Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Сытый шопинг
Вслед за компаниями "Ашан", "Седьмой континент" и другими игроками рынка "Экспресс Ритейл", дочерняя структура Х5 Retail Group, открывает первый convenience store ("удобный магазин") - кафе в магазине. В случае успеха пилотного проекта отдельные площади под небольшие кафе появятся и в некоторых действующих торговых точках сети, и в большинстве новых "Перекрестках-Экспресс".
Сейчас "Экспресс Ритейл" ведет переговоры с несколькими игроками рынка фаст-фуда. По словам директора по франчайзингу и развитию "Экспресс-ритейла" Сергея Локтева, который возглавляет группу по разработке концепции convenience store, проект обладает некоторыми чертами отдела "Кулинария", где можно будет и поесть, и купить готовые или полуготовые блюда для дома.
Клиент готов
"С точки зрения трендов в международном продуктовом ритейле создание кафе внутри магазина - это прогрессивное решение, которое поможет увеличить объем продаж в рамках торговой точки, - комментирует руководитель российского направления брендингового агентства Fitch Елена Чувахина. - А также такое решение открывает интересные возможности в области развития собственного бренда, например, продажа готовых блюд "с собой" в отделе кулинарии под собственным брендом". На Западе к подобной практике прибегают многие ритейлеры как в премиальном, так и в массовом сегментах, - например, Marks & Spencer, Sainsbury's в Великобритании, Chez Jean в Париже, Avec в Швейцарии. Только в Западной Европе объем (оборот) convenience-сегмента за 2008 год составил 27 млрд евро.
Сопрезидент ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев обращает внимание, что формат "удобный магазин" присутствует в мире повсеместно, являясь давнишней практикой. Эксперт уверен, что и российский массовый потребитель готов к подобному сервису и ждет его. "Сейчас покажется удивительным, но классические советские гастрономы и продмаги очень часто имели фуд-корты, зоны быстрого питания, - говорит Алексей Андреев. - Причем подобные мини-кафе существовали не только при отделах "Кулинария", "Соки и воды", но и в бакалее, и вообще где угодно".
Самостоятельно или с партнером?
По поводу того, стоит ли ритейлеру кормить клиентов самостоятельно или пригласить партнера-ресторатора, мнения разошлись. "Будет ли такое сотрудничество интересно рестораторам, сложно утверждать однозначно, - считает Владимир Тихоненков. - Если это брендовый ресторатор, то у него будет набор строгих требований по соблюдению стиля, единообразия в оформлении, что сложно осуществить в рамках такой концепции. Если просто "no name" ресторатор-поставщик, тогда встает вопрос доверия покупателей к этому кафе и продукции". Самое верное решение, на его взгляд, - уголок/прилавок/окошко типа take-away, где можно было бы купить готовые или полуготовые блюда для дома, в том числе и горячие наборы для быстрого разогрева. В этом случае кафе либо не обязательно, либо могло бы вмещать только 2-3 столика.
Андрей Соколов считает, что подобный проект может заинтересовать игроков общепита, особенно если площади будут предоставляться им по льготной арендной ставке. "Я считаю, что это было бы правильно", - рассуждает Андрей Соколов. Но эксперт почти уверен, что магазины займутся организацией кафе сами, полагая, что смогут еще и заработать на этом. Также думают и рестораторы. "Да, такое сотрудничество было бы интересно, - подтверждает основатель сети "Грабли" Роман Рожниковский. - Но думаю, что они сами будут реализовывать эту программу".
За и против
В том, что совмещение магазина и кафе даст только плюсы торговой точке, не сомневаются все эксперты. Для покупателя возможность перекусить в магазине - аргумент в сторону повышения лояльности к данному бренду ритейла.
"Если у потребителя сформировалось доверие к качеству продуктов в магазинах типа "convenience store", это становится естественным выбором для многих городских жителей, тем более что в этом есть даже некий развлекательный момент: выбрать блюдо, которое не так легко приготовить дома", - объясняет Владимир Тихоненков.
По мнению генерального директора промо-маркетингового агентства EMG Андрея Соколова, открытие кафе в продуктовом магазине имеет определенные "минусы", поскольку может снизить количество импульсивных покупок. "С другой стороны, это возможность сэкономить на доставке продуктов, более полно использовать мощности разделочного и кулинарного цехов супермаркета, а также увеличить конечную торговую наценку", - рассуждает Андрей Соколов.
Но, несмотря на все плюсы, эксперты отмечают, что успешность подобных проектов зависит от конкретного места и формата торговой точки. "Сегментация магазинов по формату и ассортименту влияет на социально-демографический портрет покупателей, - объясняет Алексей Андреев. - Поэтому я могу предположить, что посетители "Пятерочек" и "Копеек" отнесутся к появлению мини-кафе с меньшим энтузиазмом". У клиентов таких магазинов ожидания различных дополнительных "удобств" не в приоритете, они не питаются вне дома, экономят деньги.
Андрей Соколов соглашается, что открывать кафе в дешевом сегменте не стоит. "Будет сидеть придворная пьянь и тянуть пиво, отчего никому, кроме нее, не будет душевно, - объясняет Андрей Соколов. - А в среднем сегменте типа "Перекрестка" вполне можно попробовать". Особенно оценят дополнительный сервис мужчины, которые ждут занятых покупками женщин. "Эта аудитория готова заплатить за пиво и бутерброд больше, чем в той же "Копейке", - добавляет эксперт. Кроме того, следует также смотреть, в каком месте расположен магазин, - ведь многие из них размещаются в торговых центрах, где вполне достаточно и другого общепита.
Тем не менее эксперты прогнозируют, что в скором времени все торговые сети будут иметь у себя мини-кафе. "Формат "удобный магазин" в России будет активно развиваться дальше, - считает исполнительный директор IMAGENCY Наталья Бондарева. - Между крупными ритейлерами существует жесткая конкуренция, и при схожем ассортименте и ценах они стремятся сделать торговую площадь максимально удобной для потребителя, чтобы продлить его нахождение в магазине".
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/7b8/5gokksij34do9zjd6czzzihpcy3uc57t/anonsimage_1.jpg)
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?