Декоративное изображение
15 200

Поделиться

Свой и чужой в казахском ритейле

Сети приходят и уходят...

В казахстанском food-ритейле сложилась непростая ситуация. Многие местные сети закрылись, проработав всего несколько лет, а иностранные компании пока не спешат в страну. В то же время показатели розничного рынка Казахстана постоянно растут.

В период с 2008 по 2013 год множество местных торговых сетей начинали свою деятельность – казахстанские магазины у дома «АйМар», дискаунтеры «Арзан», сеть супермаркетов «SM-market», супермаркеты «Gross», российский гипермаркет «Вестер-Гипер». Однако, несмотря на большое количество вложенных людских и финансовых ресурсов,эти сети вскоре ушли с рынка.

Отчасти причиной массового закрытия сетей послужил недостаток собственных финансовых ресурсов, высокие арендные ставки и трудности с кредитованием проектов. Отчасти – отсутствие опыта, низкое качество менеджмента и неудачная ассортиментная политика и, как следствие, снижение покупательского спроса и отток покупателей, вернувшихся к покупкам на рынках.

Закрепиться удалось образованной в 2007 году казахстанской сети «Магнум Cash&Carry». Также успешно с 2009 года в Казахстане работает «METRO Cash&Carry», открывшая 8 магазинов. Кроме этих двух сетей, в первую пятерку продуктового ритейла в Казахстане входят компании, открытые в 1997-1999 годах: казахстанско-германская сеть «Интерфуд», ТОО «Рамстор Казахстан» и казахстанская»Скиф Трейд» под брендом «SMALL».

Основная локация – на юге страны

Алматы – единственный город миллионник (1,6 млн.), и свое развитие сети предпочитают начинать отсюда. В Алматинской области, которая является одним из крупнейших промышленных и аграрных центров республики Казахстан, сосредоточено около 30% всего розничного рынка Казахстана. Здесь находится больше всего торговых объектов формата гипермаркет и супермаркет.

В остальных областях представлены единичные гипермаркеты и супермаркеты. В самой крупной по площади Карагандинской области по одному торговому объекту у «Магнума», «Метро», «Рамстора». У региональных сетей количество магазинов также невелико – от 2 до14 точек.

Большая часть населения проживает на юге страны, соответственно, там и размещаются большинство магазинов. В северных и западных регионах сосредоточена нефтяная промышленность, и уровень зарплат у жителей этих районов существенно выше,чем в среднем по стране. Но из-за трудностей с логистикой и малочисленности населения сети не спешат открывать свои магазины.

Что мешает развитию ритейла?

Емкости рынка достаточно для сетевого формата, и внутренние игроки молодого казахстанского ритейла могут быть сильны, что подтверждает стабильный рост компаний «Магнум» и «Скиф Трейд». Почему развитие современных форматов идет так медленно?

Исторически в Казахстане большую роль играли обычные рынки. И по сей день из всех существующих в стране торговых форматов они занимают около 50% товарного рынка. Остальной товарооборот приходится на магазины у дома. И лишь небольшую долю от всех торговых точек составляют современные супермаркеты и гипермаркеты.

Рынки наводнены контрафактными нелегальными товарами (90-99% товаров контрафактные), которые зачастую не имеют сертификатов и в изобилии поступают из соседнего Китая. Рынки не предоставляют потребителям необходимого уровня качества обслуживания. Тем не менее, население не торопится менять свои предпочтения в пользу супермаркетов.

Другая проблема заключается в том, что для государственной поддержки развития современных торговых форматов нужно ввести понятия «супермаркет» и «гипермаркет» в правовое поле. «У нас нет современных торговых форматов на законодательном уровне», – комментирует ситуацию Руслан Султанов, генеральный директор АО Центр развития торговой политики. В правовом пространстве Казахстана есть понятия «торговый магазин», «торговый дом», которые как субъекты хозяйственной деятельности участвуют в государственных программах поддержки, но, по сути, занимаются сдачей недвижимости в аренду.

«Перспективный путь развития для Казахстана – на государственном уровне поддерживать и развивать отечественные сети, – считает Руслан Султанов. – Нам нужно создавать двух-трех собственных крупных игроков, иначе мы так и останемся на формате магазина «у дома». Появление серьезных национальных сетей позволит подтянуться и влиться в систему торговли и малому бизнесу, и производителям. Собственная развитая товаропроводящая сеть даст возможность местным производителям продвигать свою продукцию и в долгосрочной перспективе выйти на экспортные рынки».

В Казахстане в силу географических и ментальных особенностей сложно вести бизнес. Местные сети выбывают не из-за конкуренции, а из-за неумелого ведения бизнеса, отсутствия опыта, неправильного распределения своих финансов. Помимо государственной поддержки местным ритейлерам нужна грамотная концепция и высокая квалификация всей управляющей команды.

Придут ли крупные игроки?

Текущее положение дел таково, что ритейлеры из зарубежных стран не спешат захватывать рынок. Слишком большая площадь, низкая плотность населения, недостаточно развитая транспортная инфраструктура и неготовность законодательной базы снижают инвестиционную привлекательность для иностранных компаний.

Российские сети «Вестер» и «Пятерочка» выходили на рынок через франчайзи, но не получили развития и свернули свою деятельность.Сегодня в республике Казахстан присутствует всего три продуктовых ритейлера с иностранным участием. Это транснациональная компания «METRO Cash&Carry», которая построила первый торговый центр в 2009 году, «Рамстор-Казахстан» и «Интерфуд».

Тем не менее, по мнению Андрея Калмыкова, генерального директора компании «TradeHelp», несмотря на неудачи казахстанских сетей, рынок страны интересен для зарубежных игроков, так как имеет большой потенциал.

Например, по сравнению с другой страной бывшего СНГ, республикой Беларусь, население Казахстана почти в два раза больше (9 млн. человек в Беларуси и 17 млн. в Казахстане), а обороты сетей в Беларуси почти такие же, и даже выше. При этом в Беларуси через сети проходит 78,1% розничного товарооборота, в то время как в Казахстане по разным данным доля сетей составляет от 3 до 20%, и при этом общий товарооборот розничной торговли постоянно растет.

По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), рынок продаж продуктов питания в Казахстане не насыщен. В 2014 г. емкость рынка продуктового ритейла будет равна 24,5 млрд долларов, что по сравнению с 16,9 млрд в 2011 г. составит прирост 45%.

В Казахстан уже приезжали изучать обстановку группа компаний Carrefour и Auchan (Франция), но конкретных шагов они пока не предприняли. Рынок Казахстана, пока еще относительно свободный, ждет тех, кто проявит достаточно профессионализма и сумеет закрепиться на нем. Таким игрокам обеспечено выгодное и стабильно положение.

Антонина Ошрина, специально для Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами