Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговая недвижимость в 2012 году - спокойный рост
Ожидается высокий спрос на торговые площади со стороны ритейлеров. Но, в отличие от докризисных лет, когда ритейлеры экстенсивно развивались, операторы теперь более тщательно выбирают наиболее качественные и концептуальные торговые центры.
Из недавних ключевых событий отметим создание компанией «Авангард-Менеджмент» в январе 2012 г. фонда Distressed assets в объеме $100 млн с инвестициями в торговую недвижимость в российских городах-миллионниках. На текущий момент компания ведет переговоры с будущими участниками фонда. Отметим, что региональные рынки недвижимости характеризуются уровнем ставок доходности, в среднем на 1 – 2,5% выше чем в Москве, где ставка доходности на торговые центры – 9,5-10%.
Среди региональных городов Российской Федерации, население которых превышает 1 млн человек, самым обеспеченным торговыми площадями является Екатеринбург – 530 кв.м GLA на 1000 жителей. Наименее обеспеченным – Волгоград, в котором на 1 000 жителей приходится лишь 250 кв.м торговых площадей. В феврале 2012 г. в Волгограде введен в эксплуатацию ТРЦ «Комсомолл» (104 000/ 68 000 кв.м), что привело к росту обеспеченности торговыми площадями города с 200 кв.м до 250 кв.м на 1000 жителей; в этом году планируется к воду ещё один знаковый ТРЦ – «Акварель» (121 800 кв.м-GBA/ 92 140 кв.м-GLA), в результате чего обеспеченность качественной офисной недвижимостью к концу 2012 года может вырасти до 350 кв.м на 1000 чел, однако город будет по-прежнему занимать последнюю строчку среди остальных городов по уровню обеспеченности качественной торговой недвижимостью.
Таблица 3. Численность населения в «городах-миллиониках» РФ, обеспеченность торговыми площадями (GLA) на 1 000 жителей
Источник: GVA Sawyer, Росстат
|
Население городских округов, тыс. чел.(на 1 января 2011 года) |
Обеспеченность торговыми площадями (GLA) на 1000 жителей, март 2012 |
Ранжирование городов в зависимости от обеспеченности торговыми площадями |
Москва |
11 551,9 |
360 |
9 |
Санкт-Петербург |
4 868,5 |
650 |
1 |
Новосибирск |
1 475,1 |
500 |
3 |
Екатеринбург |
1 386,5 |
530 |
2 |
Нижний Новгород |
1 261,5 |
450 |
5 |
Самара |
1 166,8 |
500 |
3 |
Омск |
1 154,0 |
400 |
7 |
Казань |
1 145,4 |
480 |
4 |
Челябинск |
1 131,2 |
450 |
5 |
Ростов-на-Дону |
1 091,5 |
390 |
8 |
Уфа |
1 074,9 |
410 |
6 |
Волгоград |
1 020,9 |
250 |
10 |
Отметим, что между оборотом розничной торговли на душу населения и обеспеченностью торговыми площадями существует достаточно прямая зависимость, если рассматривать отдельно кластеры сибирских городов и южно-приволжских городов.
Различия между городами не только количественные, но и качественные. Так, по итогам всех 6 федеральных премий CRE Federal Awards (за 2006-2011 гг.) наибольшее количество номинированных объектов представлено в Екатеринбурге (5 объектов), а именно: ТРЦ «Гринвич» (был номинирован 2 раза, в 2007 – 1 очередь, в 2010 – 3 очередь, когда комплекс и стал победителем), ТРЦ «Парк Хаус», ТРЦ «Карнавал», «Гринго» и ТРЦ «КомсоМолл», следом идет Ростов-на-Дону,Челябинск, Нижний Новгород и Уфа, в которых были номинированы по 3 ТЦ . Не отличились только Омск и Самара – ни одного номинанта за все время существования премии.
В 2011 г. лидерами по темпам прироста качественной торговой недвижимости являются Самара (102 000 кв.м GLA), Челябинск (125 100 кв.м GLA) и Новосибирск (95 500 кв.м GLA).
В прошлом году произошло открытие сразу двух крупнейших комплексов МЕГА в Самаре (150 000 / 102 000 кв.м GLA) и Уфе (130 000 кв.м/ 65 000 кв.м). Теперь IKEA не планирует строить новые торговые центры вне московского региона.
Среди основных тенденций 2011 г. отметим:
· перенос сроков строительства объектов;
· увеличение доли ТРЦ в общем объеме качественной торговой недвижимости. Более 95% качественной торговой недвижимости будет в ближайшие 1-2 года построено в составе ТРЦ. В 2011 году доля введенных торговых площадей в составе ТРЦ составляла 88%;
· редевелопмент / реконцепция существующих объектов в связи с увеличившейся конкуренцией. К примеру, в Екатеринбурге подвергнутся реконцепции ТЦ «Гринго», ТРЦ «Екатерининский», ТЦ «Дирижабль»;
· возобновление строительства замороженных ТЦ, а именно: ТРЦ «Легенда» в Нижнем Новгороде, ТРК (30 200 кв.м) в Академгородке Новосибирска, ТРЦ «РИО» (ранее ТЦ «Шоколад») в Ростове-на-Дону и др.
В 2012 г. в исследуемых городах-миллионниках планируется к вводу 1,1 млн кв.м торговой недвижимости (732 850 кв.м GLA), из которых 3 комплекса – суперрегиональные – ТРЦ «Акварель» (121 800 кв.м/ 92 140 кв.м – GLA ) в Волгограде, ТРЦ «Планета» в Уфе (150 000 кв.м/ 110 000 кв.м) и ТРЦ «Небо» (134 400 / 70 000 кв.м) в Нижнем Новгороде.
В случае реализации всех заявленных проектов максимальный прирост качественного предложения будет наблюдаться в Нижнем Новгороде, Волгограде, Екатеринбурге и Уфе (см. Рисунок 2).
Всего по состоянию на март 2012 г. в исследуемых городах введено 3 ТЦ, а именно: ТЦ «Союзный» (12 000/ 8 500 кв.м – GLA) в Нижнем Новгороде, ТРЦ «Июнь» (42 000/ 25 500 кв.м ) в Уфе и ТРЦ «КомсоМолл» в Волгограде (104 000/ 68 000 кв.м).
Таблица 4. Знаковые проекты ТЦ/ТРЦ в «городах-миллионниках», 2011-2012 гг.
Источник: GVA Sawyer
*Оценка
Отметим, что лишь в Волгограде не представлены (пока) торговые центры суперрегионального масштаба. В текущем году ожидается ввод первого суперрегионального ТРЦ «Акварель» (121 800/ 92 140 кв.м – GLA).
Екатеринбург, Нижний Новгород и Казань лидируют по показателю обеспеченности качественными ТРЦ. Больше всего торговых площадей в составе МФК в Омске (МФК Миллениум (24 000 кв.м. – торговая GLA), МФК Континент (109 000 кв.м – торговые площади) и МФК Каскад (20 000 кв.м –торговая площадь).
Средний уровень вакантных площадей в 2011 снизился во всех исследуемых городах без исключения и в среднем не превышает 10%.
Таблица 5. Средний уровень вакантных площадей, конец 2011 г.
Источник: GVA Sawyer
В связи с замедлением экономического роста в РФ, в виду сокращения темпов роста потребления в стране, а также учитывая большие объемы нового предложения к вводу, GVA Sawyer прогнозирует увеличение уровня вакантных площадей на 2-4% в первую очередь в городах, где планируется к вводу много новых торговых площадей, кроме того, усиливающая конкуренция может привести к оттоку арендаторов в новые, более качественные и концептуальные ТЦ/ТРЦ.
Начало 2012 года не выявило существенных изменений в основных трендах рынка торговой недвижимости. Большинство ритейлеров сохраняют на 2012 год свои планы развития. Многие ритейлеры считают более эффективным для бизнеса торговой сети увеличение количества магазинов в наиболее качественных объектах и в правильно выбранных городах.
Наиболее активны продуктовые ритейлеры. Планы сетей по открытию магазинов к текущем году коррелируют с объемами нового предложения, обеспеченностью качественной торговой недвижимостью и оборотом розничной торговли. Среди исследуемых городов наиболее привлекательным является Нижний Новгород, именно в нем наибольшее количество федеральных сетей заявила об открытии своих магазинов, в том числе: Ашан, Эльдорадо, М-Видео, Media Markt-Saturn и др. Отметим, что в городе планируется к вводу 237 000 кв.м (GLA) качественных торговых площадей. В Казани один из самых низких показателей ввода торговых площадей в 2011 г., несмотря на это, город является одним из самых обеспеченных качественной торговой недвижимостью, многие крупнейшие ритейлеры откроют свои магазины в этом городе в 2012 г. (см. Таблицу 6).
Таблица 6. Знаковые ритейлеры, планирующие открытие своих магазинов в 2012 г.
Источник: Исследование GVA Sawyer
Город |
Знаковые ритейлеры, планирующие открытие своих магазинов в 2012 г. |
Новосибирск |
Эльдорадо |
Екатеринбург |
Эльдорадо, Media Markt-Saturn, Leroy Merlin, Окей, H&M |
Нижний Новгород |
Ашан (2 магазина), Эльдорадо, Мвидео, Эльдорадо, Media Markt-Saturn, Седьмой континет, H&M |
Самара |
H&M |
Омск |
Лента, Эльдорадо |
Казань |
Перекресток (X5 Retail group), Metro, Leroy Merlin, Бахетле |
Ростов-на-Дону |
Ашан |
Уфа |
H&M, Сoncept Club |
Волгоград |
Ашан, Media Markt-Saturn |
В 2011 г. в исследуемых городах наблюдался рост арендных ставок на 10-12%.
К наиболее часто встречающимся изменениям в условиях уже действующих или согласуемых договоров аренды можно отнести следующее.
· В договорах аренды чаще стал использоваться для расчета арендных ставок процент от оборота арендатора. Так некоторые ритейлеры соглашаются на оплату небольшой фиксированной аренды и процента от оборота. Некоторые арендаторы подтверждают только процент без оплаты фиксированной части.
· Многие арендаторы – особенно брендовые сетевые универмаги требуют от собственника выполнения в арендуемом помещении отделки по своим требованиям.
· Многие арендаторы в новых только открывающихся объектах прописывают ставку аренды в зависимости от количества сданных в аренду площадей, т.е. арендная ставка повышается или понижается на согласованный в договоре процент в зависимости от доли вакантных площадей.
В настоящее время в силу нестабильной макроэкономической ситуации значительный рост арендных ставок в среднесрочной перспективе сомнителен.
По нашим прогнозам, возможен рост арендных ставок в качественных Торговых центрах, а именно: умеренный рост на 5% в год.
В ТЦ старой постройки с высоким уровнем вакантных площадей вряд ли будет наблюдаться рост арендных ставок, учитывая требования арендаторов, такие объекты в ближайшем будущем могут подвергнутся редевелопменту.
по материалам исследования GVA Sawyer
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?