Реклама на retail.ru
Эфир:итоги 2024 и вызовы 2025
Благодарим за поддержку мероприятия наших партнеров: фирма «1С» и компания Open Group.
Не пропустите интервью со спикерами и другие публикации по выступлениям экспертов конференции!
Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год — 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Видеозапись конференции уже доступна на странице события.
Всем зарегистрированным участникам будут предоставлены презентации спикеров.
Что ожидают люди от брендов: услуги и продукты, которые поднимают настроение и доставляют удовольствие; геймификацию для всех возрастов; яркую цветовую палитру в дизайне; необычные вкусы, форматы и упаковки.
Популярность СТМ будет ставить перед ритейлерами серьезные стратегические вопросы, которые касаются
«Если раньше в основе атрибутов СТМ был бренд сети, то сейчас происходит обратное движение: ритейлеры хотят капитализировать ценность СТМ в глазах потребителя, чтобы основной бренд получал больше бонусов от этого».
Согласно статистике Ozon, покупатели открывают карточки с видеообложками на 24% чаще, чем карточки с фото.
Одним из основных требований в дизайне упаковки продукта в 2025 году станет мультиформатность. Современные бренды должны быть заметно представлены на всех возможных платформах: это не только офлайн и онлайн полки, но и цифровой
Аналитики отметили, что продовольственные товары станут важнейшим драйвером
Согласно данным исследования «Яндекса» и GfK, в РФ доля покупок со смартфонов и планшетов в 2022 году превысила 67%. С компьютеров и ноутбуков оформляется треть
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговое оборудование – 2023: перспективы, тренды, инвестиции
Импортозависимый рынок торгового оборудования все больше адаптируется к сложившейся ситуации и тенденциям ритейла. За время кризиса производители запустили новые линейки, модели и направления. Если в первой половине года заказов от ритейлеров почти не было и некоторым заводам пришлось приостановить производство, то во второй половине случился бум открытий, и оборудование снова стало нарасхват. После ухода иностранных игроков появилось много свободных ниш, которые стремятся занять отечественные производители. Об итогах и планах рассказали представители компаний «Полаир», «Чувашторгтехника», «Марихолод», «Росхолод», «Атеси», «Эко-1», «КС-Русь», «Торгмаш», Haier, Carrier, Frostor, Briskly, «Холод-сервис +» на форуме в рамках Международной ярмарки «МиР. Магазин и Ресторан».
Фото: OlegGeo/shutterstock
Сергей Кукушкин, генеральный директор «Полаир-Недвижимость»
«Рынок торгового оборудования настолько большой, что игрокам можно найти много точек приложения. «Полаир» сегодня – это группа компаний, объединяющая три производственные площадки, около двух тысяч сотрудников и выпускающая шесть торговых марок. Основные наши покупатели – крупные дистрибьюторы. Стратегической задачей является создание оборудования, покрывающего все потребности пищевой цепочки.
На 2023 год можно посмотреть с позиций 2020 года, когда началась пандемия.
В I полугодии 2020 года объем заказов просел более чем на половину, но мы не уменьшили объемы производства и не уволили людей. Это решение благотворно сказалось летом и осенью, когда начался ажиотажный спрос на ТХО. Тот же принцип использовали и в 2022 году. Сейчас заводы «Полаир» загружены на полную мощность, для клиентов нет никаких задержек с поставками продукции. Более того, запускаем новые проекты. Уже во время кризиса реализовали проекты Radax – производство параконвектоматов, расстоечных и конвекционных печей, – новый завод с полным комплексом нового оборудования по производству холодильного оборудования для разных форматов: у дома, дискаунтер, кэш энд керри, супермаркет и гипермаркет. Завод выпускает оборудование и на встройке, и на выносе. Пока занимает площадь 10 тыс. кв. м, через год расширится до 18 тыс. кв. м.
Если раньше делали большую ставку на экспорт в Европу, то теперь этот сегмент сошел на нет, зато растут поставки в дружественные страны.
Планируем инвестировать в глубину переработки. Чем глубже переработка, тем эффективнее себестоимость. Делаем ставку на современные технологии. За последние два года обновили производственные линии и продолжаем процесс обновления.
Сейчас наблюдается более резкое разделение рынка ритейла. Одна часть хочет получить очень дешевое оборудование, вторая – качественный и дорогой продукт. Наша группа всегда стремилась не за ценой, а за ценностью продукта».
Наиль Хайрутдинов, собственник и генеральный директор компании «Чувашторгтехника»
«Особых проблем на рынке я не вижу. Спада продаж нет, активность покупателей повысилась, все поняли, что возврата к прежнему рынку не будет, ситуация с санкциями только усложняется. Те, кто раньше говорил, что использует только оборудование Германии и Италии, теперь обращаются к нам и хотят все и быстро.
Рост продаж нашей компании в I квартале 2023 года составил порядка 7–8%. Надеюсь, дальше будет больше.
Но загадывать пока сложно, с опасением ждем, как будет развиваться ситуация в Крыму: если произойдет расширение конфликта, сорвется курортный сезон, и это почувствуют все производители оборудования.
Основной упор делаем на расширение модельного ряда. Наша концепция – выпускать широкий ассортимент одного типа оборудования. Например, котлов – 93 модификации, от 60 до 500 л, печей – порядка 57 модификаций, и так далее. Недавно построили завод посудомоечных машин. Теперь у нас два завода посудомоечных машин, которые будем объединять.
«Чувашторгтехника» единственная в России делает ледогенераторы. Этот модельный ряд требует расширения, и мы готовимся увеличить мощности. Линии, которые освобождаются от производства посудомоечных машин, будут заняты производством печей.
Надо работать, расти, осваивать новую продукцию. Наш технопарк производит электронные блоки, двигатели, насосы и другое, то, что раньше закупалось в Италии, Германии, Франции. Теперь наши комплектующие покупают другие российские фирмы.
Гибкий нагревательный элемент, который у нас есть на магнитных линиях, в десятом пакете санкций вошел в список запрещенных к ввозу. У нашей компании – 12 лазерных комплексов, в которых пока стоят импортные машины, но нам уже не продают запчасти. Поэтому я призываю всех игроков трезво смотреть на поставки комплектующих и импортное оборудование.
Ритейлеры наконец-то стали понимать, что качество стоит денег.
Изначально мы производили хорошее оборудование, но нам говорили: сделайте цену ниже, потом – еще ниже, еще ниже, а потом – добавьте нам эту и эту функцию за те же деньги. Мы давно предлагали ритейлерам протестировать дорогие решения, но тогда реакции не было. Надеюсь, теперь запрос на качественное оборудование будет расти.
В целом, прогнозы оптимистичные, но, думаю, малый бизнес будет переживать не самые лучшие времена: нет оборотных средств, быстро растет цена кредитов, недостаточная господдержка, поэтому количество малых игроков будет убывать».
Андрей Коробейников, генеральный директор компании «Контакт» («Марихолод»)
«Наша компания растет год от года минимум на 30%. Без вложений в средства производства составлять конкурентную борьбу невозможно, поэтому инвестируем и продолжим инвестировать в различные программы. Надеемся на собственные возможности и разработки. В прошлом году были субсидии государства в виде финансирования процентной ставки, в этом году о такой поддержке пока не слышно».
Андрей Смирнов, генеральный директор группы компаний «Росхолод»
«На рынке торгового оборудования наблюдается рост – растут компании, рынки сбыта, номенклатура, техническая сложность изделия, покупаются и строятся новые заводы. Все предприятия нашей группы полностью загружены. Инвестируем в оборудование, обучение персонала, складские запасы, так как логистические цепочки растянулись, и приходится запасаться. Пользуемся программой дистанционного обучения, и на основе этих программ создаем свои обучающие системы, в том числе по продажам сложного технического оборудования.
Обучаем своих менеджеров и собираемся транслировать на дилеров, потому что с их стороны есть такой запрос.
Сейчас увеличивается спрос на российское оборудование.
Рынок давно живет в кризисах, но для предпринимателя вызовы – это рабочая ситуация. Активные предприниматели обязательно найдут для себя интересные ниши. Уходят иностранные бренды, и это открывает возможности для малого и среднего бизнеса. Производители получают поддержку государства. Например, действует программа Минпромторга, по которой субсидируется процентная ставка на закупку импортных комплектующих».
Максим Шатилов, коммерческий директор предприятия «Атеси»
«Компания «Атеси» загружена более чем на 100%, работаем в связке с покупателями. Думаю, 2023 год во многом похож на 2020-й, когда из-за локдауна мы столкнулись с проблемой выживания предприятия. Быстро перестроились на производство оборудования для дезинфекции и очистки, активно развивали это направление и к концу 2020 года вышли с хорошими показателями.
Предприниматель, стремящийся развиваться, должен быть готовым работать в различных сегментах.
Например, в портфеле «Атеси» пять линеек нейтрального оборудования, активно развиваем оборудование для фастфуда, готовые решения для бизнеса, начали заниматься автоматическим оборудованием. В этом нам помогают партнеры – дистрибьюторы и дилеры, слышим их запрос и стараемся его удовлетворить. За 2022 год компания освоила всю линейку передвижных кухонь, и на 2023 год производство полностью загружено. В планах – сдержанный рост и укрепление стабильности».
Армен Симонян, владелец компании «Эко-1»
«Чем инновационнее компания, тем больнее по ней ударяет экономическая ситуация.
Для нашей компании введение санкций в 2022 году было очень болезненным, потому что вся наша продукция была сертифицирована в Европе, и мы продавали в Польшу, Испанию, Италию, Францию, Грецию и другие страны. Но сейчас продажи в Европу, естественно, остановились. Проблема усугубилась и тем, что пришло время отдавать заем Фонду развития промышленности.
Пришлось приостановить производство, но сейчас постепенно запускаемся снова. Самое главное – мы сохранили команду, технических специалистов. У нас новый генеральный директор – энергичный и грамотный Роберт Башикян. Поэтому уверен, что у нашей компании все будет хорошо.
Спрос на холодильники изменился: как ни странно, активизировалась встройка, а популярность выноса снижается. Многие ритейлеры стали делать магазины на встройке, видимо, экономически вынос не так выгоден.
Какое-то время назад считалось, что вынос – это будущее, но условия изменились, изменился и спрос. Встройка более мобильна, холодильник можно быстро перевести в другой угол торгового зала, а выносная магистраль привязана к одному месту. Кроме того, встройка обходится дешевле, а сейчас ритейлеры движутся в сторону удешевления. Но надо понимать, что с падением цены неизбежно снижается и качество. Все хотят дешево и качественно, но так не бывает. Покупают дешево, а потом постоянно сталкиваются с сервисными случаями. Все равно должна быть золотая середина.
Оборудование «Эко-1» никогда не было самым дешевым, и мы не хотим снижать качество ради того, чтобы сэкономить несколько евро. Например, все наши холодильники предусматривают температуру окружающей среды +30oС, потому что в России жесткие условия эксплуатации. Мы умеем делать так, чтобы стекла не выпадали из бонет и ларей, на что часто жалуются ритейлеры. Но не все производители это могут, потому что для отработки технологии нужны годы. Наши холодильники имеют высокий уровень энергосбережения. Сейчас наиболее востребованы лари экономичного сегмента, но зато лари-бонеты – среднеценового. Большие сети отжимают по ценам, поэтому наше предприятие с ними и не работает. Там денег нет».
Владислав Авсиевич, генеральный директор ГК «КС-Русь»
«К сожалению, для нас практически закрылся западный рынок, притом что наша группа была ориентирована на Европу, продавали в Германию, Францию, Чехию, Литву. Пока остались рынки СНГ. Одна из основных проблем – работаем на импортном оборудовании, и уже есть нехватка запчастей. Вторая проблема – нехватка людей, некому работать. Тем не менее в 2022 году у нас были рекордные объемы продаж, высокий спрос продолжается и в 2023 году. Наше предприятие – клиентоориентированное, его можно сравнить с ателье: производим то, что надо нашим клиентам.
Стараемся делать так, чтобы самим нравилось то, что мы выпускаем. Постоянно инвестируем в обновление оборудования, проектирование нового, обучение сотрудников. Меняем технологии, например, перешли от рубки к лазерной резке. Изменения – это постоянный процесс».
Дмитрий Коробов, руководитель департамента b2b-продаж представительства Haier
«Завод морозильного оборудования Haier располагается в Набережных Челнах и функционирует с октября 2022 года. Основной ассортимент составляют лари-бонеты, которые мы запустили в феврале 2023 года. Запуск связан с тем, что в России идет бурное развитие торговых сетей, и сейчас ритейл испытывает нехватку высококачественного холодильного оборудования. Мы собрали все ключевые требования ритейла и постарались воплотить их в своих моделях. При разработках консультировались с крупными сетями рынка, такими как «Перекрёсток» и «Магнит», выявляли их потребности в демонстрации и хранении товара, чтобы продукция доходила до покупателя в максимально свежем состоянии.
Очень важное потребительское свойство ТХО – электропотребление. Холодильное оборудование съедает огромное количество электричества, примерно 40–60% электропотребления магазина.
И, разумеется, эти затраты зашиваются в ценник конечного продукта. Поэтому Haier использует энергосберегающие технологии. Все наши модификации работают на современном хладагенте пропан. Кроме того, есть много нюансов, снижающих электропотребление, – например, толщина запененного слоя в стенках ларя, которая у нас составляет 70 мм, количество пузырников на один кубический сантиметр, количество витков обмотки. Совокупно это дает то, что на поддержание холода внутри объема тратится меньше электроэнергии. Если рассматривать лари для мороженого, то в своем классе они по сравнению с конкурентами потребляют электричества на 50% меньше. Энергопотребление ларя в 400 л составляет всего 2,2 кВт/час в сутки. Лари с глухой крышкой объемом 500 л потребляют до 1 кВт/час в сутки. Это суперэнергопотребление. Поэтому только благодаря энергосбережению ларь окупает себя за срок своей эксплуатации – примерно за 5–7 лет, потом разница в цене нивелируется, и ритейлер еще и заработает на экономии электричества. При этом оборудование Haier остается в доступной ценовой категории.
Сейчас наблюдается переход от формата гипермаркетов к формату у дома и дискаунтер. Если крупный гипермаркет требует выносного холода, то магазины у дома работают на встроенном оборудовании. В нашей линейке представлены четыре модели ларей для мороженого и две модели ларей-бонет. Не делаем и не планируем делать оборудование на выносе, потому что настроены на низкое энергопотребление, а на выносе этого достичь очень сложно. Если оценить магазин на выносе и магазин на встройке, то разница энергопотребления достигает четырех раз. Плюс встроенное оборудование более экологичное, чем вынос. Еще мы работаем над увеличением вместимости при тех же габаритах ларя, чтобы разница между общим и полезным объемом была минимальной.
Дискаунтеры, к сожалению, ставят самое дешевое оборудование. Но у нас нет задачи завалить рынок дешевым оборудованием.
Конечно, крупные сети прогибают поставщиков в тендерах, и тем, кто преследует цель взять тендер любой ценой, приходится лавировать, снижать стоимость оборудования. Поэтому мы работаем не только с федеральными сетями, но и с дистрибьюторами, локальными ритейлерами, сегментом HoReCa. Круг клиентов широк, ведь бонету можно поставить не только в торговом зале, но и в подсобном помещении. Haier пока еще не вышел на плановую мощность производства – 1000 ларей и бонет и 3 тыс. ларей морозильных в месяц – и может поддерживать удобные для себя цены.
Таким образом Haier движется в сторону снижения энергопотребления, увеличения вместимости и эргономичности. Завод имеет большой мировой опыт, поэтому учитывает нюансы и ноу-хау, о которых знают не все российские производители».
Николай Козарез, заместитель директора по внешнеэкономической деятельности и коммерческим вопросам компании «Торгмаш»
«Несмотря на то что у нас уже освоена широкая линейка электромеханического оборудования, впереди – новые проекты, в том числе запущенные по запросам наших партнеров. Уверены, что рынок будет расти. Предыдущий год закончили с динамикой 5% год к году, а I квартал 2023 года – 14%, и пока держим этот темп.
Инвестиции – это непрерывный процесс, который способствует развитию компании. За 2022 год приобрели несколько видов станков для улучшения качества продукции, в этом году будет приобретен литейный комплекс.
Будем делать фокус на подготовку специалистов, и не только отдела продаж, но и технических. В Беларуси действует достаточно хороший механизм поддержки производителей, льготное финансирование и субсидии».
Александр Бритиков, руководитель по продукту компании «СИВ Трансхолод Дистрибьюшн» (официальный дистрибьютор Carrier в России)
«Выставки «МиР» показала, что рынок холодильного оборудования успешно адаптируется к воздействию факторов внешней среды и тенденциям развития отечественного ритейла. Все наши производители торгового и промышленного холодильного оборудования показали что-то новое, от конкретных моделей до целых линеек.
Надо понимать, что производство ТХО у нас всегда было связано с использованием импортных компонентов.
