Декоративное изображение
5 195

Поделиться

Торговый баланс

Евгения Газизова, Наталья Дядик, Эксперт

Розничные сети растут темпами, опережающими рынок, стремительно распространяя свои супермаркеты по всей стране и поглощая местных игроков. Но за быстрый рост им приходится расплачиваться долговыми нагрузками. В этих условиях поволжским операторам остается либо искать способы держать темп, либо продавать свой бизнес крупным ритейлерам.

Розничная  торговля  по масштабам не может сравниться с торговлей сырьевыми ресурсами – нефтью, нефтепродуктами или энергией, — но темпы ее развития  впечатляют. По данным аналитической компании INFOLine, прирост выручки 25 крупнейших  российских ритейлеров в 2007 году составил 46,7%, а общей торговой площади – 36%. Рекордсменами по выручке среди ведущих торговых сетей являются  X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток» и «Пятерочка») — более 5,2 млрд долларов, немецкая Metro Cash&Carry   — более 4,6 млрд долларов, краснодарский  «Тандер» (сеть «Магнит») — более 3,6 млрд долларов   и «Ашан-Россия» — более 3,2 млрд долларов.

Все крупнейшие российские ритейлеры – X5Retail Group, «Патэрсон», Metro Cash&Carry, Real, «Ашан», «Мосмарт», «Вестер», «Копейка», «Магнит» – представлены и на рынке Поволжья. Сильные позиции национальных сетей в регионе неслучайны. Поволжские города-«миллионники» значились приоритетными в списках федеральных ритейлеров, начавших региональную экспансию в 2002—2003 годах, и продолжают оставаться таковыми в их сегодняшних программах развития. Операторов привлекает емкость поволжского рынка, а также географическая доступность региона. Его относительная близость к столице делает экспансию сравнительно дешевой – доставлять товар сюда можно из столичных распределительных центров, особенно это касается близкого к Москве Нижнего Новгорода. Так начинали работать в регионе практически все федеральные сети. Теперь, наращивая здесь количество собственных точек, они инвестируют в создание либо аренду региональных распределительных центров, как, например, поступают X5 Retail Group, «Техносила». «Ашан», «Тандер» и другие. По уровню насыщенности продуктовыми магазинами на одну тыс. жителей показатели поволжских городов-«миллионников» превышают среднероссийские цифры. Например, при средних по стране 250 кв. м на тыс. жителей в Казани это 630, а в Нижнем Новгороде – 330 кв. м . Такая планка достигнута по большей части силами федеральных сетей. Их доля в цивилизованной торговле продуктами питания оценивается примерно в 30—40% в сегменте супермаркетов и в 70?90% в гипермаркетах.

На продажу

Агрессивный рост федеральным сетям обеспечивают финансовые ресурсы, позволяющие арендовать большой объем торговых площадей и выступать инвесторами их строительства, а также поглощать местных игроков. Так, X5 Retail Group в конце 2007 года совершила две сделки по приобретению региональных сетей и ведет подготовку к реализации опциона на покупку сети «Карусель» более чем за один млрд долларов. Сеть «Aшан» в прошлом  году сформировала значительные предпосылки для увеличения роста выручки за счет приобретения права управления 14 гипермаркетами сети «Рамстор». Аналогичные процессы  наблюдаются и в Поволжье. Еще в 2005 году московский холдинг «Марта» приобрел  казанскую продовольственную сеть «Райден». В начале 2006 года столичный ритейлер «Копейка» купил 48 магазинов и распределительный центр сети «Эконта» «Нижегородского торгового альянса» за 100 млн долларов, здесь же магазины Spar перешли к «Перекрестку». «Копейка» купила также самарскую продуктовую сеть «Самара-продукт». Самарский рынок, по прогнозам ритейлеров, еще ждут сделки по слиянию и поглощению. Сейчас возможным покупателем одной из местных сетей (в их числе фигурируют «Любимый магазин» и «Новый продукт») называется X5. Не убедив собственного партнера продать обратно франшизу «Пятерочки» на Поволжье (сейчас она принадлежит волгоградской компании «Тамерлан»), компания объявила о старте своего проекта «Пятерочка +». В этом году в Самаре и Тольятти, где сейчас работает около 50 франчайзинговых «Пятерочек», X5 планирует открыть 35 собственных магазинов под этим брэндом. По всей видимости, наиболее верным способом быстро построить сеть для X5 станет покупка местных игроков.

Почва под ногами

Среди поволжских ритейлеров наиболее уверенно чувствуют себя те, кто оперирует большим объемом торговой недвижимости: с учетом дефицита подходящих помещений это дает им преимущество перед федеральными игроками. А собственные девелоперские проекты (их развивает самарский «Меркурий-продукт», татарстанская сеть «Бахетле», нижегородские ТД «Народный», ГК «Электроника») позволяют региональным ритейлерам снизить риски и обеспечить «запасной аэродром» на случай, если розничная торговля перестанет приносить нужный доход. К такому варианту склоняются, например, владельцы нижегородского «Народного».

Еще одна фишка  местных игроков в соревновании с «федералами» — закупочные союзы. Такое объединение создали нижегородские компании «Райцентр» (входит в состав холдинга «ВКТ»), «Медведь» и «Калинка». Они договорились о централизованных закупках для своих магазинов (в общей сложности их более 50). Компании заключают с производителями единый годовой контракт, касающийся объемов закупок, предоставления полочного пространства и экспедирования товаров по магазинам союзников общим объемом 130 млн рублей. Стремясь сократить собственные издержки, местные ритейлеры осваивают и централизованную логистику. Сейчас строит распределительные центры нижегородская компания «ВКТ», они уже существуют в системе татарстанской «Бахетле».

Знай наших

Впрочем, есть примеры, когда экспансию демонстрируют не федеральные, а региональные ритейлеры. Так, казанская сеть бытовой техники  DOMO  в прошлом году завершила сделки по приобретению трех региональных игроков в Оренбурге, Тюмени и Минводах. В марте 2008 года  компания купила самарскую сеть «Сателлит». Сегодня  торговая сеть DOMO охватывает уже 22 региона Российской Федерации и, по подсчетам участников рынка бытовой техники, занимает на нем 2%.

Выходить со своими проектами за пределы «дома» региональным ритейлерам помогает удачный торговый формат и уникальный ассортимент. Так, наиболее серьезные и амбициозные планы по  федеральной экспансии  демонстрирует татарстанская продуктовая сеть «Бахетле».  «Конек» этого оператора — собственное  производство. Оно разворачивается при каждом магазине и занимает около 1,5–3 тыс. кв. м дополнительно к торговому залу. Как отмечают в компании, несмотря на то, что ассортимент их торговых точек в среднем насчитывает 42 тыс. наименований, а выпускают они около 1 тыс., в объемах продаж «Бахетле» продукция собственного производства составляет от 40% (в Татарстане) до 50% (в Москве). Этот ритейлер не боится работать в крупном формате (в августе прошлого года  гипермаркет «Бахетле» сменил «Рамстор» в качестве продуктового якоря в казанском молле «Мега» компании IKEA) и выходить на столичный рынок. «Бахетле» открыла в апреле этого года свой третий магазин в Москве и к  2010 году планирует довести их число до 10. Правильность выбранной стратегии  подтверждают финансовые показатели компании: по итогам 2007 года она увеличила чистую прибыль в 2,6 раза по сравнению с предыдущим годом — до 24,4 млн рублей, стоимость активов   выросла в 2,6 раза — до 3,4 млрд рублей.  В Москве  продолжает развивать свою фирменную торговлю и  самарская группа предприятий под торговой маркой «У Палыча». В этом году намерена открыть первый московский магазин и нижегородская специализированная торговая сеть «Мясновъ». Основу ее ассортимента составляет продукция местного Дзержинского мясокомбината.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами