Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
6 067
Поделиться
Торговля — двигатель кредитов
Банки сменили предпочтения при оценке потенциальных корпоративных заемщиков. Среди приоритетных отраслей для кредитования в числе лидеров оказалась оптовая и розничная торговля — сектор, заемщики которого по степени проблемности в острую фазу кризиса шли сразу за девелоперами. Банк получает гораздо больший доход от кредитования ритейлеров, чем нефтегазовой отрасли, в число кредиторов которой к тому же трудно попасть, объясняют свои предпочтения участники рынка.
Согласно результатам "Исследования особенностей финансирования реального сектора финансовыми организациями", проведенного аудиторско-консалтинговой группой BDO в России, банки назвали среди наиболее предпочтительных отраслей для кредитования энергетику, оптовую и розничную торговлю и производство товаров массового потребления. Эти сегменты по приоритетности обошли нефтегазовую отрасль, занявшую в списке четвертое место, а также телекоммуникации, медицину и фармацевтику и промышленное производство, занявшие соответственно пятое, шестое и седьмое место в списке предпочтений банков.
В опросе BDO участвовали 29 банков, из которых 7 входит в топ-30 (среди них Газпромбанк, МДМ, Промсвязьбанк, "Уралсиб", Транскредитбанк, "Санкт-Петербург", "Петрокоммерц"), еще десять — в топ-100 (Юниаструм, "Открытие", Росевробанк и др.). В опросе не принимали участия госбанки Сбербанк и ВТБ, а также крупные иностранные банки. В опросе приняли участие также 19 инвестиционных компаний.
Наиболее удивительно в списке предпочтений выглядит торговля, которая наравне со строительством серьезно пострадала в кризис, а теперь обошла даже стабильную нефтегазовую отрасль. "Нефтегазовая отрасль на первом месте с точки зрения отсутствия риска, но в этом секторе сильно снижается маржа, как, впрочем, и в телекоме, а кроме того, для большинства средних банков кредитование нефтегазовой отрасли просто недоступно",— отмечает зампред Нордеа-банка Михаил Поляков. "Для госбанков и иностранных "дочек" нефтегазовая отрасль самая интересная именно потому, что наименее рисковая",— подтверждает зампред Абсолют-банка Евгений Ретюнский.
"Но в условиях снижения маржи и очень серьезной конкуренции за заемщика между банками большое значение при выборе приоритетности имеет и наличие спроса на кредитные ресурсы,— уточняет вице-президент Транскредитбанка Дмитрий Кашлаков.— Так, в нефтегазовой отрасли спрос минимальный, а в торговле он очень высок. Но торговля относится к высокорисковым сегментам, так как в большинстве случаев там отсутствует залог".
Кредитование торговли действительно сейчас среди приоритетных направлений, подтверждают в Сбербанке. "В кризис были проблемы с отдельными заемщиками в этом секторе, но основные игроки отрасли показали быстрое восстановление",— говорит зампред Сбербанка Андрей Донских. "Ритейлеры сильнее многих других пострадали в кризис, так как работали в основном на заемных деньгах, но, с другой стороны, эта отрасль наиболее мобильна и легко переориентировалась в кризис,— говорит начальник управления продаж департамента малого и среднего бизнеса банка "Открытие" Екатерина Маландий.— Например, работающие в премиум-сегменте могут продавать и товары, ориентированные на средний класс или даже экономкласс. В промышленном секторе обратная ситуация, здесь в качестве основных средств используется дорогостоящее оборудование, "заточенное" под производство узкопрофильной группы товаров".
В BDO такой выбор предпочтений объясняют тем, что банкам сейчас очень важно повышать доходность своих кредитных продуктов, а это можно сделать в более рискованных отраслях. Доходы банков от корпоративного кредитования катастрофически падают — по результатам первого полугодия у половины крупнейших участников рынка потери доходности по кредитам юридическим лицам составили 20-40%, а у некоторых превысили 50% (см. "Ъ" от 23 июля). "Банки обратили внимание на торговлю, потому что у этой отрасли короткий цикл оборачиваемости средств и высокая доходность, по этой причине многие банки сейчас активизируют и розничное кредитование, ведь маржу на этих продуктах можно получить несоизмеримо выше, чем при кредитовании реального сектора",— указывает директор BDO в России Александр Артемьев. По словам участников рынка, доходность кредитов в секторе оптовой торговли может быть вдвое выше и даже больше, чем в нефтегазовой отрасли. Так, заемщики сопоставимого качества из первой могут получить кредиты под 5-7% годовых в рублях, а из второй — под 10% годовых и выше.
А вот недвижимость и строительство по-прежнему в числе наименее интересных отраслей для кредитования, следует из исследования BDO. "Правда, надо различать коммерческую и жилую недвижимость,— уточняет Андрей Донских.— Рынок жилой недвижимости уже показал довольно существенное оживление, в то время как говорить о выходе из кризиса коммерческого строительства еще рано. Вряд ли строительство войдет в число приоритетных отраслей раньше следующего года".
Юлия Локшина Газета «Коммерсантъ» № 154 (4454)Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?