Декоративное изображение
5 398

Поделиться

Связанные одной снедью

 
Одно меню на всех жителей Земли — вот к чему привела глобализация экономики. Одинаковые продукты по единым пищевым стандартам. Одни и те же болезни, общая для всех борьба с ожирением. Об этом — недавний доклад ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН)
Апельсины — из Марокко и Испании, бананы — с островов Карибского моря, картошка — из Израиля, клубника — из Турции, мясо — из Аргентины и Новой Зеландии. Продукты давно перестали быть местной экзотикой. Те из них, которые встроились в мировое производство, логистику и продаются в супермаркетах, пришли на стол каждого жителя Земли, потеснив, а иногда и уничтожив местные пищевые традиции. Глобализация переварила даже местную экзотику — суси и пицца давно не национальное достояние, а пункт в меню забегаловок всех континентов. — Веками люди жили в тесной связи с окружающей их природой. Их жизнь, облик, иммунная система формировались под влиянием внешних экологических факторов и набора местных продуктов,— объяснила "Огоньку" главный эксперт ФАО по оценке питательных свойств и требованиям к ним Барбара Берлингейм.— Сейчас же все приведено к одинаковому знаменателю. Мы полагаем, что в будущем это неизбежно приведет не только к утрате пищевых традиций и болезням, но и к непредсказуемым нарушениям экосистем во всем мире. ФАО констатирует: впервые в мире число людей с лишним весом превысило людей с ненормально низким весом. Страны, где еще недавно боролись с голодом, теперь сражаются с ожирением. И эта проблема касается не только государств Северной Африки, где число полных женщин уже больше половины, но и республик бывшего СССР, которые сейчас занимают второе место среди регионов мира по числу людей с лишним весом. Глобализация приходит незаметно. В беднейшие страны она проникает с гуманитарной помощью. В развитых — ее агенты супер- и мегамаркеты. Но символ ее, конечно, фастфуд. С расцветом супермаркетов (после 2005 года рост ритейла в России составлял 60 процентов, а по некоторым оценкам, и больше) в стране стали есть по-другому — больше полуфабрикатов, мяса, как правило, замороженного, консервов, сладкого. Не говоря о том, что мы вообще стали больше есть — обороты розничной торговли до кризиса росли каждый год на 12-15 процентов. Результат — в Москве ожирением страдают 25 процентов взрослого населения и 30 процентов детей школьного возраста. Если так дело пойдет и дальше, то, как говорят диетологи, уже к 2020 году россияне по уровню ожирения вполне могут догнать и даже перегнать США и Мексику, где клиническим ожирением страдают 30 процентов взрослых и 43 процента детей. Да, глобализация питания бьет и по жителям самых богатых стран — они также отказываются от своей традиционной кухни в угоду транснациональным гамбургерам и картошке-фри. Наиболее сильно от всепроникающего фастфуда пострадала Британия. Ее жители занимают первое место в Европе по количеству людей с лишним весом (у 43 процентов взрослых британцев и 23 процентов детей, 23 процента взрослых и 16 процентов детей страдают клиническим ожирением).
Увеличить

— Глобализация постепенно уничтожает не только традиционную кухню, но и сами продукты питания, на которых национальные кухни и были основаны,— объясняет Барбара Берлингейм.— За последние 100 лет утрачена треть генетического разнообразия сельскохозяйственных структур. Еще полвека назад в мире существовало более 40 тысяч сортов риса, сейчас же большинство из них уже исчезло, а в систему питания разных народов входят лишь несколько коммерческих сортов. По данным исследователей, рацион питания как в развивающихся, так и в индустриально развитых странах полностью зависит от четырех коммерческих сельскохозяйственных культур: пшеницы, сои, риса и кукурузы. Причем эти продукты употребляются как напрямую, так и опосредованно — ведь эти же растения являются также кормом и для сельскохозяйственных животных, производящих молоко и мясо. — Приведу пример с бананами, которые совсем недавно из продуктов традиционной кухни жителей экваториальных стран превратились в самый рекламируемый продукт глобальной транснациональной кухни,— говорит Барбара Берлингейм.— Сегодня бананы едят все, во всех странах мира. Но вот в Микронезии растет свой собственный сорт бананов — они меньше размером, не такие сладкие, но очень насыщены бета-каротином, которого нет в обычных бананах. Недавно я была в Микронезии и видела, что эти местные бананы никто не собирает, они просто валяются на земле. Зато страна закупает за рубежом "обычные" бананы, которые пусть и не такие полезные, но зато выглядят как на рекламном плакате. В итоге многие жители Микронезии страдают авитаминозом, в частности им не хватает бета-каротина. Итак, с одной стороны, недостающие микроэлементы и ослабленный иммунитет, с другой — изменение структуры потребления и гибель традиционных сельхозкультур. Сегодня к возвращению к традиционной для народов культуре еды призывают все чаще. К примеру, эскимосы, которые в начале 1990-х пристрастились к европейским полуфабрикатам настолько, что они стали составлять более 70 процентов их рациона, сейчас отказываются от вредной пищи. Первыми, кстати, тревогу забили шаманы, столкнувшиеся с ростом инфекционных и аутоиммунных заболеваний. По призыву шаманов многие племена эскимосов стали бойкотировать пищу "каблуну" (так эскимосы называют европейцев, то есть "заросшие люди"). Или китайцы, которые на заре реформ Дэн Сяопина изо всех сил старались приучить себя к "цивилизованной" западной пище, в частности к молоку и куриным яйцам, которые, в силу генетических особенностей, прежде никак не воспринимались китайским желудком. В рекламе высоченные баскетболисты показательно пили молоко — дескать, вот почему мы такие большие! Но потом китайцы вернулись к своей кухне. — Думаю, нам всем не помешает проявлять чуть больше патриотизма на кухне,— говорит Барбара Берлингейм. Журнал «Огонёк»   № 20 (5098) от 28.09.2009 

Владимир Тихомиров, Петр Рахманов

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами