Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
5 450

Поделиться

Торговый узел агропрома

Агропромышленный комплекс Северо-Запада России замер в ожидании федерального закона о торговле. Закон призван создать здоровую конкурентную среду на рынке продуктового ритейла, в том числе основанную на возможности недискриминационного доступа товаропроизводителей к ресурсам сетевой торговли. Как считают авторы законопроекта, он исправит сложившуюся ситуацию, когда малые предприятия не выдерживают конкуренции с крупными игроками из-за недобросовестных практик торговых сетей. Между тем некоторые региональные власти, не дожидаясь закона, вводят свои механизмы поддержки малого предпринимательства в продовольственном секторе.

Немыслимые деньги

Развитие сетевого формата розничной торговли привело к росту недовольства представителей малого бизнеса торговой системой в России. Создан ряд общественных организаций, которые призывали отрегулировать эту сферу деятельности законодательными мерами. Многие говорили, что необходимо ограничить развитие продовольственных торговых сетей, как это сделано, например, в Европе. Во многих европейских странах им запрещено работать в выходные, в некоторых – в определенные часы суток, где-то ограничена реализация в сетях определенных товарных групп.

Беспокойство малых предпринимателей, в том числе представляющих агропромышленный сектор, вызывают недобросовестные практики, применяющиеся крупными торговыми сетями при взаимодействии с поставщиками. К таковым относят, например, плату за вход в сеть, задержки расчетов, ретробонусы.

Эти проблемы должен устранить новый закон «О госрегулировании торговой деятельности в РФ», принятый Госдумой в первом чтении 11 сентября 2009 года. Одобренный ритейлерами и агропроизводителями проект запрещает недобросовестные практики, в том числе бонусы и другие дополнительные условия договоров, вводит жесткие сроки расчета с поставщиками, но вопреки требованиям аграриев не содержит норм госрегулирования торговой наценки. «У нашего предприятия есть все объективные предпосылки выйти на высокие показатели продаж: собственные инновационные разработки, отличная динамика реализации продукции в магазинах-партнерах. Но нам не попасть в сети, которые контролируют всю торговлю страны», – рассказывает участник конференции «Перспективы малого агробизнеса Северо-Запада России на 2009−1912 годы» Анатолий Суриков. «Чтобы попасть на их полки, мне нужно заплатить немыслимые деньги за вход. Даже если я найду их и продам свой товар через сеть, я могу обанкротиться, не дождавшись, когда мне заплатят за поставленную продукцию. Ведь предприятия часто ждут по полгода и даже больше», – поясняет Суриков.

Свои пути

Пока в Москве идет законотворческий процесс, администрации регионов Северо-Запада стремятся использовать местные правовые и экономические ресурсы для поддержки малых предприятий – производителей и поставщиков продуктов питания. Лидирует по количеству программ поддержки и объему их финансирования Санкт-Петербург.

Здесь действуют 18 спецпрограмм в рамках городского плана мероприятий «Открытое небо». В том числе субсидирование арендной платы для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные для Петербурга виды деятельности (например, производство продуктов питания), гранты на создание собственного бизнеса, субсидирование технологического присоединения к электрическим сетям и др. Для создания комфортных условий для малых предприятий администрация Петербурга открыла Дом предпринимателя, где действует принцип одного окна. А в Правила осуществления государственного заказа внесен пункт об обязательном минимальном количестве госконтрактов, заключенных с малыми предпринимателями.

Общий объем финансирования малого бизнеса в Петербурге в 2009 году составит 862 млн рублей. На втором месте Вологодская область – бюджет специальных программ этого региона составляет 180,6 млн рублей, из которых 65,9 млн выделены непосредственно из областного бюджета. В Ленобласти выделено 77,5 млн рублей, в том числе 34,6 млн – областных; в Новгородской – 43,1 млн (областные – 10,1 млн).

Все эти меры направлены на достижение нескольких стратегических целей государственной политики. Кроме повышения занятости населения и установления структурного баланса розничной торговли они должны способствовать решению проблемы продовольственной безопасности. Для этого необходимо, чтобы местные производители продуктов питания активно участвовали в удовлетворении потребительского спроса в этом сегменте и занимали определенную долю рынка.

Начальник управления аграрного комплекса правительства Петербурга Анна Чернобаева признает, что агропромышленный комплекс «сравнительно слабо представлен в экономике нашего города, но он важен для социально-экономического развития любого региона». «Малые предприятия здесь должны получать необходимую поддержку, иначе на продовольственном рынке будут доминировать импортные продукты или товары крупных федеральных компаний, завезенные из других регионов. И развитие местного агропрома будет под вопросом. У нас есть специальные программы поддержки, направленные в том числе на повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятий отрасли. Например, недавно принято решение профинансировать инвестиционный проект малого предпринимателя по строительству в Красногвардейском районе фермы по выращиванию перепелов», – сообщила Чернобаева.       

Санкт-Петербург

Сергей Тихонов, автор «Эксперт Северо-Запад»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами