Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговые сети, одиночные магазины или рынки - кого выбирают россияне?
Россияне предпочитают покупать продукты в федеральных и региональных сетях. По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в регионах страны, такой вариант выбирают 72% опрошенных.
- Если мы посмотрим региональный разрез этой статистики, то мы увидим ожидаемую картину: конечно, федеральными сетями наибольшим образом охвачены мегаполисы и города-миллионники, и данная тенденция постепенно затухает в направлении села, - отметил руководитель практики социальной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин.
Среди жителей двух столиц и городов-миллионников сетевые магазины выбирают более 80% покупателей. В городах с населением до 100 тысяч человек к «федералам» за покупками идут около 60% покупателей. Однако и в сельской местности эта цифра уже приближается к 40%.
Что касается других вариантов, то в некогда популярные магазины у дома теперь захаживают только 33% россиян. Еще 20% покупают на постоянно действующих рынках. 11% закупают продукты у фермеров. Онлайн еду приобретают только 2% опрошенных.
Причем, 60% покупателей выбирают магазины именно федеральных торговых сетей. Свой выбор покупатели объясняют более широким ассортиментом и низкими ценами. 84% опрошенных считают, что у "федералов" больше скидок и акций, чем в местных магазинах. Также респонденты отмечают, что качество обслуживания там выше - так считают 42% опрошенных.
И неудивительно, что большинство покупателей голосует за то, чтобы федеральных сетевых магазинов было больше. К распространению их в регионы положительно относятся 65% опрошенных. Против выступают только 16%, которые считают, что развитие "федералов" монополизирует рынок, не дает развиваться малому бизнесу и приводит к появлению в продаже некачественных и просроченных товаров.
Еще один интересный момент: 47% опрошенных в любой торговой точке выбирают продукцию, произведенную в своем регионе. Однако треть покупателей в равной доле приобретают привозные и местные товары. Еще 19% отметили, что вообще не обращают внимания на место производства товара. И в таком распределении мнений специалисты усматривают еще одну современную тенденцию, которая может повлиять на развитие сферы торговли.
- Мне кажется, те, кто приобретают в равной доле, и те, кому все равно, это достаточно близкие категории, - прокомментировал председатель Комитета ТПП по развитию потребительского рынка Александр Борисов. - Вероятно, имеет смысл объединить их вместе, поскольку они показывают нам более-менее индифферентное отношение. И я боюсь, что это, скорее всего, голос молодежи, которая относится к продукту без учета лейбла. Это может создать для производителей новую реальность. Неважно, где это произведено, важно, что это, какого качества, как упаковано, по какой цене продается.
Что касается перспектив развития местных торговых сетей в таких условиях, то в этом случае преобладает скепсис. 52% местных производителей продуктов считают, что перспектив нет. Эту же точку зрения поддерживают и 66% представителей местного ритейла. По словам экспертов, региональные предприниматели уже чувствуют себя проигравшими.
- Во время исследования мы увидели, что местный бизнес четко делится на две группы, - отметил генеральный директор центра «Платформа» Алексей Фирсов. - Одна группа, которая ментально находится в 90-х и начале 2000х, то есть в период своего формирования. Она не хочет менять формат и вместо этого ищет защитные механизмы, чтобы зафиксировать свои интересы. Также она, как правило, тесно интегрирована с местной властью, и использует её для того, чтобы лоббировать свои интересы. Но есть и вторая группа, которая стремится к модификации, которая рассматривает новые решения, она ищет симбиоза с федеральным бизнесом и использует его возможности для выхода на новые региональные рынки.
При этом только 24% опрошенных считают протекцию местных властей реальным инструментом поддержки местной экономики. 43% считают, что полного успеха такая модель поведения не гарантирует, и нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию. И еще треть призывает задуматься о том, что региональные барьеры не только ведут к снижению конкуренции и качества продукции, но и могут вызвать ответные меры в других регионах. А это может привести уже к разрушению национального рынка.
Что касается вариантов развития местного ритейла - то здесь мнение бизнеса и населения неожиданно совпали. Порядка 40% опрошенных считают, что фермерам и мелким производителям нужно предоставлять площадки внутри магазинов, где они смогут торговать своей продукцией напрямую. Около 30% считают, что местным сетям нужно расширять ассортимент и повышать качество услуг. Еще треть предлагает акцентировать внимание на экопродуктах и продукции местных производителей. Также в качестве возможных вариантов - открытие в сетях отделов кулинарии и готовой продукции и продажа еды через интернет.
В целом же, 44% россиян отмечают положительные изменения в сфере продуктового ритейла за последние 5 лет. Их связывают с увеличением ассортимента продуктов в целом и отечественной продукции в частности, а также акций и скидок. Однако почти такая же часть опрошенных - 35% считают, что ситуация, наоборот, ухудшилась: среди минусов - рост цен и ухудшение качества продуктов.
В материале использованы материалы исследований:
ВЦИОМ: «Продуктовый ритейл: особенности восприятия федеральных и местных торговых сетей»
Центр социального проектирования «Платформа»: «Федеральный ритейл и региональный бизнес: от конфликтов к гармонии интересов»
Людмила Клыженко
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?