Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Тайные покупатели в поисках лучшей продажи сотового телефона в салонах связи Москвы
Service Quality Index
Напомним, что методика SQI (Service Quality Index) позволяет сравнивать по единому набору ключевых факторов качество обслуживания клиентов в любых организациях, работающих на рынке потребительских товаров и услуг. Качество обслуживания оценивается по следующим критериям:
1. Салон
- внешний вид салона связи
- удобство получения информации - навигация
- внешний вид работников торгового зала
2. Качество обслуживания
- установление контакта (встреча клиента)
- выявление потребностей
- презентация товара
- ответы на вопросы и возражения
- завершение консультации
- завершение контакта
- поведение сотрудников
3. Впечатление от посещения
Общая оценка включает в себя оценку салона и качества обслуживания.
Рейтинг
Сеть |
Качество обслуживания (баллы) |
Общая оценка (баллы) |
Белый Ветер |
80 |
85 |
ИОН |
71 |
78 |
Связной |
71 |
77 |
Polaris |
70 |
77 |
Среднее |
73 |
80 |
Возглавляет рейтинг «Белый Ветер», существенно опередивший конкурентов. Однако отметим, что, в целом, в большинстве Компаний, принявших участие в исследовании, качество обслуживания не выходит за рамки удовлетворительного уровня. При удовлетворительном качестве обслуживания[1] в целом положительные эмоции от взаимодействия с консультантом превалируют над негативными, но и те, и другие остаются в памяти клиента, формируя неоднозначное отношение к полученному обслуживанию.
Давайте, посмотрим, из чего сложились эти оценки.
Анализ по салонам
Начнем с лидера. Из десяти посещенных «тайными покупателями» салонов «Белого Ветра» в двух имело место отличное выполнение стандартов качества обслуживания. Еще в четырех – был показан хороший уровень обслуживания. В трех салонах уровень обслуживания не вышел за рамки удовлетворительного и в одном салоне уровень обслуживания оказался крайне низким. Это, действительно, лучший результат по сети в исследовании. Отличного уровня обслуживания в отдельно взятом салоне тайные покупатели не встретили больше ни в одной Компании.
В четырех салонах «ИОНа», двух салонах «Polaris» и одном салоне «Связного» был показан хороший уровень обслуживания. Это самые выдающие достижения преследователей лидера. В целом, превалирует удовлетворительный уровень обслуживания. При этом только в одном салоне «Polaris», - как и у лидера, - зафиксирован неудовлетворительный уровень обслуживания, и отметим, что 70 баллов – это верхняя граница плохого выполнения стандартов, влияющих на качество обслуживания. В салонах «Связного» тайные покупатели столкнулись с низким уровнем обслуживания дважды, а в салонах «ИОНа» - трижды.
Если мы рассмотрим следующий параметр анализа – «стабильность качества обслуживания» в исследуемых сетях, то полученные здесь результаты уже не будут для нас неожиданными.
Результаты стабильности качества обслуживания в салонах связи
Лучший результат у сетей «Polaris» и «Связной» - высокая стабильность обслуживания: чем ниже показатель, тем выше стабильность качества обслуживания. То есть при посещении разных салонов «Polaris» и «Связного» достаточно высока вероятность встретить аналогичный уровень обслуживания. В салонах других Компаний такая вероятность меньше. В «Белом Ветре» и «ИОНе» стабильность обслуживания средняя, так в «Белом Ветре» можно получить отличное обслуживание, или столкнуться с неудовлетворительным.
Высокая стабильность обслуживания работает на устойчивую репутацию торговой сети. Чем больше разные салоны похожи друг на друга по уровню сервиса, тем вероятнее у клиентов сложится мнение об этой сети, как о предоставляющий определенный уровень сервиса. Низкая стабильность, наоборот, рождает противоречивое отношение к сети и брэнду в целом. Специалисты отмечают, что стабильное среднее обслуживание во всех салонах сети в большей степени способствует лояльности клиентов, чем существующая «вилка»: безупречный сервис в одних салонах и откровенно слабый в других. Потому что нет никаких гарантий, что клиент, восхищенный сервисом в одном из салонов сети, будет всегда посещать именно его, - он запомнит Сеть, а в другом ее салоне, куда клиент придет с уже определенными ожиданиями, еще неизвестно, насколько ему повезет. Думаю, каждый из нас знает цену неоправданным ожиданиям.
Таблица 1. Сравнительные характеристики Компаний
"Белый Ветер" |
"ИОН" |
«Связной» |
«Polaris» | |||
Обслужива-ние в среднем по сети (график 1, среднее) |
Удовлетворительное (верхняя граница удовлетворительного уровня). |
Удовлетвори- Тельное. |
Удовлетвори-тельное. |
Неудовлетвори-тельное (верхняя граница неудовлетвори-тельного облуживания). | ||
Обслуживание в лучших салонах сети, принимавших участие в исследовании |
Отличное обслуживание в двух салонах. |
Хорошее обслуживание в четырех салонах. |
Хорошее обслуживание в одном салоне. |
Хорошее обслуживание в двух салонах. | ||
Стабильность обслуживания в сети (чем больше значение на графике 2, тем ниже стабильность) |
Средняя, в разных салонах сети можно встретить отличающиеся уровни обслуживания. |
Средняя, в разных салонах сети можно встретить отличающиеся уровни обслуживания. |
Высокая, в разных салонах сети можно встретить схожий уровень обслуживания. |
Высокая, в разных салонах сети можно встретить схожий уровень обслуживания. |
Анализ по стандартам
Оценки по блокам стандартов показывают, из чего складываются итоговые оценки качества обслуживания в сети. На графике 3 можно увидеть уровень развития различных параметров качества обслуживания в среднем по всем исследуемым Сетям.
В целом, высокая оценка блока «Внешний вид консультанта» вполне ожидаема, - данные стандарты отлично выполняются в большинстве российских компаний. Однако оценки блоков «Внешний вид салона», «Навигация - удобство получения информации», честно говоря, удивили. Хороший уровень выполнения стандартов, связанных с внешним видом розничной точки, комфортом атмосферы и мерчендайзингом, явно недостаточен для конкурентоспособности Компании. Высокий уровень выполнения данных стандартов уже несколько лет в России является так называемой «нормой рынка». Это значит, что безупречное выполнение этих стандартов уже не влияет на лояльность клиентов, но их невыполнение вызовет, как минимум, недоумение, а как максимум… Приведем пример из отчета тайного покупателя при ответе на вопрос, что не понравилось во время посещения салона: «Расположение магазина в подвале. Ужасный микроклимат, влажность и мерзкий запах, первые минуты вообще задыхался».
Отметим, что к числу отлично выполняемых стандартов относятся «Ответы на вопросы и возражения клиентов» и «Поведение сотрудников». Однако и в данном случае уже можно говорить о «норме рынка». Во всяком случае, в Москве консультанты умело «разруливают» ситуации с клиентскими возражениями по качеству товара и охотно и обстоятельно отвечают на все вопросы с товаром связанные. Вместе с тем, были в нашем исследовании и настораживающие ситуации. Приведем несколько выдержек из отчетов тайных покупателей.
«Были непонятные моменты, когда я задавал развернутые вопросы и продавец их то ли не понимал, то ли не замечал и не давал на них ответ. Хотя на большинство вопросов в он ответил грамотно и компетентно» («ИОН»).
«На некоторые вопросы продавец не знала ответов. Например, на вопрос о системе «Андроид», она растерялась и не знала какие у неё преимущества и особенности» («Связной»).
«Я не возражала, а сомневалась в том, долго ли телефон держит зарядку. Продавец сказал, "смотря как пользоваться" и показал на экране компьютера характеристики телефона. Когда я спросила хороший ли звук в телефоне, продавец сказал, что не пробовал. Продавец был доброжелателен, но все звучало как-то неубедительно» («Polaris»).
«Консультант подтвердил, что SonyErikson уступает по качеству Нокия, но назвать, какой из них более предпочтительный и менее часто ломающийся не смог» («Белый Ветер»).
