Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Торговля на колесах готовится получить права
Минпромторг намерен расставить все точки над i и внести поправки, регулирующие мобильную торговлю, в Госдуму уже в конце сентября. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, все разногласия сняты и проект поправок проходит финальное согласование в Правительстве РФ. Тем временем предприниматели, затаив дыхание, ждут введения мобильной торговли в правовое поле.
Важное звено вне закона
Первая и наиболее важная задача, которую поможет решить «легализация» и развитие торговли на колесах, — дефицит помещений для торговли. Сегодня в стране на 1000 человек приходится 700 квадратных метров торговых площадей. В Европе в два раза больше — от полутора тысяч. Сложность оформления недвижимости из жилой в коммерческую, недостаток разноформатных площадей теоретически должны делать развозную торговлю замечательной альтернативой традиционным формам. Тем не менее, мобильная торговля в городах почти отсутствует. Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отмечает, что полной статистики по количеству автолавок сейчас нет. По оценкам Ассоциации, по всей стране насчитывается несколько сотен фудтраков и несколько сотен торговых машин.
При этом, министр промышленности РФ Денис Мантуров считает, что мобильная торговля — «важное звено продовольственной безопасности». «Такой формат помогает развитию малого торгового, сервисного бизнеса, общепита. Для фермеров это просто находка. Специализированные колбасные, молочные, мясные автомагазины, как и автокафе, прочие высокотехнологичные и интересные мобильные торговые объекты создадут удобную инфраструктуру для потребителей и предпринимателей.
Разные форматы торговли нормально развиваются и совершенствуются, когда государство обеспечивает всем им право на свободное существование. Рынок сам выстроит нормальный баланс между крупными и малыми торговыми форматами», — говорит чиновник в одном из интервью.
Поддерживает развитие торговли на колесах и глава Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров: «Мне кажется, правильнее было бы узаконить в Москве использование фудтраков — кафе на колесах. Но только чтобы они не врастали на отведенном месте, как было когда-то, а приехала, скажем, машина к пляжу в жаркий день, полтора часа поторговала прохладительными напитками и уехала. Потом на смену ей пришла другая. Точно так же можно организовать обслуживание и в парках. Там ведь тоже сейчас ничего капитального строить нельзя. Но пить-есть людям надо. А для фудтраков ни кабели электрические тянуть не нужно, ни водоснабжение — это все тоже в мобильном варианте может быть».
В первую очередь, эксперты отмечают широкие возможности, которые дает мобильный бизнес в условиях городской среды. Содержание магазина на колесах обычно обходится дешевле стационарной торговой точки. Автолавка может работать по мере необходимости и их количество можно регулировать в зависимости от сезонности и спроса. Автофургон может выступать как основным, так и дополнительным каналом реализации продукции. Отдельно можно отметить маркетинговые преимущества мобильного бизнеса: брендированный фургон сам по себе является мощным инструментом рекламы. Поэтому достаточно забрендировать свои автолавки и кататься по городу и крупным мероприятиям, одновременно работая и рекламируя. Сегодня наличие автолавок становится неотъемлемой частью крупных фестивалей и выставок.
Для стартапа мобильный бизнес интересен невысокими стартовыми вложениями. А действующий предприниматель может расширить свое дело за счет мобильности, увеличив рынок сбыта или диверсифицировав бизнес.
Регионы поддерживают и ждут поддержки
Особую значимость мобильная торговля имеет для регионов. Зачастую в отдаленных районах, где нет стационарной торговли, где магазины и даже НТО нерентабельны, автолавка — единственный способ доставки продуктов и предметов первой необходимости до потребителя. «Нужно понимать, что Россия с ее огромными пространствами и большим количеством малонаселенных деревень — это особая страна. В России существует нехватка помещений для торговли, именно поэтому здесь так востребована нестационарная и мобильная торговля», — говорит Владлен Максимов.
Региональные власти, сталкивающиеся с проблемой организации торговли на удаленных территориях, активно поддерживают развитие автолавок. Лучшие практики поддержки нестационарной (в том числе и мобильной) торговли были представлены на Неделе российского ритейла в рамках стратегической сессии «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики». Например, в некоторых населенных пунктах Сахалина совсем нет торговых объектов, зато есть целых две программы поддержки мобильной торговли. Региональное правительство приобрело свыше десятка автолавок и передало их в пользование сельхозтоваропроизводителям на условии, что они будут реализовывать продукцию в том числе и на удаленных территориях. Параллельно регион запустил лизинговую программу, позволяющую приобретать средства мобильной торговли на льготных условиях.
