Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
6 990

Поделиться

Тренды факторинга в изменившемся финансовом ландшафте

Рынок факторинга сократился в объеме, но число активных клиентов выросло. Эти тренды эксперты объясняют кризисом 2022 года, снижением деловой активности крупных предприятий, а также приходом новых компаний, воспользовавшихся факторингом при перестройке процессов. На ближайшие годы драйверами развития могут стать активизация торговли с дружественными странами, укрепление новых логистических цепочек, рост малого и среднего бизнеса, цифровые финансовые активы.

Фото: PopTika/shutterstock

Фото: PopTika/shutterstock

Объем меньше – клиентов больше

По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в 2022 году факторинговый портфель оказался на 6% меньше, чем годом ранее, составив 1,42 трлн рублей. Факторинг не смог полностью восстановиться после резкого провала во II и III кварталах, несмотря на сезонный рост в IV квартале на 16,7%.

Зато число активных клиентов рынка увеличилось на 14% в 2022 году и составило 12 462 компании. Год стал рекордным с точки зрения притока новых клиентов. В январе – марте 2023 года число клиентов увеличилось на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Одна из причин изменения клиентской базы – переход на обслуживание к российским факторам поставщиков и подрядчиков компаний, включенных в SDN-лист США.

Фото: АФК

«Рынок сократился в объеме за счет льготных программ кредитования от государства и сокращения деловой активности, – считает Михаил Окунев, экс-председатель правления АФК. – В результате многие клиенты погасились. Но при этом появились клиенты, которые решили воспользоваться факторингом при перестройке процессов. Новые клиенты имеют меньший средний чек». В 2022 году средняя сумма профинансированной поставки составила 467 тыс. рублей.

Фото: «Сбербанк Факторинг»

«Согласно результатам рынка 2022 года, факторинг как финансовый инструмент набирает популярность – количество активных клиентов растет, – рассказывает Вера Ложенко, директор по продажам компании «Сбербанк Факторинг». – А значит, растет и конкуренция между компаниями, предоставляющими услугу факторинга. Продуктовые предложения у большинства факторинговых компаний схожи, но лидерство за теми, кто придерживается актуальных трендов».

Смещение фокуса

Как отметила Вера Ложенко, в условиях изменения макроэкономической ситуации, трансформации логистических цепочек и нехватки оборотных средств факторинг становится фактически единственным решением для быстрого получения финансирования. Но факторинг – это не только финансирование. «Поставщики и ритейлеры до сих пор воспринимают факторинг как альтернативу кредитованию и используют для финансирования, – рассказывает Михаил Окунев. – При этом факторинг может использоваться для целей, не связанных с финансированием, – например, для отправки денег зарубежному контрагенту. В 2018 году Российская Федерация приняла поправки в Гражданский кодекс, приведя положения российского законодательства в соответствие с конвенцией УНИДРУА (Международный институт унификации частного права) о факторинге. Теперь факторинг – это хотя бы две из следующих услуг: финансирование, учет денежных требований, платежи, страхование».

Использование факторинга именно для проведения расчетов в условиях введенных в отношении России финансовых ограничений также стало активно применяться в 2022 году.

Традиционный инструмент для ритейла

В общем портфеле факторов на оптовую торговлю приходится 29% (данные АФК на 1 января 2023 года). Спрос на факторинговые услуги в ритейле остается стабильно высоким.

Фото: «ВТБ Факторинг»

«Мы по-прежнему фиксируем повышенный поток запросов от поставщиков на торговые сети: около трети нашей клиентской базы имеют прямое или косвенное отношение к ритейлу, – говорит Игорь Внуков, генеральный директор ГК «ВТБ Факторинг». – По итогам 2022 года доля оптовой торговли в портфеле группы компаний «ВТБ Факторинг» составила около 28%».

Факторинг в ритейле позволяет решать ключевые задачи: финансирование торговой деятельности, перевод поставщиков на электронный документооборот, получение отсрочки платежа от поставщика, проведение платежей иностранному поставщику, получение бонусов и премий с поставщиков.

Наблюдается эволюция позиции торговых сетей по отношению к поставщикам. Несмотря на то что основные условия финансирования по-прежнему сначала согласовываются между дебитором и фактором, дебиторы уже не предъявляют к поставщикам запретительных и жестких требований по виду факторинга (регресс, безрегресс) и другим пунктам, оставляя это на их усмотрение. «Такая гибкость, безусловно, импонирует и приводит к более активному и широкому сотрудничеству, – отмечает Игорь Внуков. – Одновременно мы видим, что факторинг становится для торговых сетей устойчивым источником дополнительного дохода за счет платной верификации поставок и более эффективного взаимодействия с поставщиками и факторами».

Наметился еще один тренд в развитии отношений ритейлера к факторингу – повышение экспертности. «Клиентам важна не столько стоимость услуг, сколько сервис, скорость предоставления услуг и наличие специальных условий и льготных программ для поставщиков, – рассказывает Вера Ложенко. – По льготным условиям и спецпредложениям для поставщиков «Сбербанк Факторинг» работает в тесной связке с государственными структурами и крупнейшими федеральными компаниями-партнерами. Так, например, в марте 2023 года запущен пилот с крупной федеральной торговой сетью, в рамках которого поставщики данной сети получают скидку на текущую ставку финансирования по факторингу, если проходят сертификацию по соблюдению ESG-принципов».

Новый уровень поддержки малых

В связи с повышенной неопределенностью и изменением условий ведения бизнеса для ряда крупных предприятий промышленности внимание факторов смещается на усиление позиций в сегменте малого и среднего бизнеса. По данным АФК, в сегменте МСП факторинговый портфель на 1 января 2023 года составил 130 млрд рублей, что на 22% больше, чем годом ранее. За 2022 год 7500 клиентам-МСП выплачено 482 млрд рублей факторингового финансирования.

«Факторинг активно включается государственными органами в различные программы поддержки предпринимательства, – говорит Михаил Окунев. – АФК активно продвигает включение факторинга во многие программы. Поэтому если какая-то деловая активность на российском рынке требует финансирования, то там может применяться льготный факторинг по ставке значительно ниже рыночной ставки кредитования».

Работа с МСБ составляет значимую часть бизнеса «ВТБ Факторинг»: по итогам 2022 года профинансировано более тысячи таких компаний на общую сумму более чем 63 млрд рублей.

В «Сбербанк Факторинг» 65% клиентов – поставщики малого и среднего бизнеса, работе с которыми уделяется большое внимание. Так, в 2022 году по программе льготного факторинга для МСП, запущенной правительством Москвы, было профинансировано 180 компаний из сегмента малого и среднего бизнеса на сумму более 9,5 млрд рублей.

Для всех поставщиков, а особенно МСП, важно быстрое получение финансирования сразу после отгрузки товара или оказания услуги. Это позволяет компаниям избежать кассового разрыва, покрывать текущие расходы и удержать бизнес на плаву. Например, в продукте «Быстрое финансирование» настроена индивидуальная интеграция с крупными торговыми сетями. Информация об отгрузке сразу попадает в личный кабинет поставщика на онлайн-платформе, и деньги поступают на счет в течение нескольких минут.

Также среди поставщиков малого и среднего бизнеса востребован сервис возврата дебиторки. «Небольшим компаниям сложно получать деньги от крупных сетей, платежи в их адрес всегда отодвигаются на второй план, – поясняет Вера Ложенко. – В этом случае выгодно доверить контроль и сопровождение дебиторской задолженности фактору, который напомнит дебиторам о платеже, позаботится о своевременных оплатах и предоставит полный отчет о состоянии дебиторской задолженности».

Углубление цифровизации

Один из основных трендов рынка факторинга – цифровизация. « Электронный документооборот стал неотъемлемой частью факторингового процесса, в том числе в части подписания уведомлений по новым поставщикам, что положительно сказалось на доступности факторинговых сделок в сегменте ритейла, – говорит Игорь Внуков. – При этом, по нашим наблюдениям, отечественные сети освоили преимущества цифровых технологий факторинга быстрее зарубежных».

Если раньше в банк или факторинговую компанию необходимо было предоставлять оригиналы отгрузочных документов, то теперь некоторые участники рынка внедрили факторинг, основанный на верификации и электронном документообороте.