Отчасти потому, что всегда были доступны компоненты высокого качества, отчасти потому, что российский внутренний рынок не потреблял объемов, необходимых для организации крупных производств различного типа компонентов в широком ассортименте. Поэтому за последнее время там, где это возможно, произошло замещение европейских поставок на азиатские, в основном из Китая. Так, на выставке был представлен широкий спектр компонентов холодильного оборудования китайского производства, таких как: герметичные и полугерметичные компрессоры (вплоть до аналогов Bitzer) и запчасти к ним; холодильная автоматика – контроллеры, вентили, регуляторы, реле и т.д.; вентиляторы, микродвигатели; электрооборудование – щитовое оборудование, реле, автоматы; медная труба.
Но торговое холодильное оборудование состоит не из такого уж большого количества составляющих, а значит, не очень много компонентов мы пока заместили на отечественные.
Пока у сетей основным критерием при выборе поставщика оборудования остается цена, под изменением в лучшую сторону подразумевается удешевление. Задача производителя – при минимальной цене поместиться в требуемые параметры ТЗ. Для этого приходится резать косты – снижать себестоимость продукции. В первую очередь такое снижение касается затрат на материалы и компоненты.
На первом этапе производители оптимизировали закупку, создавали запасы комплектующих на фоне растущих цен. Затем был период замены каждого компонента на максимально дешевый аналог и уменьшение толщины металла, стекла, плотности пенополиуретана и т.д. В текущий момент дополнительная экономия достигается путем снижения материалоемкости продукции, затрат на электроэнергию и заработную плату за счет упрощения конструкции и уменьшения количества и объема технологических операций.
Пример текущей экономии – если раньше в холодильной горке длиной 3,75 м работало по четыре вентилятора, то сейчас некоторые производители устанавливают два. Пробивать перфорацию для поступления холодного воздуха внутрь охлаждаемого объема на внутренних стенках горки можно меньше, либо, для горок с дверями, не делать совсем. В итоге реализуется задача довести технические характеристики до минимально приемлемых для прохождения тестов – языком спортивных комментаторов: «сыграть на тоненького».
Что при таком подходе произойдет с качеством оборудования с точки зрения надежности и долговечности, покажет работа в конкретных эксплуатационных условиях. Как минимум выше ресурс оборудования от такой оптимизации не становится.
Вот типичный разговор на выставке между сетью и производителем:
– В отличие от оборудования, которое мы сейчас закупаем, к вашему оборудованию вопросов по качеству нет. Но у нашей компании существует определенная политика по закупочным ценам. Если бы вы могли предложить такие же цены, мы с радостью покупали бы ваше оборудование.
– Но по такой цене и качество будет соответствующее.
– Ну, вы подумайте, как можно удешевить.
Продолжает нарастать тренд на активное развитие форматов у дома и дискаунтер. Наиболее востребованными типами оборудования для таких магазинов являются холодильная горка и морозильная ларь-бонета. Поскольку сама концепция этих форматов предполагает использование оборудования класса эконом, то и производители реагируют соответствующим образом. У ряда производителей появились новые линейки оборудования, созданные специально для оснащения этих форматов. Линейки характеризуются упрощенной конструкцией, отсутствием декоративных элементов, минимумом аксессуаров.
В результате законы конкуренции привели к появлению утилитарного оборудования кубической формы, которое без логотипа производителя не каждый сможет отличить.
Однако при всех атрибутах экономичности оборудование, используемое в этих форматах, предполагает полную загрузку и высокую оборачиваемость товара, поэтому должно обладать повышенными прочностными характеристиками и запасом мощности в холодильном контуре. Насколько это получилось в нашем исполнении – покажет эксплуатация».
Ольга Егорова, менеджер отдела продаж компании Frostor
«На выставку наша компания привезла свой традиционный продукт – морозильные лари, возможно, не все игроки знают, что наши лари могут быть в субтропическом, среднетемпературном и универсальном режимах.
Тенденции ТХО – общерыночные и связаны с экономической ситуацией. В 2022 году многие запланированные магазины не открылись, многие сети заморозили дальнейший рост. И это почувствовали на себе все сегменты холодильного и технологического оборудования. Сейчас спрос постепенно восстанавливается, но резкого всплеска пока не наблюдается. С восстановлением экономики начнут открываться и магазины.
Требования ритейлеров не меняются, по-прежнему есть запрос на снижение цены, поэтому в 2023 году у нас появилась новая модель экономичного сегмента, в которой упрощен формат рамки, за счет чего удалось сократить себестоимость.
