Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Торговый узел агропрома
Немыслимые деньги
Развитие сетевого формата розничной торговли привело к росту недовольства представителей малого бизнеса торговой системой в России. Создан ряд общественных организаций, которые призывали отрегулировать эту сферу деятельности законодательными мерами. Многие говорили, что необходимо ограничить развитие продовольственных торговых сетей, как это сделано, например, в Европе. Во многих европейских странах им запрещено работать в выходные, в некоторых – в определенные часы суток, где-то ограничена реализация в сетях определенных товарных групп.
Беспокойство малых предпринимателей, в том числе представляющих агропромышленный сектор, вызывают недобросовестные практики, применяющиеся крупными торговыми сетями при взаимодействии с поставщиками. К таковым относят, например, плату за вход в сеть, задержки расчетов, ретробонусы.
Эти проблемы должен устранить новый закон «О госрегулировании торговой деятельности в РФ», принятый Госдумой в первом чтении 11 сентября 2009 года. Одобренный ритейлерами и агропроизводителями проект запрещает недобросовестные практики, в том числе бонусы и другие дополнительные условия договоров, вводит жесткие сроки расчета с поставщиками, но вопреки требованиям аграриев не содержит норм госрегулирования торговой наценки. «У нашего предприятия есть все объективные предпосылки выйти на высокие показатели продаж: собственные инновационные разработки, отличная динамика реализации продукции в магазинах-партнерах. Но нам не попасть в сети, которые контролируют всю торговлю страны», – рассказывает участник конференции «Перспективы малого агробизнеса Северо-Запада России на 2009−1912 годы» Анатолий Суриков. «Чтобы попасть на их полки, мне нужно заплатить немыслимые деньги за вход. Даже если я найду их и продам свой товар через сеть, я могу обанкротиться, не дождавшись, когда мне заплатят за поставленную продукцию. Ведь предприятия часто ждут по полгода и даже больше», – поясняет Суриков.
Свои пути
Пока в Москве идет законотворческий процесс, администрации регионов Северо-Запада стремятся использовать местные правовые и экономические ресурсы для поддержки малых предприятий – производителей и поставщиков продуктов питания. Лидирует по количеству программ поддержки и объему их финансирования Санкт-Петербург.
Здесь действуют 18 спецпрограмм в рамках городского плана мероприятий «Открытое небо». В том числе субсидирование арендной платы для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные для Петербурга виды деятельности (например, производство продуктов питания), гранты на создание собственного бизнеса, субсидирование технологического присоединения к электрическим сетям и др. Для создания комфортных условий для малых предприятий администрация Петербурга открыла Дом предпринимателя, где действует принцип одного окна. А в Правила осуществления государственного заказа внесен пункт об обязательном минимальном количестве госконтрактов, заключенных с малыми предпринимателями.
Общий объем финансирования малого бизнеса в Петербурге в 2009 году составит 862 млн рублей. На втором месте Вологодская область – бюджет специальных программ этого региона составляет 180,6 млн рублей, из которых 65,9 млн выделены непосредственно из областного бюджета. В Ленобласти выделено 77,5 млн рублей, в том числе 34,6 млн – областных; в Новгородской – 43,1 млн (областные – 10,1 млн).
Все эти меры направлены на достижение нескольких стратегических целей государственной политики. Кроме повышения занятости населения и установления структурного баланса розничной торговли они должны способствовать решению проблемы продовольственной безопасности. Для этого необходимо, чтобы местные производители продуктов питания активно участвовали в удовлетворении потребительского спроса в этом сегменте и занимали определенную долю рынка.
Начальник управления аграрного комплекса правительства Петербурга Анна Чернобаева признает, что агропромышленный комплекс «сравнительно слабо представлен в экономике нашего города, но он важен для социально-экономического развития любого региона». «Малые предприятия здесь должны получать необходимую поддержку, иначе на продовольственном рынке будут доминировать импортные продукты или товары крупных федеральных компаний, завезенные из других регионов. И развитие местного агропрома будет под вопросом. У нас есть специальные программы поддержки, направленные в том числе на повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятий отрасли. Например, недавно принято решение профинансировать инвестиционный проект малого предпринимателя по строительству в Красногвардейском районе фермы по выращиванию перепелов», – сообщила Чернобаева.
Санкт-Петербург
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?