«Для получения финансирования достаточно просто два раза нажать кнопку, в буквальном смысле этого слова, – поясняет Михаил Окунев. – Вообще не требуется предоставления документов почти в 80% сделок у некоторых участников рынка. Ритейлер не теряет контроль над платежами поставщику. Появились верификационные платформы, позволяющие контролировать, какие поставщики и по каким поставкам, в каком объеме получают финансирование. Почти все платформы предоставляют инструменты для работы со встречными требованиями, так чтобы покупатель мог не опасаться за требования к поставщику. АФК по заказу Центрального банка регулярно проводит мониторинг существующих платформ и доступности финансирования через такие платформы».

Факторы внедряют цифровые сервисы, позволяющие сделать факторинговое финансирование быстрым, комфортным и безопасным. Например, онлайн-платформы, на которых могут взаимодействовать все участники сделки: подписывать договорную документацию, получать финансирование, контролировать платежи, создавать оперативные отчеты и аналитику. Так, более 85% клиентов «Сбербанк Факторинг» – активные пользователи онлайн-платформы.

Для международных платежей

С ростом товарооборота с дружественными странами ближнего и дальнего зарубежья растет спрос на международный факторинг.

После событий февраля 2022 года крупнейшие российские банки отключены от международных расчетов, поэтому у российских импортеров, в том числе у ритейлеров, занимающихся собственным импортом, возникла огромная проблема с оплатой поставок из-за границы. Похожую проблему испытывали и экспортеры, желающие продавать свою продукцию за границу.

Для международных платежей можно использовать факторинг.

«В условиях, когда все больше российских банков попадают под ограничения, осуществить международный платеж, да еще и в валюте доллар США или евро, часто становится непростой задачей, – рассказывает Михаил Окунев. – При этом можно использовать альтернативный механизм, когда платежное поручение дается не банку, а факторинговой компании, которая проводит расчеты, используя факторинговые компании за рубежом. Российское законодательство в 2022 году было полностью адаптировано к таким платежам, и теперь появилась возможность рассчитываться с факторинговыми компаниями-резидентами в валюте и рублях. Таким образом с помощью факторинга можно произвести оплату зарубежному контрагенту или получить от зарубежного контрагента оплату».

В прошлом году игроки рынка стремились наладить свободное хождение валют дружественных стран. Сейчас платежи наладили, они ходят свободно, что снова открывает дорогу на международный рынок.

По данным АФК, портфель экспортного факторинга на 1 апреля 2023 года составил 17,3 млрд рублей, что на 230% больше, чем годом ранее. Портфель импортного факторинга вырос на 34% и 1 апреля 2023 года составил 11,1 млрд рублей.

«Спрос на международный факторинг по-прежнему высокий, – говорит Вера Ложенко. – В текущей обстановке компании ищут новые рынки сбыта, переориентируются с запада на восток, поэтому востребованы факторинговые сделки с теми странами, где раньше они не осуществлялись. Особенно заметен всплеск в подотраслях агропромышленного комплекса, фуд-ритейла, области поставок бытовой техники и электроники. Основные международные направления сейчас – это Беларусь, Индия, Китай».

Так, «ВТБ Факторинг», по словам Игоря Внукова, с начала 2023 года уже реализовал несколько международных сделок.

Цифровые финасовые активы как стимул роста

Драйвером роста факторинга должны стать цифровые финансовые активы (ЦФА – имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств). Суть инструмента ЦФА состоит в том, чтобы конвертировать традиционный финансовый актив в цифровой формат для его дальнейшего обращения, в том числе купли и продажи. Игроки ожидают, что именно факторинг станет пользоваться новыми возможностями по структурированию продуктов с использованием ЦФА. «Цифровые финансовые активы, привязанные к денежным требованиям, уже тестируются российскими компаниями, – рассказывает Михаил Окунев. – Часто в обеспечение обязательств по ЦФА закладываются денежные требования. При этом самыми большими специалистами по работе с денежными требованиями являются факторинговые компании. Скорее всего, на рынке победит конструкция, где факторинговые компании будут выполнять функции агента по сбору платежей в ЦФА».

По прогнозам на 2023 год, у игроков довольно оптимистичные ожидания. Снижающаяся покупательская способность может стать тормозом развития рынка факторинга: чем ниже уровень спроса на товары, тем меньше поставок, а значит, и факторинга. Но в ситуации нехватки ликвидности бизнес все равно будет искать возможности для отсрочек платежа и средства на покрытие растущего кассового разрыва. Диджитализация, новые продукты и выход в новые сегменты, освоение новых финансовых инструментов должны способствовать росту факторинга.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами