Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Три пути выхода из онлайна в офлайн
Пока российская электронная коммерция находится только на этапе становления, и отечественные магазины стремятся занять свою нишу в интернет-торговле, многие же зарубежные онлайн-компании возвращаются в «родные пенаты» магазинов традиционных форматов. Расскажем про три характерных пути перехода онлайн-магазинов в офлайн, которые избрали такие лидеры мировой e-коммерции, как Amazon, JD и Alibaba.
Онлайн-продажи в 2018 г. во всем мире составили $2,8 трлн. В следующем году прогнозируется рост онлайн-продаж до $3,4 трлн – то есть почти на 20%.
Однако электронная коммерция пока что занимает только 11,9% от всей мировой розничной торговли (данные за 2018 г.). В ближайшие годы доля онлайн-продаж, по самым оптимистичным прогнозам, может вырасти лишь до 13,7%.
Магазин Amazon 4-star
Путь первый — создание собственной сети
Amazon 4-star и продвижение СТМ
В сентябре 2018 г. Amazon открыл в Нью-Йорке свой первый «физический» магазин — Amazon 4-star. Главная идея нового проекта Amazon — собрать на витрине самые популярные и продаваемые товары из интернет-каталога ритейлера. В магазине продаются только товары, рейтинг которых у покупателей не ниже 4 звезд (из 5). Средняя оценка всех представленных товаров в Amazon 4-star — 4,4 звезды.
Планировка магазина в чем-то напоминает сам сайт Amazon. Товары разделены тематическими вывесками — «телефоны», «книги», «музыка», «игрушки» — и категориями «самые высокие оценки», «часто покупаемые», «самые желаемые», «тренды Нью-Йорка», взятыми буквально с разделов сайта онлайн-ритейлера. Многие посетители Amazon 4-star сравнили свой первый поход в магазин с прогулкой по сайту.
СТМ Amazon в нью-йоркском магазине
Также в магазине есть отделы самых продаваемых на сайте товаров за месяц и год. Тем самым Amazon старается всеми силами соотносить сайт с магазином, чтобы сделать покупки более привычными и комфортными.
Кроме знакомого оформления покупатель обнаружит, что полки Amazon 4-star переполнены товарами собственной торговой марки компании — Amazon Basics. Продвижение СТМ — одна из главных причин открытия «физических» магазинов для онлайн-гигантов.
СТМ распределена по всем отделам, привлекая покупателей скидками и более низкими ценами по сравнению с другими брендами. Каждый товар Amazon Basics помечен специальной табличкой для наибольшего привлечения внимания.
В Amazon 4-star также действуют специальные скидки для самых активных и премиальных пользователей сайта — обладателей аккаунта Amazon Prime. Цены же на товары в магазине ничем не отличаются от цен на сайте.
Путь второй — франшиза
Второй способ — франшиза — требует крепких связей онлайн-ритейлера с другими «физическими» магазинами и сетями. Такими связями славится Jingdong Mall, владеющий 400 складами, 6000 пунктами доставки и 2500 станциями приема заказов по всему Китаю.
Франшиза Jingdong Mall: «Миллион магазинов за 5 лет!»
В апреле 2017 г. основатель компании Лю Цян-дун заявил, что откроет 1 миллион магазинов по всей стране в течение последующих пяти лет. Половина этих магазинов, как сказал глава JD, будет располагаться в сельской местности. «Надо сделать так, чтобы магазин был в каждой деревне», — озвучил пятилетний план компании Лю Цян-дун. Интернет-компания будет работать с владельцами магазинов путем предоставления им франшизы.
Jingdong Mall проверяет квалификацию владельца магазина и подписывает с ним договор, и после приступает к его обучению. После завершения обучения владелец начинает работать под брендом JD и торгует товарами, которые прошли проверку в головной компании. Поставку товаров в магазин берет на себя JD. Владельцу магазина не нужно платить Jingdong за франшизу, обучение и последующее управление магазином.
Владелец несет расходы на аренду и отделку магазина, закупку товаров и пр. Единственное требование к магазину — это гарантия качества продаваемых товаров.
JD предлагает магазинам два варианта сотрудничества:
- 100 % поставок из складов Jingdong, за логистику и распределение товаров полностью отвечает компания;
- часть товаров доставляется из JD, часть — из других каналов поставки.
«Мы получаем 50 000 заявок каждый день. Заявителями в основном являются трудящиеся-мигранты, которые вернулись в свои деревни или небольшие города. Jingdong Finance предоставит им кредиты для открытия магазинов. Они могут зарабатывать более 8000 юаней ($1150) в месяц», — отметил Лю Цян-дун на конференции в апреле 2018 г.
Интерьер Tao Café
Путь третий — беспилотные магазины
Беспилотные магазины — автоматизированные супермаркеты без персонала, где клиент с помощью новейших технологий самостоятельно совершает и оплачивает свои покупки. В этом случае онлайн-ритейлер должен иметь технологические разработки (мобильные приложения, не нуждающуюся в персонале систему хранения товаров, автоматизированные кассы или иные аппараты для безналичной оплаты), которыми как раз обладает гигант китайской e-коммерции Alibaba.
Подробнее о технологиях беспилотных магазинов читайте в статье.
Alibaba торгует без кассиров
Футуристический магазин-кафе без персонала Tao Café открылся в Ханчжоу, на малой родине Alibaba, в начале 2018 г. Магазин площадью 200 кв. метров, предлагающий промаркированные QR-кодами упакованные напитки, фаст-фуд и закуски, может одновременно принимать до 50 покупателей. Для входа в магазин и оплаты покупок необходим смартфон со скаченным приложением Taobao (淘宝; китайское название Alibaba).
Винный магазин Alibaba
В мае 2018 г. Alibaba запустил беспилотный винный магазин в Гонконге, торгующий алкогольными брендами с сайта Taobao. Кроме витрин с бутылками вина магазин оборудован множеством сенсорных экранов, где можно найти желаемую марку и изучить ее характеристики и состав. Позднее, уже в июне, такой же алкогольный беспилотный магазин открылся в Ханчжоу.
В данном случае онлайн-ритейлер не только популяризирует платежную систему Alipay как обязательный способ оплаты в своих магазинах, но и продает алкогольные напитки из своего интернет-ассортимента. В будущем полки беспилотных магазинов Tao Café также будут наполняться не только готовыми блюдами, но и продуктами питания с сайта Taobao.
Каждый из трех путей имеет свои преимущества и требует необходимых качеств от онлайн-ритейлеров, что позволяет каждому магазину занять свою нишу на рынке розничной торговли.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?