Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Технологии ритейла в 2020-х
В новом десятилетии в ритейл-индустрии будут активно использоваться роботы, получит распространение беспрепятственный шопинг, а компьютерное зрение упростит процесс покупок. В этой статье Гай Йехиав, генеральный директор и вице-президент Zebra Analytics, поделился своим видением того, какие инновации и технологии FMCG-ритейлеры будут внедрять в 2020-х.
Коллаборативный робот YuMi в отделе фруктов и овощей в супермаркете в Милане, Италия. Фото: MikeDotta/Shutterstock
Распространение коботов
В будущем розничная торговля будет полагаться на взаимодействие людей и роботов. Пример идеального баланса человека и машины — коллаборативные роботы, или коботы. Эти роботы могут безопасно работать вместе с людьми и уже повсеместно используются в средах розничной торговли. Производители и дистрибьюторы товаров повседневного спроса поручают коботам комплектацию и сортировку заказов, а также рутинные и времязатратные задачи, предполагающие напряженный или физический труд. Например, представьте сотрудника склада, которому нужно пересчитать товар в центре распределения (чья площадь может достигать 45 тысяч квадратных метров). Инвентаризация складских запасов — слишком монотонная и долгая процедура для человека. С учетом этого многие центры распределения и производители товаров повседневного спроса используют коботов, которые более точно и эффективно выполняют инвентаризацию.
Розничные компании даже используют коботов для взаимодействия с покупателями. Например, сеть супермаркетов GIANT Food Stores (Карлайл, Пенсильвания) представила нового робота-помощника Марти. Марти помогает своим коллегам, патрулируя магазин. В его глазах установлены датчики, которые распознают пролитую жидкость, беспорядок, пустые полки — то, что может доставить неудобство покупателям. Марти уведомляет об этом сотрудников магазина, которые устраняют проблемы.
Важно отметить, что роботы не могут заменить людей большинства профессий, так как они лишены критического мышления и не способны решать проблемы, как человек. Концепция роботов, работающих вместе с людьми и выполняющих разные задачи, называется «дополненным интеллектом». Этим они отличаются от однозадачных устройств, которые могут лишь снова и снова выполнять одно действие. Такие коботы дополняют человека, и именно эта концепция получит развитие в 2020 году и в последующие годы.
Новые источники мяса
В 2019 году растительное мясо получило оглушительную популярность. По мнению экспертов из компании Acosta (Джексонвилл, Флорида), «за прошедший год продажи растительного мяса возросли в десятки раз, а скорость роста его продаж превысила общую скорость роста продаж продовольствия в пять раз, и эта тенденция получит дальнейшее развитие». Не только покупатели стали массово предпочитать бургеры с растительным мясом, но и рестораны, в том числе быстрого питания, включили блюда из такого мяса в меню. Такие продукты стали встречаться повсюду, и это подвигло людей покупать и использовать их для приготовления еды дома.
Растительное мясо, наряду с курицей, колбасами, мясными шариками и традиционным фаршем, легко найти на полках холодильников многих продуктовых магазинов. Ожидается, что эта тенденция продолжится в 2020 году, а это значит, что розничным компаниям, а также производителям и дистрибьюторам товаров следует использовать данные и передовые инструменты аналитики, в том числе прескриптивной аналитики, с помощью которой можно узнавать об изменениях спроса почти в реальном времени. Так можно подготовиться к скачку спроса, особенно на новые продукты.
Фото: Messe Düsseldorf, Constanze Tillmann
Инновации в области беспрепятственного шопинга
Розничные компании посвятили 2019 год тестированию технологий упрощенной оплаты покупок и в 2020 году продолжат двигаться в этом направлении. Особенно их привлекает одна технология — беспрепятственная оплата покупок. Она появилась недавно, поэтому для нее не существует единого определения. Речь идет о наборе технологий, которые делают процесс оплаты товаров в розничных магазинах более быстрым, эффективным и простым для покупателя. Самый известный пример — кассы самообслуживания, которые иногда, наоборот, замедляют оплату покупок, но компании намерены искать новые пути. Помимо таких касс, они тестируют расположенные по всему магазину терминалы для самостоятельной оплаты, устройства и приложения для сканирования продуктов при помещении в корзину и даже автоматическое списывание средств со счета на выходе из магазина — для всего этого не нужны кассы и кассиры.
Чтобы удовлетворить требования покупателей (особенно потребность в единообразии технологий во всех магазинах), в 2020 году розничные компании продолжат внедрение инноваций в стремлении к беспрепятственному шопингу.
При помощи дополненной реальности сотрудник магазина контролирует пустые места на полках, проверяет цены, планограммы. Фото: MONOPOLY919/shutterstock
Дополнение систем планирования фактическими данными
Из-за изменения предпочтений покупателей и обострения конкуренции за место на полке дистрибьюторы товаров повседневного спроса и розничные компании должны быть уверены, что фактическая выкладка совпадает с запланированной. Во многих организациях не хватает инструментов отслеживания подобного типа, из-за чего сложно узнавать о ситуации на уровне магазина и гарантировать соответствие схеме выкладки. Технология компьютерного зрения позволяет сравнивать изображения фактической ситуации на полках (реалограмму) со схемой выкладки (планограммой), что обеспечивает наглядность и понимание процессов внутри магазина. Добавьте к этому мобильные компьютеры и сможете узнать разницу между планированием и реальностью.
В 2020-е компании розничной торговли и производители товаров повседневного спроса станут участниками технологической революции. Они будут внедрять инструменты на основе ИИ, в том числе системы предписывающей аналитики, инновационные мобильные устройства и роботов, которые увеличат производительность, оптимизируют процесс покупок, упростят работу сотрудников магазина и повысят качество обслуживания.
Материал предоставлен компанией Zebra Technologies Corporation
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.