Декоративное изображение
4 755

Поделиться

Три имени продуктового ритейла

Андрей Рогачев

Деловой год начался новостью на 1 млрд долл. Один из создателей «Пятерочки» Андрей Рогачев продал свой пакет акций Х5 в размере 11,14%. Он рассказал об этом сам и совершенно случайно, буквально между делом. Продажа случилась в течение 2010 года, когда конкретно – никто не говорит. Исходя из котировок Х5 за 2010 год пакет мог стоить 1–1,4 млрд долл.

Покупатель также не проявился. Рынок в своих мнениях разделился на два лагеря. Первая часть была уверена, что акции ушли на открытый рынок. Согласно данным Х5 на начало 2009 года, free float составлял 27%, в начале 2011 года информацию обновили, на биржах оказалось 32,16% бумаг.

Вторая часть экспертов была уверена, что г-н Рогачев просто продал офшорные компании, на балансе которых был этот пакет акций, причем, скорее всего, выкупил кто-то из ближних – бывших создателей «Пятерочки». По данным на февраль 2009 года, их совокупная доля в компании составляла 23,1%. На начало 2011 года основателям «Пятерочки» принадлежало 19,85%.

Сейчас у Андрея Рогачева нет бизнеса в России. Даже спустя год, находясь в Майями, он не говорит, кому перешли его акции. Он считает, что сообщать эту информацию небезопасно.

Лев Хасис

В марте г-н Хасис ушел с поста главного исполнительного директора Х5. Наблюдательный совет в начале весны внезапно одобрил его отставку, новым топ-менеджером лидера отрасли по выручке стал Андрей Гусев, до этого он был заместителем г-на Хасиса в компании и отвечал за все процессы по сделкам слияния и поглощения.

Сам Лев Хасис говорит, что это решение зрело как минимум год. Последним толчком стали противоречия по стратегическому развитию компании, которые обнажились на одном из зимних заседаний наблюдательного совета Х5. До сих пор неясно, в какой точке разошлись члены совета с главой компании.

Процессы трансформации были запущены незамедлительно, Андрей Гусев формировал свою команду мечты, на ряд ключевых позиций в Х5 пришли новые менеджеры. А многие ключевые фигуры сами покинули компанию вслед за Львом Хасисом. Например, из Х5 ушел Дмитрий Ишевский, который возглавлял логистику в Х5, а за ним его супруга и по совместительству коммерческий директор сети Екатерина Ишевская. Свой профессиональный путь она начинала в качестве следователя-дознавателя.

Пока вчерашний эксперт по M&A Андрей Гусев поглощал Х5 (совещания с г-ном Гусевым могли длиться по 20 часов), г-н Хасис путешествовал по миру и отдыхал. Он начал писать книгу о себе, торговле и Х5. А потом он сделал то, чего в российском ритейле еще никто не делал.

В начале сентября стало известно, что мировой гигант торговли Walmart принял на работу Льва Хасиса в качестве старшего вице-президента. Удивление граничило с глубоким шоком. Г-н Хасис стал первым в истории российской торговли менеджером, которого пригласили работать за рубеж. Он уехал в штат Арканзас, маленький город Бентонвилль.

Все говорит о том, что он счастлив. На своей страничке в Facebook он делится с друзьями размышлениями о том, как сложно купить мясорубку в Америке (по просьбе жены), интересуется у всех, какую машину ему выбрать, и рассказывает о злых акулах в Бразилии.

Главой Х5 г-н Хасис стал в 2006 году, когда случилось слияние сетей «Пятерочка» и «Перекресток». На этом посту он обрел широкую известность в ритейле.

Николай Власенко

Весь 2010 год калининградский ритейлер «Виктория» вел разговоры о первичном размещении акций или привлечении портфельного инвестора. На этом фоне компания плавно подбиралась к региональным игрокам. Например, была куплена тульская сеть «Семейная копилка», переговоры на предмет будущих завоеваний продолжались с пятью-шестью игроками по центральной части России.

Явно наращивается капитализация, чтобы актив стал привлекательным для покупателя, расценил рынок. И в конце февраля 2011 года «Дикси» купила «Викторию», заплатив за нее 20 млрд руб. На конец 2010 года у первой сети было в арсенале 646 магазинов, у второй – 257.

«Виктория» была создана в Калининграде в 1993 году тремя бизнесменами: Николаем Власенко, Александром Зарибко и Владимиром Кацманом. Теперь они стали миноритариями «Дикси».

Данное приобретение тут же переместило столичного ритейлера в пятерку лучших, и он обогнал таких игроков, как О̕кей» и «Лента». По итогам 2010 года, используя в качестве критерия показатель выручки, агентство INFOLine определило «Дикси» на седьмое место в рейтинге с оборотом 64,7 млрд руб. (доля на рынке 0,71%). «Виктория» находилась на девятой позиции с 33 млрд руб. (0,38%).

Список лучших возглавляет Х5 (доля – 3,64% плюс «Копейка» с 0,67%), затем идет «Магнит» (2,57%), «Ашан» (1,92%), Metro Cash & Carry (1,39%), «О̕кей» (0,67%), «Лента» (0,57%) и «Седьмой континент» (0,4%).

Евгения Перцева, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами