Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ТОП-5 отраслей бизнеса, которые рейдеры атакуют чаще всего
Недвижимость
Для начала стоит заметить, что интерес рейдеров к объектам недвижимости не всегда проявляется в зависимости от отрасли экономики или конкретной сферы деятельности. Зачастую в качестве предприятия-цели выбираются те объекты, которые как раз имеют под собой дорогостоящие здания, сооружения и землю, а стоимость самого бизнеса отходит на второй план. Поэтому о привлекательности отраслей, предмет деятельности которых непосредственно связан с недвижимостью, спорить не приходится. Здесь чаще всего страдают строительные компании, как одни из динамично развивающихся и характеризующихся высокой доходностью. Кроме того, данный сектор не славится достаточным уровнем защищенности информации компаний. В целом же, рейдеры работают на рынке недвижимости ещё с момента своего появления.
Для больших городов, где недвижимость находится в центре внимания владельцев бизнеса, подобные захваты вдвойне актуальны. Ведь обладая высотным зданием с десятками офисов на этаже, на аренде помещений можно ежемесячно зарабатывать свыше 30 миллионов рублей!
Природные ресурсы
Передел собственности на природные ресурсы пришелся ещё на 90-е годы. Но, несмотря на это, добывающие отрасли экономики по-прежнему считаются одними из наиболее привлекательных потенциальных жертв. Это естественно в виду их доходности и рентабельности. К примеру, одним из последних в руки рейдеров попал ОАО «Павловскгранит». Похожим образом ситуация обстоит и в ближнем зарубежье, где нападения случаются в нефтегазовой, горнодобывающей и других отраслях. Что касается России, то сырьевая промышленность преобладает над обрабатывающей, а доля добывающих отраслей в экономике растет. Поэтому говорить о снижении популярности ресурсных предприятий среди рейдеров в ближайшее время, скорее всего, не придется.
Особенности экономики России непосредственно влияют на характер рейдерских захватов в сфере природных ресурсов. Поскольку сырьевая экономика оказывает воздействие на укрепление государственного управления, ресурсные отрасли лидируют по числу рейдерских захватов с участием чиновников.
Оптовая торговля
В сфере оптовой торговли рейдерство приобретает новую форму. Захватчиков интересует не столько установление контроля над компанией с целью ее перепродажи, сколько захват ее активов в виде товара. Схема товарного рейдерства проста: после фальшивой конфискации товар выкупается некой фирмой по мизерной цене, а разницу от последующей его перепродажи по рыночной стоимости участники захвата совместно с силовиками делят между собой.
«Самым громким случаем товарного рейдерства был арест склада бытовой техники стоимостью порядка 30 миллионов долларов. Чуть ранее общественный резонанс вызвало изъятие партии мобильных телефонов у нескольких торговых фирм, - рассказывает адвокат Олег Сухов. - Прибыль рейдеров от этой операции оценивается в размере не менее 50 миллионов долларов. По другому скандальному делу о товарном рейдерстве с участием сотрудников прокуратуры и офицеров милиции решение было вынесено в позапрошлом году, за незаконную конфискацию огромной партии компьютеров с причиненным ущербом в 500 миллионов рублей подсудимые получили сроки заключения до 13 лет лишения свободы».
Подобные схемы не обходятся без подкупа органов правопорядка. По примерным оценкам ежегодный оборот товарного рейдерства силовиков можно сравнить с годовым бюджетом российского города численностью 500 000 жителей.
Услуги населению
После ужесточения антирейдерского законодательства повысился интерес захватчиков к малым предприятиям. Последние, в глазах рейдеров обладают своими достоинствами по сравнению с более крупным бизнесом. Во-первых, ниже уровень защищенности, нехватка средств для содержания эффективной службы безопасности, невысокий уровень грамотности юристов, а иногда и вообще неосведомленность о необходимых мерах защиты. Во-вторых, привлекательность активов. Ещё несколько лет назад предприятия сферы услуг занимали одно из первых мест по обладанию дорогостоящим имуществом. При этом сделки по приобретению такого имущества небольшими фирмами зачастую осуществляются с нарушениями, что на руку рейдерам.
К тому же, кто такие собственники малого бизнеса? Как правило, это люди, озабоченные развитием своего дела, отношениями с административными властями, высокой арендной платой или толпой клиентов у соседа-конкурента, но только не корпоративными захватами. Слово «рейдерство» у многих просто на слуху благодаря СМИ, поэтому их легко обвести вокруг пальца или оказать психологическое давление.
Управление в ЖКХ
Рейдерство на рынке управления многоквартирными домами - явление сравнительно новое, но динамично развивающееся. Интерес для рейдеров здесь представляют как помещения дома, земельный участок под ним, так и финансовые потоки, направленные на содержание и ремонт дома. К примеру, месячные денежные обороты управляющих организаций достигают в некоторых случаях до миллиона рублей. Удачные рейдерские захваты в сфере ЖКХ приводят к ущемлению прав собственников, значительному повышению стоимости коммунальных услуг и выставлению необоснованных счетов и даже оформлению и продаже долевого имущества до регистрации собственниками жилых помещений. В результате действий злоумышленников урон наносится десяткам обманутых людей.
«В последнее время появляются все новые и новые формы рейдерства, такие как банковское, интеллектуальное и другие, - отмечает адвокат Олег Сухов. - Рейдеры ищут новые ниши для своей деятельности, и, более того, само рейдерство превращается в отдельную сферу предоставления услуг. Все же индекс рейдпригодности зависит не только от отрасли, а интерес захватчиков первым делом сосредотачивается на активах жертвы. Будь то сельское хозяйство или ресторанный бизнес, если собственнику есть чем дорожить кроме бизнес-идеи, рейдеры не оставят его без внимания. Потому любому предприятию стоит позаботиться о своей безопасности и не пренебрегать превентивными мерами защиты».
Олег Сухов, «Юридический центр адвоката Олега Сухова» Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?