Декоративное изображение
8 648

Поделиться

Торговые сети запутались в сетях

Меры стабилизации и помощи государства сейчас обсуждаются применительно ко многим отраслям, в том числе к тем, которые еще месяц назад демонстрировали полное спокойствие в завтрашнем дне, – к продуктовым ретейлерам. Решив, что сейчас самое время для активного лоббирования своих интересов, они обратились за помощью к первому вице-премьеру правительства РФ Игорю Шувалову и главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной.

Правительство заявило о готовности выделить через Сбербанк и ВТБ кредиты продуктовым ретейлерам под 15–18% годовых в рублях. Шансы на получение средств есть у X5 Retail Group, «Магнита», «Дикси», «Седьмого континента», «Мосмарта», «Виктории», «Ленты», «О`кей» и «Холидей классик».

«До стабилизации банковской системы и окончания кризиса многие торговые продуктовые сети могут просто не дожить» Кредиты будут выдаваться только на пополнение оборотного капитала и рефинансирование. Для этого сетям необходимо около 2 млрд долларов. Сколько средств будет выделено – неизвестно.

«До стабилизации банковской системы и окончания кризиса многие торговые продуктовые сети могут просто не дожить, – считает аналитик кампании «Сервис-Экспертиза-М» Артем Пугачев. – Но вопрос стоит по-другому – скажутся ли проблемы ликвидности на стоимости самих продуктов?»

Ретейлеры стали испытывать сложности уже в конце прошлого года. Основная причина – это сокращение трат рядовым населением в связи с ростом инфляции. «Поддержать рынок ретейла могли бы дешевые внешние заимствования, но мировой финансовый кризис не оставил и этих надежд. Пока это не привело к сокращению ассортимента в гипермаркетах, хотя такая угроза существует», – заявил газете ВЗГЛЯД Артем Пугачев.

По мнению эксперта, основная причина роста цен на продукты в России обусловлена ее интеграцией в мировую экономику и сговором компаний-перекупщиков, занимающих монопольное положение на рынке. Это не более 5–6 фирм. Напомню, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не раз заявляла о том, что на 25% в росте цен виноваты монополисты.

Как сообщает Росстат, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России подорожала с начала нынешнего года на 14,9%.

Дефицита продовольствия в Москве даже в условиях мирового финансового кризиса не будет. С таким заявлением выступил руководитель департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков. Одновременно глава департамента продовольственных ресурсов столицы Александр Бабурин не исключил возможного роста цен на продовольствие в ближайшее время. «Цены будут расти всегда. Составляя наши прогнозы, мы ориентировались на расчеты по инфляции на уровне 13%», – подчеркнул он.

Напомню, что федеральное правительство создало антикризисную рабочую группу в сфере агропромышленного комплекса с целью не допустить сбоев на рынке продовольствия. По мнению первого вице-премьера правительства РФ Виктора Зубкова, между производителями и торговыми сетями могут быть заключены долгосрочные соглашения, которые, по его словам, позволят «убрать посредников и все жулье, которое там крутится».

Представители ассоциаций – зерновой, мясной и молочной – просят банкиров сохранить на прежнем уровне ставки по кредитам, не требовать дополнительных залогов и не отзывать долгосрочные кредиты. Как сообщают информагентства, Минсельхоз определит в ближайшее время приоритетные направления финансирования вместе с крупнейшими банками-кредиторами. Это РСХБ, Газпромбанк, МДМ-Банк, ВТБ, ВЭБ и Сбербанк.

А пока некоторые компании стали закрывать торговые центры в регионах. Киты российского ретейла, к примеру Х5 Retail Group и ТД «Копейка», уже объявили о своих планах уменьшить число открываемых магазинов. Также подвергнется пересмотру их инвестиционная программа на будущий год.

Х5 Retail Group также сокращает свои инвестиционные программы – с 1,4 млрд долларов до 1 млрд. Замораживает порядка 20 проектов новых супермаркетов группа компаний «Вестер». При этом ретейлер переключается с покупки недвижимости и строительства собственных магазинов на аренду.

Любопытный факт: впервые с момента появления на российском рынке снизились продажи Coca-Cola HBC – на 4,5% против запланированного роста в 7%. Более того, компания даже не планирует роста прибыли, хотя в планах было ее увеличение на 5–8%.

Сообщение Coca-Cola HBC вызвало падение котировок на фондовых рынках таких европейских пивоваров, как Carlsberg, Heineken, Efes, так как Россия для них – один из основных рынков. У самой Coca-Cola HBC на долю России приходится 17% продукции в натуральном выражении.

В качестве основной причины снижения продаж Coca-Cola HBC назвала «более низкий уровень потребительского доверия, вызванный замедлением роста экономики и продолжительно высокими темпами инфляции».

Но не газированным напитком сыт россиянин, и гораздо важнее сохранение хотя бы на прежнем уровне цен на продукты. Что до ретейлеров, то они будут все больше зависеть от производителей продуктов.

Поддерживая последних, государство тем самым обеспечит не только доступность продовольствия и его защиту от внешних и внутренних негативных последствий кризиса, но и будет способствовать стагнации на рынке торговых площадей.

И не стоит считать, что торговых помещений у нас достаточно. В России на одну тысячу человек приходится порядка 20 кв. м торговых площадей, тогда как в Восточной Европе этот показатель составляет порядка 150 кв. м, а в Западной – порядка 300 кв. м.

Если же сравнивать столицы, то Москва тоже окажется в отстающих. Насыщенность торговыми площадями составляет порядка 200 кв. м на одну тысячу человек против 400 кв. м в Праге, Берлине, Мадриде и 600 кв. м в Париже и Риме.

Другое дело, что картину портят целые оазисы торговых центров в отдельных районах российской столицы и их полное отсутствие в других. Значит, таков столичный градостроительный план – или это просто кому-то выгодно.

Взгляд

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами