Декоративное изображение
6 148

Поделиться

Талисман продаж

«Вот у Wal-Mart показатели в этом году не очень, может быть, им пригодится моя помощь. Я бывал в Бентонвилле, в целом городок чистый и уютный»,— шутил Лев Хасис в марте 2011 года, покидая пост главного исполнительного директора X5 Retail Group. Про Бентонвилль, американский городок, где находится головной офис крупнейшего в мире ритейлера Wal-Mart, Хасис вспомнил не случайно. Уже через месяц после своей отставки он поехал туда беседовать с СЕО Wal-Mart Майком Дюком о новой работе.
Над предложением стать старшим вице-президентом Wal-Mart по международным операциям Хасис думал недолго. «Соблазн вскочить в машину времени и переместиться на 40 лет вперед был слишком силен»,— сказал он потом журналистам. И про 40 лет Хасис говорил тоже неспроста. Еще будучи главой Х5, он мечтал, что именно за этот срок крупнейшая российская сеть достигнет уровня Wal-Mart по объемам продаж (оборот Wal-Mart в 2011 году составил $447 млрд — в 29 раз больше, чем у Х5).
Хасис не скрывал, что очень многое в Х5 делал по образу и подобию Wal-Mart. Например, проводил активную политику слияний и поглощений. Х5 появилась в 2006 году в результате объединения «Перекрестка» (где работал Хасис) и «Пятерочки». Впоследствии компания поглотила федеральные сети «Карусель», «Патэрсон» и «Копейку», несколько региональных ритейлеров. За время правления Хасиса количество магазинов, входящих в X5, выросло в 4,4 раза, до 2,47 тыс.
Wal-Mart развивает 14 различных форматов, в том числе аптеки, оптики и рестораны. Такую же разнопрофильную компанию строил и Хасис. В 2008-м он договорился о покупке 100% аптечной сети А5 в течение 2011 года. А5 получила преимущественное право аренды площадей в Х5.
В октябре 2009 года Х5 создала СП «АйТи бизнес» с интернет-магазинами Bolero.ru и 003.ru, через которое планировала развивать интернет-торговлю. За контроль в СП Х5 заплатила $1 млн, а затем довела свою долю в компании до 100%.
В 2010 году Х5 совместно с МТС запустила виртуального оператора мобильной связи «Алле» (МТС предоставляла услуги связи, Х5 привлекала клиентов). В компании рассчитывали, что абонентами «Алле» в течение трех лет станут более 500 тыс. покупателей «Пятерочек», «Перекрестков» и «Каруселей» в Москве и Подмосковье, где стартовал проект. За покупку определенных товаров абоненты получали баллы для оплаты мобильной связи.
Наконец, Хасис вместе с «Роснано» и «Ситрониксом» начал создавать «Магазин будущего», в котором товары будут промаркированы радиочастотными метками, что ускорит процесс покупки.
Удар в спину
Увольнение Льва Хасиса удивило участников розничного рынка. Хотя слухи о его возможной отставке ходили, им не верили. Глава «Альфа-групп», в которую входит Х5, Михаил Фридман назвал это решение обоюдным. Возможно, причиной было отставание Х5 от «Магнита» по темпам органического роста: в 2010 году «Магнит» увеличил выручку на 39%, Х5 без учета приобретенной «Копейки» — на 22%. По другой версии, дело было в личном конфликте Хасиса с председателем наблюдательного совета Х5 Эрве Деффоре, в котором Фридман принял сторону последнего.
После отставки Хасиса его проекты начали сворачивать. Уже в апреле 2011 года, когда Хасис передавал дела своему преемнику Андрею Гусеву, Х5 продала долю в «АйТи бизнесе» партнеру по бизнесу Вячеславу Улендееву. По словам участников рынка, финансовые показатели компании были далеко не блестящими, и цена сделки оказалась значительно ниже, чем та, по которой Х5 вошла в проект. В начале 2012 года Х5 запустила собственный интернет-магазин Е5.
В мае 2011-го стало известно, что Х5 отказывается от непрофильного бизнеса. Были прекращены переговоры о создании СП с DIY-ритейлером Castorama. Выполняя раннее соглашение, Х5 приобрела 8,45% сети А5, но заявила, что может продать эту долю. Опцион на покупку остальных акций А5, перенесенный на 2012 год, компания не реализовала до сих пор. Под управлением А5 сейчас находятся более 1,1 тыс. аптек, из которых свыше 300 расположены в магазинах Х5.
В начале 2012 года Х5 закрыла проект «Алле». Скорее всего, тариф просто не набрал ожидаемого количества абонентов. Запустить первый «Магазин будущего» Х5 обещает в 2013 году. Конкуренты считают, что закрыть проект компании помешало только то, что его обещали показать Дмитрию Медведеву.
Став главным исполнительным директором, Андрей Гусев заявил, что теперь X5 «сфокусирована на повышении эффективности своего основного бизнеса, укреплении финансовой дисциплины и строгом контроле за расходами». При этом в корпоративной газете «Время Х5» он подверг Хасиса критике за недостаточно демократичный стиль руководства. Это был удар в спину. Гусев был одним из фаворитов Хасиса. Тот заявлял, что у Гусева есть «все необходимое, чтобы стать лучшим СЕО на российском рынке».
Однако стать лучшим Гусеву не удалось. Его политика «строгого контроля за расходами» не принесла желаемых результатов. В четвертом квартале 2011 года продажи в сопоставимых магазинах впервые в истории Х5 стали отрицательными, потеряв 2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Чистая прибыль за первое полугодие 2012 года по сравнению с первым полугодием 2011-го упала на 20,6%. В итоге в июле Х5 объявила о «немедленном уходе» Гусева с поста главы компании. Эту должность временно занял член наблюдательного совета Стефан Дюшарм.
От Европы до Африки
Если Х5 после ухода Льва Хасиса живет хуже, то Wal-Mart и сам Хасис, кажется, лучше. Акции Х5 с рекордных $48 в феврале 2011 года подешевели почти в три раза, до $17, в ноябре 2012-го.
Акции Wal-Mart с момента прихода Хасиса, наоборот, подорожали более чем на 30%. Рост стоимости акций радует Хасиса. Судя по его шутливым комментариям в соцсетях, у него есть «ощущение, что он приносит удачу компании, в которой работает, и понимание, что может чувствовать талисман». Какова реальная заслуга старшего вице-президента в успехах Wal-Mart, сказать сложно.
По информации СФ, зарплата Хасиса в Wal-Mart не такая высокая, как в Х5 (в 2010 году он получил $2,1 млн). Но он говорит, что материальное поощрение для него не самое важное. Главное — решать интересные задачи. В Wal-Mart Хасис отвечает за синергию в глобальных закупках и интеграцию приобретаемых компаний. Он работает с подразделениями компании на разных континентах — в Северной и Южной Америках, Евразии и Африке. За неделю он бывает в трех-четырех странах. Сотрудничает Хасис и с крупнейшими корпорациями: Coca-Cola, Procter & Gamble, Nestle и др. Говорят, Хасис пытался найти российских поставщиков, которые могли бы стать контрагентами Wal-Mart, но о его успехах на этом поприще пока ничего не известно.
Лев Хасис хочет привлечь к сотрудничеству с Wal-Mart не только российских производителей, но и российских менеджеров. Например, в августе вице-президентом  Wal-Mart, отвечающим «за укрепление бизнес-модели компании на существующих рынках», стала Екатерина Ишевская, бывший коммерческий директор Х5. Назначение Ишевской, как и Хасиса, породило очередную волну разговоров о возможном появлении американского ритейлера в России. Сам Хасис неоднократно подтверждал, что экспансия в Россию намечается, но не в краткосрочной перспективе. Видимо, до сих пор лелеет мечту о «российском Wal-Mart». Сейчас он дописывает книгу об X5 под рабочим названием «Сделано в России», которая недвусмысленно отсылает к книге создателя Wal-Mart Сэма Уолтона «Сделано в Америке».
Секрет фирмы
Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами