Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговля Украины достигла финиша
Работа над законом о внутренней торговле, который должен кодифицировать разрозненные и несколько хаотичные правила торговли в Украине, завершена. На третьем году разработки Минэкономразвития заявило, что больше не намерено оттачивать и совершенствовать документ, нынешний вариант является финальным и будет предложен на утверждение правительству. Принят законопроект может быть уже нынешней осенью. Спешить чиновников заставляет приближение Евро-2012, вернее та его часть, которая касается организации торговли во время чемпионата. В нынешнем законодательном поле проконтролировать в Украине все требования УЕФА попросту невозможно. С одной стороны, этот фактор простимулировал завершение работы над масштабным законопроектом, которая грозила затянуться на неопределенный срок, а с другой — ограничил возможность участников рынка пролоббировать важные для себя аспекты.
Футбол ждать не будет
Хотя основные проблемы организации Евро-2012 в Украине традиционно связывают с инфраструктурными проектами, организация торговли во время чемпионата также занимает одно из основных мест в подготовке к проведению чемпионата. Местные власти уже выражают беспокойство по поводу массовой торговли в местах проведения матчей и возможности ее контролировать. Как сообщили в Киевской городской государственной администрации, на одном только Крещатике, где будет открыта специальная фан-зона вместимостью 70 тыс. человек, развернется масштабная торговля различными товарами, в то время как на сегодня никаких правил работы околофутбольной торговой инфраструктуры не существует.
Один из основных вопросов, которые предстоит решить украинской стороне — как соблюсти выполнение правила УЕФА, согласно которому право на торговлю товарами с символикой Евро имеют только предприниматели, купившие специальную лицензию. Еще один сложный «торговый» момент — ограничение продажи алкоголя и табака на время проведения Евро как мера обеспечения общественного порядка. В настоящее время предлагается радикальное решение — закрыть магазины в околофутбольной зоне в городах — хозяевах чемпионата на время проведения матчей. Участники рынка считают эту меру чрезмерной. «Возможно, имеет смысл ограничить лишь продажу отдельных товаров — в первую очередь, алкоголя, тех же сувениров, но не закрывать магазины полностью, ведь они предлагают товары, которые нужны потребителям»,— говорит директор Национальной ассоциации развития торговли и сервиса Андрей Близнюк.
Сроки поджимают
На сегодня в Украине не существует отдельного законодательного акта, который бы «профильно» контролировал торговлю. Предприятия торговли подчиняются нормам Хозяйственного кодекса, Гражданского кодекса, разработанным Кабмином «Правилам торговли» и десятку прочих документов.
С конца 2008 г. Минэкономики предлагало огромное количество вариантов закона о внутренней торговле, с начала 2011 г. ведомство разработало еще два проекта. «Безусловно, последний законопроект — это шаг вперед по сравнению с предыдущими, но и он нуждается в усовершенствованиях»,— отмечал генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. Однако, чтобы презентовать властям эти усовершенствования, у участников рынка остается совсем немного времени. Первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Вадим Копылов предположил, что закон может быть принят уже нынешней осенью. Чтобы поспеть к этому сроку и пройти все предусмотренные законом процедуры (вынесение на рассмотрение заседания правительства, утверждение документа, направление его в Верховную Раду), остается совсем немного времени. Поэтому дискуссии о положениях документа Минэкономразвития существенно ограничило — замечания и пожелания участников рынка розничной торговли к проекту закона Минэкономразвития будет принимать до конца следующей недели. Хотя и само Минэкономразвития декларирует, что заинтересовано максимально учесть пожелания участников рынка на этапе разработки. «Иначе потом это превратится в борьбу и торговлю в комитетах»,— отметил Сергей Литвиненко, директор департамента внутренней торговли и потребительского рынка Министерства экономики Украины.
______________________________
Оборот предприятий оптовой торговли в 2010 г. составил 956,3 млрд. грн. Оборот розничной торговли в 2010 г. составил 529,9 млрд. грн. Уровень теневой экономики в отрасли — около 40%. Налоговые поступления в 2010 г. — 19,9 млрд. грн., что соответствует 10,9% общего объема платежей. Доля организованного ритейла в Украине — 29%. Занятость населения в торговле — 1,2 млн. человек. Среднемесячная номинальная зарплата в торговле — 2178 грн.
Интервью
Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»
О новых форматах и концептах, расширении сети, франшизе и новых привычках покупателей.