Ритейлеры также уже требуют от оборудования энергосберегающего эффекта. В этом году все оборудование Frostor окончательно переведено на хладагент R290».
Алена Любова, руководитель отдела продаж компании «Холод-сервис +»
«Наша компания специализируется на продаже холодильного и технологического оборудования, комплексном оснащении и сервисном обслуживании. Продаем как новое, так и б/у оборудование, являемся дилерами крупных заводов. Компания имеет крупный склад, собственный автопарк, сервисную службу.
На выставку «МиР» мы привезли восстановленное оборудование, бывшее в употреблении. Благодаря нашим техническим специалистам, оборудование выглядит как новое.
При приобретении такого оборудования ритейлеры и рестораторы экономят на оснащении магазина, ресторана или бара около 50%. Считаю, что восстановленное оборудование востребовано, потому что не каждый предприниматель может позволить себе приобрести новое. Продаем как отечественные, так и импортные модели.
Многие бренды из Италии, Германии, Словении ушли с российского рынка, новых поставок нет, при этом б/у оборудование этих марок сохраняет качество очень длительное время и поэтому пользуется спросом.
Например, грамотные технологи по производству хлебобулочных изделий понимают, что выпечка на итальянских печах будет отличаться высокими вкусовыми качествами и поможет привлечь покупателей. В нашем ассортименте есть модели зарекомендовавших себя на мировом рынке брендов, таких как Liebherr. Также оказываем услугу trade-in – можно сдать старое оборудование и заказать новое со скидкой. Наши основные клиенты – небольшие сети продуктовых магазинов, пекарен, бары, рестораны, кафетерии».
Глеб Харитонов, CEO и основатель ИТ-компании Briskly
«Наша компания занимается технологией автономной торговли – делаем из холодильников маленькие магазинчики. Благодаря автоматизации можем получать данные о конечном покупателе каждого холодильника. Компания открыта в 2019 году и каждый год росла в 4–5 раз. Несмотря на СВО и кризис, тренд роста остается. Работники офисов стали экономить и выбирать еду поближе, поэтому микромаркеты являются возможной точкой старта малого бизнеса. Благодаря этому тренду компания Briskly за 2022 год выросла примерно в 2,5 раза.
В 2022 году мы получили грант от фонда развития инноваций, используем все возможности, предоставляемые резидентам Сколково. Инвестируем в технологии и продукты. В 2023 году выпустили собственную кофемашину, которой можно управлять онлайн и которая принимает платежи. Сделали термостат, позволяющий управлять холодильником с помощью мобильного приложения и собирать данные. Смотрим на новые рынки, технологии и стараемся думать не о том, как бы выжить, а как сделать что-то новое».
Семен Фролов, основать и генеральный директор проекта Pel-meni
«Автомат по продаже готовых пельменей Pel-Meni – это моя собственная разработка. Пока сделано несколько пилотных экземпляров, и скоро запускается серийная партия. Аппарат Pel-Meni за несколько минут разогревает и выдает заказ покупателю. Внутри находится морозильная камера для хранения пельменей и блок разогрева. Технология такая – частично готовые пельмени замораживаются с добавлением масла и специй и хранятся в аппарате запечатанными в картонные стаканчики. Благодаря упаковке еда не контактирует с поверхностью аппарата. На выбор предоставляется несколько видов пельменей. Вода для приготовления не требуется. Аппарат вмещает 72 порции, причем это могут быть разные блюда, допустим, паста, плов, вареники и так далее. Владельцы автомата могут настраивать ассортимент в личном кабинете на сайте нашей компании.
Холодильную камеру можно взять любую, мы ее сами потом дорабатываем. Стоимость автомата 600 тыс. рублей, по нашей финансовой модели окупаемость составляет примерно 8 месяцев. Уже есть заказы из разных регионов – Ижевск, Крым, Казань. Основная локация – вокзалы, учебные заведения, заправочные станции».
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Кухня ритейлера: куда движется собственное производство
Оборудование для кофейни: что нужно иметь и где достать
10 особенностей пекарен «ВкусВилл»
Собственное производство сети «Магнит»: драйвер роста и зона развития
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
Путь свежести: какие инновации помогают «Пятёрочке» работать с категорией ФРОВ
Интервью
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год – 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Об особенностях формата малых магазинов, нюансах франшизы и планах развития.