Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Свободное падение. Некоторые продовольственные сети отмечают снижение оборотов
Страшный сон ритейлоров в октябре стал явью — посещаемость, средний чек и обороты многих сетей впервые за последние годы стали падать. И хотя к концу года, когда украинцы начнут готовиться к праздникам, ситуация наверняка улучшится, в 2009 г. многие из ритейлоров всерьез задумаются о новых способах завлечь покупателей в магазины.
Последние годы аналитики говорили о переориентации покупателей с базаров на цивилизованные формы торговли. Даже начавшийся финансовый кризис до последнего времени не волновал продавцов, которые еще в сентябре были уверены, что их обороты не упадут. Однако их прогнозы не сбылись. По словам директора сети супермаркетов «Арсен» Анны Загродской, за последние два месяца количество покупателей в магазинах их сети уменьшилось на 10–15%. Директор департамента продаж «Пакко холдинга» (ТМ «Пакко», «Вопак») Руслан Гринчук сообщил, что в октябре их обороты снизились на 3–4%, а число клиентов сократилось на 10%.
Начальник отдела корпоративных коммуникаций «Метро Кэш энд Керри Украина» Татьяна Бабенко утверждает, что в начале октября продажи в центрах оптовой торговли их сети упали. «Однако во второй половине прошлого месяца все вернулось на круги своя», — говорит она.
Факт падения оборотов в украинских сетях подтверждает и руководитель аналитического отдела консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник. Причиной снижения оборотов и уменьшения среднего чека она называет изменение покупательских предпочтений. «Многие покупатели стали жестче контролировать свои расходы и отказываться от ситуативных покупок», — полагает г-жа Колесник и добавляет, что жители страны стали приобретать гораздо меньше дорогой продукции и переориентировались на более доступные товары, в результате чего средний чек упал на 5%. По словам Анны Загродской, спрос уменьшился на дорогой алкоголь и одежду. «Продажи товаров первой необходимости — сахара, подсолнечного масла и муки, — наоборот, выросли на 8%», — подчеркивает она.
Также неплохо продаются овощи, фрукты и крупы. Заместитель директора компании «О’кей Украина» Войцех Гвардис подтверждает, что их клиенты стали больше внимания обращать на дешевые продукты. «Количество покупателей в нашей сети растет, однако средний чек в октябре упал на 6% по сравнению с сентябрем», — утверждает он.
По мнению Руслана Гринчука, уменьшение количества покупателей в сетях связано с их переориентацией на базары в надежде приобрести более дешевые продукты питания. «Ярче всего эта тенденция проявляется в Восточной Украине. Там на долю рынков приходится порядка 50%, и она продолжает расти», — говорит Мария Колесник. Еще одной причиной падения оборотов, о которой в сетях не принято говорить вслух, стало уменьшение ассортиментного ряда. Как уже писала «ДС», некоторые сети, столкнувшись с нехваткой оборотных средств, существенно увеличили сроки платежей или вовсе отказались платить за поставленный товар до конца года. Поставщики молниеносно отреагировали на данную тенденцию и перестали отгружать товар в сети супермаркетов. «Снижение наших оборотов было связано и с перебоями поставок молочных продуктов и бакалеи, поскольку поставщики выдвигали дополнительные требования по оплате. Сейчас нам удалось решить возникшие проблемы и ситуация начала стабилизироваться», — рассказали «ДС» на условиях анонимности в одной из крупных украинских сетях.
Ритейлоры пытаются победить кризис за счет маркетинговых шагов. По словам Татьяны Бабенко, продажи их центров оптовой торговли выровнялись после того, как компания с середины октября снизила цены. Руслан Гринчук подтверждает рост чувствительности покупателей к ценам. После того как поставщик поднял цены на оливки и оливковое масло на 10%, их продажи упали на 15%. «Чтобы стабилизировать ситуацию, он вынужден был вернуть расценки на былую отметку», — информирует г-н Гринчук.
О кампании по снижению цен на более чем 200 позиций объявило сразу два крупных украинских ритейлора — Fozzy Group, которая анонсировала уменьшение расценок в сети «Сільпо», и «Фуршет». Как стало известно «ДС», цены в последнем упали на 4–10%. В обеих сетях заверяют, что этот шаг позволит поддержать покупателей в непростой для них период кризиса.
Впрочем, как считает управляющий директор компании Reso-lution Александр Ланецкий, информация о снижении расценок может быть всего лишь маркетинговым ходом. «Ассортимент супермаркетов насчитывает до 10 тыс. позиций, запомнить стоимость которых нереально. Поэтому прекрасным шагом, направленным на привлечение покупателей, является удешевление одних товаров и удорожание других, тогда как стоимость потребительской корзины практически не меняется», — рассказывает г-н Ланецкий.
Эксперты сходятся во мнении, что у большинства сетей еще есть время подготовиться к кризису. По словам начальника отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анны Личман, перед новогодними праздниками обороты у всех ритейлоров традиционно возрастают. «Со второй половины января мы прогнозируем уменьшение количества покупателей, что приведет к ужесточению конкуренции», — отмечает г-жа Личман. И тогда развитие ситуации в ритейле станет по-настоящему интересным.
Многие сети уже сейчас задумываются о пересмотре ассортимента в пользу более дешевой продукции. Скорее всего, в следующем году для удержания клиентов ритейлоры вынуждены будут проводить активную маркетинговую политику, а также поддерживать стабильный ассортимент. Поэтому без крепкой дружбы с поставщиками им не обойтись. Деловая столица
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?