Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговые центры: эволюция… в пользу развлечений
В достаточно короткие сроки московский рынок стал настоящим магнитом для ведущих мировых ритейлеров. И каждый новый торговых центр высокого уровня неизменно притягивал десяток арендаторов с мировыми именами.
Zara, Media Markt, Auchan, Castorama, H&M, Gap, Marks&Spencer – по данным на 2011 год по степени глобализации розничных сетей Москва уступает в Европе только Лондону и Парижу, а на мировой арене занимает высокое восьмое место. По данным глобального отчета CBRE, на московском рынке представлено 40% всех мировых ритейлеров (у лидеров рынка – до 58%). В люксовом сегменте этот показатель еще выше, в Москве представлено 72% всех мировых операторов.
Немного истории
Разумеется, все международные бренды, появившиеся в Москве, открывают свои магазины в самых успешных торговых центрах. Особенно благоприятная ситуация для экспансии сложилась в пост-кризисный период, когда девелоперы возобновили свои проекты, и на московский рынок вышло большое количество «супергигантов» – торгово-развлекательных центров регионального масштаба. Несколько объектов представили в Москве торговые галереи с чистой арендной площадью до 150-200 тысяч кв.м.
Разумеется, такой быстрорастущий рынок необходимо было удовлетворять качественным спросом, что неизбежно привело к распространению очень похожих (хотя и достаточно сильных) по составу пулов арендаторов на главных торговых площадках.
По сути, когда торговых центров класса А в Москве стало много, и у потребителей появилась возможность выбора, управляющие компании стали сталкиваться с определенными трудностями. Сегодня покупатель стал более разборчив, а потому завладеть им становится все сложнее.
Поэтому девелоперы, уже на стадии проектирования торговых центров, вынуждены были закладывать в проект своеобразную «изюминку» – эксклюзив, который поможет выиграть в сборе за покупателей на фоне обостряющейся на рынке конкуренции. Выбор был сделан в пользу индустрии развлечений…
Так в Москве, один за другим, стали анонсироваться объекты с новой развлекательной составляющей. Причем в некоторых случаях развлечения занимают значительную часть всей инфраструктуры объектов. И, таким образом, классический торговый центр крупного формата в России сегодня предстает многофункциональным торгово-развлекательным шопинг-моллом, ориентированным на широкую аудиторию.
Обратная сторона
Впрочем, не всегда было так. И некоторые торговые центры, нашедшие свою нишу, благодаря удачной концепции (или отличному месторасположению) сумели завоевать свою аудиторию в классическом варианте.
В качестве примера можно привести несколько объектов, включая ТК «Охотный ряд» на Манежной площади и ТК «Атриум» на Садовом. Эти торговые центры, напротив, со временем отказались от развлекательной составляющей, и только выиграли на этом.
Так, «Охотный ряд» начинал с боулингом и множеством ресторанов, а «Атриуме» кинотеатр и семейный центр развлечений занимали практически целый этаж. Впоследствии концепция объекта была пересмотрена, и на месте развлечений появились десятки новых «полезных» магазинов, что увеличило и без того хорошую посещаемость ТК. Но это скорее исключение из правил.
Сегодня же, как говорят ведущие мировые эксперты, будущее остается за торговыми объектами с сильной развлекательной функцией. По данным компании JLL, по состоянию на 2011 год развлечения представлены в 70% профессиональных ТЦ Москвы. По общей арендной площади на их долю приходится в среднем 10%, но в некоторых объектах этот показатель существенно выше. В ближайшее время аналитики ожидают увеличение доли развлечений в торговых центрах.
Рейтинг концептуальных торгово-развлекательных центров Москвы
Моллы.Ru, ведущий портал о торговой недвижимости в России, представляет собственный рейтинг торговых центров Москвы с самой сильной развлекательной составляющей.
1. Vegas. Новый суперпроект Crocus Group стал одним из крупнейших в Европе: общая площадь 386 000 кв.м. В рамках проекта впервые в России в закрытом пространстве был открыт двухуровневый парк экстремальных аттракционов площадью 5000 кв.м, в центр которого интегрированы 18-ти метровое колесо обозрения, башня падения (19 м) и ледовая арена.
Также в «Вегасе» открыт тематический парк развлечений международного оператора Happylon, девятизальный мультиплекс сети «Люксор», ресторанная зона, ледовая арена и широкая концептуальная зона ресторанов.
2. Мега – Белая дача. Московский флагман федеральной сети торгово-развлекательных центров «Мега» в Белой даче, самый крупный в столице шопинг-молл, также обладает одной из лучших развлекательных функций для семейного отдыха.
В составе торгового центра открыты мультиплекс Kinostar New York New York с кинотеатром Coca-Cola IMAX, большой каток «Ледовая Симфония», крупнейший в России центр активного отдыха «Космик» площадью 5800 кв.м на 1500 человек, с 30 дорожками боулинг-центра, а также клуб мини-гольфа, центр экстремального аквазорбинга и детские игровые площадки.
3. Метрополис. Торгово-развлекательный центр регионального уровня, удачно совместивший торговую галерею с большим количеством премиумных брендов и концепцию «семейного» молла, ориентированного на отдых с детьми. В «Метрополисе» регулярно проводятся различные детские праздники. И в короткий срок комплекс получил в Москве негласное признание «самого дружелюбного по отношению к детям» торгового центра.
В «Метрополисе» открыт мультиплекс Kinostar deluxe с 12 залами, которые могут принять до 3000 гостей, а также вместительный боулинг-клуб «Чемпион», детский развлекательный комплекс Crazy Park и детский художественный центр «Творец». Еще один плюс – качественный состав операторов зоны кафе и ресторанов и вместительный фудкорт более чем с 20 концепциями.
4. XL-3. Несмотря на то, что торговый центр был открыт в далеком 2005 году, на сегодняшний день он по-прежнему остается востребованным как одна из лучших площадок для семейного отдыха выходного дня. Причиной тому служит интегрированный в торговый центр крупнейший в Москве аквапарк. Кроме «Ква-Ква» парка, XL-3 предлагает в качестве развлечений стандартный пакет – киноцентр, боулинг-клуб и детский центр развлечений.
5. Золотой Вавилон. Последний проект «Патэро» на проспекте Мира стал самым крупным и успешным в московской сети: 240 000 кв.м, около 450 арендаторов. Поэтому неудивительно, что в торговом центре под развлечения был выделен достаточно большой процент площадей.
В числе арендаторов «Золотого Вавилона» – мультиплекс на 14 залов, кинотеатр 5D, большой семейный развлекательный центр, боулинг-клуб, более 40 кафе и ресторанов, ледовый каток, на котором проводятся музыкальные шоу с профессиональными DJ и фигуристами, и знаменитый парк динозавров, располагающийся прямо на территории всего торгового комплекса.
Retail.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.