Таким образом, Сахалин увеличил число автолавок на 60 %. Сейчас торговля ведется с колес 105 машин.
Башкортостан закупил 10 автолавок и передал их в муниципальную собственность. В свою очередь, муниципалитеты распределили между предпринимателями права аренды автолавок на конкурсной основе.
Поддержкой мобильного формата занимаются регионы, в которых востребована социальная функция развозной торговли. Вместе с этим, региональные власти уповают на федеральный центр и ждут, что к развитию автолавок подключатся на федеральном уровне.
«В Оренбургской области порядка тысячи малодоступных, малонаселенных пунктов, — рассказывает Анастасия Миронова, заместитель министра по развитию потребительского рынка и государственным закупкам Оренбургской области. — Есть территории, где размещены 10–15 дворов. О какой торговле здесь можно говорить? В регионе действует программа, которая направлена на поддержку торговли именно на селе. Мы возмещаем стоимость ГСМ тем предпринимателям-производителям, которые доставляют собственную продукцию в отдаленные районы. Кроме этого, субсидируем стоимость приобретаемых автомобилей, на которых осуществляется мобильная торговля. Региональная поддержка — это, конечно, хорошо. И все же, если на уровне федерального центра заинтересуются, мы будем очень благодарны».
Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова в своем выступлении отметила, что регионам остро не хватает единого понятного регламента. «Мы много говорим о нестационарной, мобильной, развозной, разносной торговле. Все эти понятия нуждаются в федеральном нормативно-правовом регулировании. Сейчас каждый регион работает с этой сферой по-своему и регулирование у всех разное. Ростовская область в части мобильной торговли использует схему размещения нестационарных торговых объектов. Но нам хотелось бы упростить этот порядок для мобильной торговли, поскольку размещение автолавок в городской среде несет одну функцию, в сельской местности — совсем другую, больше социальную функцию».
Все решается на месте
Проект поправок, который подготовило Минпромторг, выделяет мобильную торговлю в отдельный сегмент, прописывает юридическую базу и регулирует принципы работы автолавок. При этом, основная роль в регулировании по-прежнему отводится муниципалитетам. Замглавы департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов, выступая в рамках II медиафорума Ассоциации компаний розничной торговли ( АКОРТ ), перечислил основные положения законопроекта. Министерство предлагает дать бизнесу право заключать договоры на организацию мобильной торговли на срок от 5 лет. При этом, оставляя возможность пролонгировать договорные отношения без проведения аукциона.
Никаких требований к внешнему оформлению автолавок министерство не предъявляет, оставляя решение этого вопроса в компетенции муниципальных властей. Кроме этого, местные власти будут определять зону парковки и ночной стоянки фудтраков и автолавок, а также составлять схемы маршрутов, по которым они будут курсировать.
Разработчики объясняют, что смысл законопроекта в том, чтобы гарантировать малому бизнесу право торговать в мобильном формате. При этом местные власти смогут устанавливать рамочные требования к внешнему виду павильонов, но они не должны будут меняться на время действия договора, то есть минимум пять лет.
По расчетам авторов законопроекта, его принятие приведет к тому, что на дороги городов и сел выйдут не менее 50 тысяч автолавок и фудтраков.
«Совокупные частные инвестиции в покупку автомобилей, автолавок, автокафе и фудтраков, в создание сопутствующей инфраструктуры будут порядка 220 млрд рублей», — сказал Кузнецов.
Нерешенным пока остается вопрос о санитарных требованиях, которые разрабатывает Роспотребнадзор. Вероятнее всего, они будут готовы уже после того, как законопроект попадет в Госдуму.
По мнению Владлена Максимова, у законопроекта есть все перспективы оказаться на рассмотрении депутатов. Тем не менее, поправки «кружат» и никак не могут дойти до законодателей уже больше года. «Есть комплекс причин, связанных не с мобильной торговлей, а с другими предложениями, содержащимися в законопроекте, которые блокируются частью влиятельных регионов, — говорит Владлен Максимов. Кроме того, мобильная торговля у многих региональных властей тоже не вызывает восторга, как портящая „облик“ крупных городов.
Катерина Дегтярева, Retail.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?