Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Топ-менеджеры крупных российских компаний: закрытый клуб для 40-летних мужчин
В это время владельцы и менеджеры российских компаний значительно улучшили качество корпоративного управления путем внедрения самых современных практик, пишет Сергей Солнцев из Департамента прикладной экономики Высшей школы экономики.
Повышению качества управления способствовали IPO российских компаний на западных площадках, размещение облигаций и активное привлечение западных кредитов. Спрос на топ-менеджеров высокой квалификации рос очень быстро, компании агрессивно нанимали новых управленцев высшего звена, часто с использованием хедхантинга или привлечения иностранной силы.
Новый кризис осенью 2008 года завершил десятилетие экономического роста. ВВП России упал на 7,8% в 2009 году. Предприятия столкнулись со снижением спроса и финансовыми трудностями. Спрос на топ-менеджеров тоже изменился.Новой задачей стало сокращение расходов,организационное и финансовое оздоровление, а в худшем случае банкротство.
В ВШЭ решили проанализировать изменения на рынке труда топ-менеджеров в России в 2000-х годах. В основе исследования – информация об отставках и назначениях почти шести тысяч менеджеров с конца 1999 года по 2009 года. Данные – пол, возраст, национальность, образование, опыт работы, сектор экономики, тип компании – были собраны по сообщениям газеты «Ведомости» и с официальных сайтов компаний.
Большая часть менеджеров сменила место работы за этот период один раз, 539 менеджеров – два раза, 74 менеджеров – три раза, 20 менеджеров – от четырех до шести раз. Компании в различных сферах – сельское хозяйство, энергетика, промышленность и сфера услуг – были разделены на обычные (68%) и транснациональные (32%).
Круговорот русских Mad Men
- Выяснилось, что российский рынок труда руководителей высшего звена – относительно замкнутая система, где доминируют профессиональные управленцы.
- Типичный топ-менеджер в России – человек с научной степенью в области экономики или техники в возрасте 30-40 лет, который каждые 2-3 года движется вверх по карьерной лестнице в корпорации.
- В период экономического роста российские компании чаще всего привлекали менеджеров со стороны – 55,8% всех назначений. Эта доля выросла с 38,8% в IV квартале 1999 года до 65,1% в 2007 году.
- Значительное снижение доли внешних кандидатов в 2008-2009 годах до 54 % было связано с экономическим кризисом. Спад производства снизил спрос на высшее руководство, поэтому компании предпочитали продвигать уже нанятый персонал.
- Существует значительная разница в доле внешних и внутренних назначений: большинство внутренних приходится на сектор газа (только 13% внешних назначений), цветную металлургию (38,6%), деревообработку (39,4%) и нефтяную промышленность (40,4%).
- Топ-менеджеры предпочитают внутреннее продвижение в течение первого и второго годов работы на одной позиции. Таким образом, компании должны обеспечить карьерный рост для своих топ-менеджеров каждые один-два года для того, чтобы удержать их и снизить вероятность увольнения.
- Финансовые компании имеют 70,4% назначений со стороны, страховые компании – 66,6%, рекламные агентства – 62,4%. Эти секторы конкурентны, в них работает много компаний.
- Приток свежих сил на рынок топ-менеджеров ограничен: продвижения менеджеров из среднего звена составили всего 7% от общего числа назначений. То есть рынок профессиональных топ-менеджеров замкнут, и они чаще всего мигрируют из одной фирмы в другую.
В кризис вырос спрос на руководителей, знающих отрасль
- Около 99,6% российских топ-менеджеров имеют высшее образование, у 65% топ-менеджеров есть научная степень: у 31% – по точным наукам, у 27% – по экономике, у 7% – в области гуманитарных и социальных наук, у 5% – по праву.
- 35% топ-менеджеров России имеют две степени и более. Среди иностранцев больше мужчин-обладателей второй академической степени в области экономики.
- 61% процент топ-менеджеров России закончил один из московских вузов, 16,5% – вузы Санкт-Петербурга.
- В России 88% топ-менеджеров имели опыт работы в том же секторе, 56% менеджеров имели такую же позицию, 45% менеджеров работали в той же компании.
- В годы кризиса доля управленцев верхнего уровня с экономическими и юридическим образованием увеличилось. Компании были вынуждены изменить свою политику, чтобы сократить издержки и реструктурировать бизнес.
- Если разделить компетенции на две группы – общие знания для всех компаний и конкретные навыки в отдельной отрасли – выяснится, что в кризис компаниям понадобились руководители со знанием отрасли.
- Доля менеджеров с двумя степенями снизилась с 43% в 2008 году до 18% в 2009 году, а доля топ-менеджеров с опытом работы в той же отрасли увеличилась.
В управленцы не берут женщин
- Доля женщин-руководителей составила только 15,6% всех назначений, среди генеральных директоров – 7,2%. Российские компании менее склонны привлекать женщин к управлению по сравнению с транснациональными корпорации (14,7% и 18,5% соответственно).
- Доля женщин выросла в 2000-2007 годах и выровнялась в 2008-2009 годах. Этот рост можно объяснить увеличением спроса на менеджеров высшего уровня в период экономического бума в России, которое вызвало дефицит квалифицированных менеджеров-мужчин.
- Кризис в 2008-2009 годах снизил спрос на всех топ-менеджеров, включая женщин-руководителей.
- Среди секторов экономики России, которые имели самый высокий процент женщин-руководителей, рекрутинг, реклама, страхование, бухгалтерский учет, консалтинг и право.
- В сельском хозяйстве, добыче углеводородов, угледобыче, машиностроении, энергетике, металлургии самый низкий процент женщин-руководителей.
- Женщин чаще всего продвигают внутри компании, чтобы избежать «стеклянного потолка» – барьера из-за гендерных стереотипов.
- Тем не менее женщины-менеджеры на 4-6 процентных пунктов имеют большую вероятность продвижения по службе, чем мужчины-менеджеры.
- Женщины-руководители в среднем моложе мужчин, отчасти из-за более раннего возраста выхода на пенсию.
Иностранцев выписывать не принято
- Доля иностранных менеджеров в транснациональных компаниях была в четыре раза больше – 36%, чем в российских (7,4%). Это связано с тем, что у первых есть возможность переводить сотрудников из одного офиса в другой.
- Было зафиксировано значительное снижение доли иностранных менеджеров в крупных корпорациях во второй половине 2000-х годов – с 37,6% в 2005 году до 25,7% в 2009 году. Это снижение можно объяснить растущим числом русских управленцев с требуемой квалификацией.
- Доля женщин среди менеджеров-иностранцев составляет лишь 7% из-за существования двойных барьеров: «стеклянного потолка» и сложностей с переездом.
- Секторы экономики с самым большим процентом иностранных менеджеров – это учет и консалтинг (30%), топливные сектор (27%), юридические услуги (22%).
Это сравнительно небольшие изменения для эпохи экономического кризиса. Объяснение в том, что крупнейшим холдингам для того, чтобы избежать увольнений, выдали кредиты. Неэффективные команды управленцев уцелели и остались сидеть на своих местах.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?