Что касается поведения и дисциплины продавцов, во всех сетях, кроме «ИОНа», зафиксировано 100%-е выполнение данных стандартов. В двух салонах «ИОНа» тайные покупатели столкнулись с игнорирующим невежливым поведением продавцов. «Консультанты не обратили на нас внимания. Никто не здоровался и не предлагал помощь. Даже сложилось впечатление, что сотрудники равнодушны к потенциальным покупателям». «Я не ожидала, что придется столько ждать, хотя были свободные продавцы. Трое продавцов стояли в районе кассы и разговаривали между собой, не обращая внимания на покупателей».
Во всех сетях хуже всего выполняются стандарты, относящиеся к блокам «Завершение консультации», «Завершение контакта» и «Выявление потребностей». По поводу первых двух блоков надо сказать, что данные стандарты во всех исследуемых компаниях выполняются плохо. Хотя в кризисный и посткризисный периоды, как никогда, важно «соблазнить» клиента на покупку, подвигнуть его расстаться с деньгами. Для этого не требуется много усилий: одобрить, похвалить выбор клиента, еще раз подчеркнув достоинства товара; привести дополнительные аргументы, поощряющие к покупке, например, рассказать об акциях или специальных предложениях, возможности оформить в кредит; поинтересоваться, готов ли клиент совершить покупку («берете?» или «оформляем?»)… Но именно это консультанты делают крайне редко.
Выявление потребностей лучше всего выявляют в «ИОНе» - удовлетворительно. В «Белом Ветре» и «Связном» выполнение данных стандартов соответствует верхней границе неудовлетворительного уровня. Однако, как показывает практика, важно не только подробно расспросить клиента, что он хочет, но и услышать его. «Консультант предложила мне много моделей, но некоторые совершенно не соответствовали обозначенными мною требованиям, а соответствовали её личным предпочтениям и вкусам» («Связной»).
Отметим также, что во всех сетях, кроме «Белого Ветра» «хромают» стандарты презентации товара. Оно и понятно: трудно предлагать товар, когда запрос неясен. При этом в подавляющем большинстве случаев консультанты очень хорошо разбираются в товаре, действительно, компетентны, что и демонстрируется при ответах на вопросы клиентов. Однако инициатива консультанта - по-прежнему редкая гостья любой презентации.
В целом, впечатления, субъективные ощущения наших тайных покупателей от визитов в салоны всех исследуемых Сетей неоднозначны и противоречивы, что в первую очередь связано с нестабильностью выполнения различных стандартов в рамках одной консультации.
Выводы и рекомендации
Все исследуемые Сети салонов мобильной связи имеют значительный потенциал для дальнейшего повышения уровня качества обслуживания за счет более инициативного и стабильного использования консультантами салонов навыков делового этикета и активных продаж.
Искренняя улыбка, инициативное приветствие, точные вопросы о желаниях и предпочтениях собеседника, заинтересованность помочь клиенту сделать лучший выбор, прощание и доброжелательное приглашение приходить в салон снова, позволят не только повысить качество обслуживания, но и увеличить продажи и число лояльных клиентов. Ведь когда цены у всех игроков рынка одинаковые, пожалуй, только качество обслуживание способно стать мощным конкурентным преимуществом. Посмотрим, кому удастся им воспользоваться.
[1] Для удобства анализа результатов на 100-бальной шкале можно выделить несколько зон, соответствующих определенному качеству обслуживания:
• 0-70 - Выполняется не больше 70% стандартов качественного обслуживания - Недопустимо низкое качество обслуживания
• 71-85 - Выполняется больше 70% стандартов качественного обслуживания, но не больше 85% - Удовлетворительное качество обслуживания
• 86-95 - Выполняется больше 85% стандартов качественного обслуживания, но не больше 95% - Хорошее качество обслуживания
• 96-100 - Выполняется больше 95% стандартов качественного обслуживания - Высокое качество обслуживания
Группа Компаний "ШАГ"
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?