Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговая недвижимость Москвы – растущий дефицит
Москве есть, что предложить арендаторам
Общее предложение торговых (арендо-пригодных) площадей в качественных ТЦ столицы по итогам 2012 года составило 4 414 тыс. кв.м. Обеспеченность качественными торговыми площадями составляет около 383 кв. м GLA на 1 000 жителей.
В 2012 г. состоялось открытие первого аутлета Outlet Village Белая Дача. Построенный Outlet Village Внуково (1 фаза) будет открыт в начале будущего года.
Совокупная общая площадь введенных за 2012 г. объектов составила 541 329 кв.м (284 390 кв.м – GLA).
В 2013 г., по заявлениям девелоперов должно быть открыто около 720 510 кв.м GBA/ 369 695 кв.м – GLA. Согласно прогнозу GVA Sawyer стоит ожидать открытия не более, чем 70% от заявленного объема.
Продолжается децентрализация рынка. Практически все новые объекты строятся за пределами Третьего Транспортного кольца (за исключением ТРЦ River Mall и проекта реконструкции «Детского Мира»). Вблизи МКАД ведется строительство 380 тыс. кв.м торговых площадей (GLA), а именно: Vegas Crocus City (283 000 / 111 000 кв.м), Vegas Кунцево (231 000 / 113 000 кв.м), ТРЦ «Бутово Молл» (143 000 / 60 000 кв.м), ТЦ «Весна» (70 720/ 57 350 кв.м), ТРЦ «Реутов Парк» (90 000 / 41 000 кв.м). Также за МКАД в ближайшие два года будет построено 53 тыс. кв.м торговых площадей (GLA) в составе аутлет – центров.
Уровень вакантных площадей на конец года составляет в Москве 1,5-2% в среднем по рынку, в следующем году уровень вакантных площадей будет держаться около 1%, но по-прежнему, сильно различаться в зависимости от качества ТЦ.
Таблица 2. Знаковые проекты ТЦ Москвы, 2012-2014 г.
Источник: GVA Sawyer
Название ТЦ |
Общая/ арендуемая площадь, кв.м |
Открытие | |
ТЦ, открытые в 2012 г. | |||
Торговая галерея гост. Москва |
21 000/ 18 600 |
1Q2012 | |
«Эго Молл» |
11 200 / 5 500 |
1Q2012 | |
«Сомбреро» |
17 300 / 6 112 |
2Q2012 | |
Outlet Village Белая Дача |
24 000/ 22 000 |
3Q2012 | |
ТЦ «Свиблово» |
18 215 / 5 850 |
3Q2012 | |
ТЦ «Тропа» |
7 800 / 5 500 |
3Q2012 | |
ТЦ «Панфиловский» (Зеленоград) |
19 918 / 13 306 |
3Q2012 | |
ТРЦ «Калейдоскоп» |
110 000 / 41 000 |
4 Q2012 | |
ТЦ «МЦ» |
15 700/ 12 400 |
4Q2012 | |
«Парус» |
35 500/ 17 000 |
4Q2012 | |
ТЦ «Отрада», 2 фаза |
55 000/38 500* |
4Q2012 | |
«Конфетти»[1] |
32 696/ 20 622 |
4 Q2012 | |
ТРЦ «Июнь» Мытищи[2] |
173 000/ 78 000 |
4 Q2012 | |
Итого в 2012 г. 541 329/ 284 390 |
| ||
Строящиеся ТЦ (2013-2014 гг.) | |||
River Mall |
260 000/91 200 |
2013 | |
ТРЦ GoodZone |
120 000/70 000 |
2013 | |
«РИО», Ленинский, 109 |
76 000 / 35 000 |
2013 | |
«Рио на Шереметьевской» |
75 000/ 35 000 |
2013 | |
«Весна» |
70 720/ 57 350 |
2013 | |
ТЦ «Спортэкс» (Авиамоторная) |
26 000/ 18 000 |
2013 | |
Fashion House |
38 600/ 26 765 |
2013 | |
Outlet Village Внуково, 1 фаза[3] |
29 700/ 16 600 |
2013 | |
«Москворечье» |
24 490/ 19 780 |
2013 | |
ТРЦ «Авиапарк» |
300 000 /235 000 |
2014 | |
Vegas Crocus City |
283 000 / 111 000 |
2014 | |
ТРЦ «Бутово Молл» |
143 000 / 60 000 |
2014 | |
ТРЦ «Мозаика» |
134 000 / 68 000 |
2014 | |
ТРЦ «Реутов Парк» |
90 000 / 41 000 |
2014 | |
«Детский Мир» (реконструкция) |
74 0000 |
2014 | |
ТЦ на Варшавском ш., 148 |
37 000/ 10 000 |
2014 | |
Outlet Village Внуково, 2 фаза |
Н.д./ 10 000 |
2014 | |
Vegas Кунцево |
231 000 / 113 000 |
2014-15 | |
[1] Неполное открытие, в декабре начал функционировать «Перекресток» (2 000 кв.м), торговая галерея и фуд-корт откроют в 1 кв. 2013 г.
[2] ТРЦ находится в г. Мытищи (Мос. обл.) и является суперрегиональным, в зону охвата ТРЦ «Июнь» входит часть Северных округов Москвы, поэтому GVA Sawyer относит проект к Московскому рынку торговой недвижимости.
[3] Аутлет построен, ведутся внутренние ремонтные работы арендаторами, для посетителей пока не открыт.
Из торговых операторов о новых форматах в 2012 году заявила METRO Cash & Carry, которая будет развивать формат Metro Пункт (1 500 -2 000 кв.м), созданный для владельцев магазинов «у дома», киосков и павильонов и экомагазины (3 000 – 3 500 кв.м).
Сразу три крупных ритейлера заявили о новых непродовольственных форматах, а именно: ЗАО «Тандер» («Магнит») будет развивать парфюмерно-косметическая сеть Rouge, «Ашан» открыл ювелирный бутик (около 50 кв.м) по подобию La vie en or (ювелирная розница Auchan во Франции). Другой крупнейший ритейлер ЗАО «Торговый дом «Перекресток» планирует заняться производством одежды (бренды Golden Girl Kid’s World и Golden Boy Kid’s World).
По-прежнему, наиболее активными среди торговых операторов уже несколько лет остаются крупные продуктовые сети. Также в этом году активно развивались детские сети и сети сегмента «одежда/обувь».
Продолжает набирать обороты и он-лайн торговля, «Утконос» планирует закрыть все свои магазины и полностью перейти на он-лайн торговлю. Эльдорадо открывает пункты выдачи заказов в ТЦ. В этом году открылся интернет-магазин дет. сети «Кораблик», а интернет-магазин «Детский мир», который работает с 2010 года, в 2012 г. увеличил на 6,5% свою долю на рынке интернет – торговли детскими товарами, которая составила 21,8%.
В 2012 г. отмечался рост арендных ставок и постепенное изменение условий заключаемых договоров аренды в интересах собственника. Повышается, по сравнению с посткризисным периодом, размер обеспечительного платежа, который может составлять два месяца аренды. В наиболее интересных ТЦ, ежегодная индексация арендной ставки составляет 10% для арендаторов торговой галереи, что сравнимо с докризисным уровнем, и этот процент фиксируется в долгосрочных договорах аренды.Некоторые собственники стали часто настаивать на более коротких договорах аренды, т.к. не хотят фиксировать текущие условия, даже при высокой зафиксированной индексации на долгий период, надеясь на дальнейший рост рынка и, как следствие, на более существенное повышение коммерческих условий.
Однако, все эти изменения касаются только качественных и интересных объектов. Неликвидные ТЦ, с неудачным местоположением или концепцией заполняются плохо, площади в них долго пустуют и здесь уже собственникам приходится идти на встречу арендаторам, чтобы заполнить объект или начинать процесс ребрендинга или даже реконцепции.
Таблица 3. Диапазон ставок аренды для операторов торговых центров Москвы, по итогам 2012 г.
Источник: GVA Sawyer
Форматы торговых операторов |
GLA, кв.м. |
Ставки аренды, $ за кв.м. в год, triple net |
Гипермаркет продуктов питания |
5 000 – 10 000 |
120 – 350 |
Гипермаркет DIY |
8 000 – 15 000 |
100 – 200 |
Супермаркет продуктов питания |
1 000 – 2 500 |
350 – 1000 |
Супермаркет/гипермаркет электроники и бытовой техники |
1 000 – 5 000 |
300 – 900 |
Универмаг одежды |
1 000 – 3 000 |
250 – 600 |
Одежда/обувь |
50 – 1000 |
500 – 3 500 |
Кинотеатры |
1 500 – 6 000 |
150 – 280 |
Развлекательный центр |
1 500 – 6 000 |
120 – 200 |
Операционные расходы, $ за кв.м. |
|
100 – 180 |
По материалам компании GVA Sawyer
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?