. Гипермаркеты постепенно превращаются из магазинов в торговые центры.

Со временем всё большее внимание уделяется уровню профессионализма сотрудников. Carrefour выделяет 3% всего фонда заработной платы на образование (официальный минимум 1,1%) и создаёт в 1987 году Институт Марселя Фурнье, который организует ежегодно около 3.000 часов стажировок.

Интернационализация

Вплоть до 90-х годов развитие Carrefour вне Франции шло умеренными темпами. Тем не менее к 1988 году 26% оборота группы приходилось на международные рынки, в основном на Испанию (16% всего оборота группы) и Бразилию. Помимо этого, компания присутствовала в Аргентине и США. Настоящий бум в интернационализации группы начинается с приходом в компанию Даниэля Бернара (Daniel Bernard), её нынешнего руководителя. Летом 2000 года французский журнал L`Expansion посвящает Бернару статью, в которой рассказывает о непростом характере этого «сына железнодорожника, ставшем бизнесменом, внушающим опасение». Родившийся в 1946 году на севере Франции в Пикардии Бернар работает в 1975-1980 годах директором департамента гипермаркетов пикардского отделения компании La Ruche. В 1980 году Бернар вступает в должность президента французского отделения немецкой группы Metro. Глава компании, Эрвин Конради, приглашает француза в 1989 году в штаб-квартиру Metro в швейцарском городе Цуг на пост члена дирекции торговой деятельности Metro International AG. В 1992 году Бернар становится во главе Carrefour и начинает внедрять методы работы Metro — централизация закупок (до этого часто они велись автономно директорами магазинов), информатизация группы, некоторые структуры которой работали до этого на ремесленном уровне. «Для немцев я был скорее анархистом, для французов — более чем организованным человеком», — говорит в связи с этим Бернар.

В 1991-92 годах было начато освоение рынков Греции и Португалии. В 1993 году группа открыла свои первые магазины в Турции и Италии, в 1995 — в Китае, в следующем году — в Таиланде, Корее, Гонг-Конге. В 1997 году группа вышла на польский и сингапурский рынки, в следующем году — на бельгийский и чешский рынки. На 2000-2001 годы было запланировано вхождение на рынки Словакии, Венгрии, Швейцарии и даже Японии, где практически нет торговых предприятий формата гипермаркет. Как сообщает журнал L`Expansion, по словам Жерома Бедье, президента Федерации торговли и дистрибуции, Даниэль Бернар является «человеком мира», который реально живёт на глобализованной планете: 10 дней в месяц он проводит непосредственно в магазинах группы в разных странах мира. Кроме того, Бернару группа обязана и диверсификацией деятельности. Если до 1998 года Carrefour оперировала преимущественно только гипермаркетами, то с покупкой супермаркетов Stoc группы Comptoirs Modernes («Контуар Модерн») компания вышла на относительно новый для себя сегмент. В 1999 году Carrefour приобрела 85 супермаркетов в Бразилии, значительно увеличив своё присутствие в Латинской Америке.

Присутствие Carrefour в Польше

Первый гипермаркет группы в Польше открылся 18 октября 1997 года в Лодзи. В течение последующих трёх лет в стране было открыто 7 гипермаркетов Carrefour (в районе Варшавы, в Катовице, Вроцлаве, Кракове, Бытоме). Обычно гипермаркеты Carrefour работают с 9.00 до 22.00 в будни, с 9.00 до 20.00 в выходные. При каждом польском гипермаркете группы имеется парковка на 800-2400 автомобилей, при гипермаркетах работают фотолаборатории Carrefour, действует специальная кредитная карта «лояльного покупателя».

В Польше также работают супермаркеты группы Carrefour — под торговыми марками Champion (16 супермаркетов, изначально марка принадлежала Promodes) и Globi (31 магазин). В 1991 году была основана польская компания GB Group, владевшая на тот момент четырьмя магазинами под маркой Globi. В 1995 году 34% акций Globi перешло к новому инвестору — Банку Святовы (Bank Swiatowy). В 1999 году GB Group стала владельцем 100% акций в Globi. В 2000 году группа Carrefour приобрела 100% акций компании GB Group, став владельцем Globi. Кроме того, группа оперирует в Польше 8 оптическими салонами L’Оptique Carrefour. Первый оптический салон Carrefour на польском рынке открылся в 1998 году в Кракове в торговой галерее Закопянка, за ним последовал второй — в торговой галерее Редута в Варшаве, а также магазины во Вроцлаве и Катовице, а затем снова в Варшаве — в торговой галерее Бемово.

В 2000 году открылись салоны в Лодзи и в Варшаве, а затем восьмой по счету магазин в Бытоме. L’Оptique Carrefour предлагает от 1300 до 2500 видов оправ, 300 видов линз, очки с дизайном от Pierre Cardin, Christian Dior, Gucci, MaxMara, Valentino, Ray Ban.

Летом 1998 года…

Непосредственно перед российским кризисом 1998 года Carrefour собиралась реализовать два проекта в Москве. Как сообщал французский журнал Points de Vente, проекты Carrefour предусматривали открытие в российской столице до конца 1999 года двух торговых предприятий. Каждое из них должно было включать гипермаркет с площадью 12.000-15.000 кв. метров с торговой галереей. В отличие от «Рамстора», гипермаркеты которого в Москве находятся на некотором отдалении от центра, Carrefour собиралась открыть свои предприятия ближе к центру города. Первый комплекс должен был занять площадь 90.000 кв. метров у Курского вокзала. В составе комплекса предполагались гостиница, офисы, а также парковка на 1000 автомашин. Второй проект (предполагаемая площадь центра — 45.000 кв. метров) должен был располагаться на Кутузовском проспекте. Carrefour могла стать первым крупным французским ритейлером на российском рынке, что вызвало интерес к нашей стране также у других крупных французских сетей — Casino и Auchan. Но, как пишет Points de Vente, «крах на бирже в августе 1998 года и девальвация рубля произвела эффект холодного душа на иностранных инвесторов, которые начинали интересоваться российским, а особенно московским, рынком». По оценкам специалистов, другой оператор гипермаркетов, «Рамстор», тогда не ушёл с российского рынка только потому, что строительство турецкого гипермаркета продвинулось слишком далеко. Помогло и умение турок работать на нестабильных рынках в условиях девальвации национальной валюты (Турция в этом отношении является хорошей школой). Тем не менее уже сейчас появляется информация о том, что Carrefour вновь «зондирует» российский рынок розницы (в частности, планирует принять участие в подмосковном проекте «Губернское кольцо», заинтересованность в котором проявляет также Auchan, имеющая планы по открытию вблизи столицы к 2002 году двух гипермаркетов площадью 30.000 кв. метров каждый), — экспансия в России была только отложена, но не исключена.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами