Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
8 412

Поделиться

Свободное падение. Некоторые продовольственные сети отмечают снижение оборотов

Страшный сон ритейлоров в октябре стал явью — посещаемость, средний чек и обороты многих сетей впервые за последние годы стали падать. И хотя к концу года, когда украинцы начнут готовиться к праздникам, ситуация наверняка улучшится, в 2009 г. многие из ритейлоров всерьез задумаются о новых способах завлечь покупателей в магазины.

Последние годы аналитики говорили о переориентации покупателей с базаров на цивилизованные формы торговли. Даже начавшийся финансовый кризис до последнего времени не волновал продавцов, которые еще в сентябре были уверены, что их обороты не упадут. Однако их прогнозы не сбылись. По словам директора сети супермаркетов «Арсен» Анны Загродской, за последние два месяца количество покупателей в магазинах их сети уменьшилось на 10–15%. Директор департамента продаж «Пакко холдинга» (ТМ «Пакко», «Вопак») Руслан Гринчук сообщил, что в октябре их обороты снизились на 3–4%, а число клиентов сократилось на 10%.

Начальник отдела корпоративных коммуникаций «Метро Кэш энд Керри Украина» Татьяна Бабенко утверждает, что в начале октября продажи в центрах оптовой торговли их сети упали. «Однако во второй половине прошлого месяца все вернулось на круги своя», — говорит она.

Факт падения оборотов в украинских сетях подтверждает и руководитель аналитического отдела консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник. Причиной снижения оборотов и уменьшения среднего чека она называет изменение покупательских предпочтений. «Многие покупатели стали жестче контролировать свои расходы и отказываться от ситуативных покупок», — полагает г-жа Колесник и добавляет, что жители страны стали приобретать гораздо меньше дорогой продукции и переориентировались на более доступные товары, в результате чего средний чек упал на 5%. По словам Анны Загродской, спрос уменьшился на дорогой алкоголь и одежду. «Продажи товаров первой необходимости — сахара, подсолнечного масла и муки, — наоборот, выросли на 8%», — подчеркивает она.

Также неплохо продаются овощи, фрукты и крупы. Заместитель директора компании «О’кей Украина» Войцех Гвардис подтверждает, что их клиенты стали больше внимания обращать на дешевые продукты. «Количество покупателей в нашей сети растет, однако средний чек в октябре упал на 6% по сравнению с сентябрем», — утверждает он.

По мнению Руслана Гринчука, уменьшение количества покупателей в сетях связано с их переориентацией на базары в надежде приобрести более дешевые продукты питания. «Ярче всего эта тенденция проявляется в Восточной Украине. Там на долю рынков приходится порядка 50%, и она продолжает расти», — говорит Мария Колесник. Еще одной причиной падения оборотов, о которой в сетях не принято говорить вслух, стало уменьшение ассортиментного ряда. Как уже писала «ДС», некоторые сети, столкнувшись с нехваткой оборотных средств, существенно увеличили сроки платежей или вовсе отказались платить за поставленный товар до конца года. Поставщики молниеносно отреагировали на данную тенденцию и перестали отгружать товар в сети супермаркетов. «Снижение наших оборотов было связано и с перебоями поставок молочных продуктов и бакалеи, поскольку поставщики выдвигали дополнительные требования по оплате. Сейчас нам удалось решить возникшие проблемы и ситуация начала стабилизироваться», — рассказали «ДС» на условиях анонимности в одной из крупных украинских сетях.

Ритейлоры пытаются победить кризис за счет маркетинговых шагов. По словам Татьяны Бабенко, продажи их центров оптовой торговли выровнялись после того, как компания с середины октября снизила цены. Руслан Гринчук подтверждает рост чувствительности покупателей к ценам. После того как поставщик поднял цены на оливки и оливковое масло на 10%, их продажи упали на 15%. «Чтобы стабилизировать ситуацию, он вынужден был вернуть расценки на былую отметку», — информирует г-н Гринчук.

О кампании по снижению цен на более чем 200 позиций объявило сразу два крупных украинских ритейлора — Fozzy Group, которая анонсировала уменьшение расценок в сети «Сільпо», и «Фуршет». Как стало известно «ДС», цены в последнем упали на 4–10%. В обеих сетях заверяют, что этот шаг позволит поддержать покупателей в непростой для них период кризиса.

Впрочем, как считает управляющий директор компании Reso-lution Александр Ланецкий, информация о снижении расценок может быть всего лишь маркетинговым ходом. «Ассортимент супермаркетов насчитывает до 10 тыс. позиций, запомнить стоимость которых нереально. Поэтому прекрасным шагом, направленным на привлечение покупателей, является удешевление одних товаров и удорожание других, тогда как стоимость потребительской корзины практически не меняется», — рассказывает г-н Ланецкий.

Эксперты сходятся во мнении, что у большинства сетей еще есть время подготовиться к кризису. По словам начальника отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анны Личман, перед новогодними праздниками обороты у всех ритейлоров традиционно возрастают. «Со второй половины января мы прогнозируем уменьшение количества покупателей, что приведет к ужесточению конкуренции», — отмечает г-жа Личман. И тогда развитие ситуации в ритейле станет по-настоящему интересным.

Многие сети уже сейчас задумываются о пересмотре ассортимента в пользу более дешевой продукции. Скорее всего, в следующем году для удержания клиентов ритейлоры вынуждены будут проводить активную маркетинговую политику, а также поддерживать стабильный ассортимент. Поэтому без крепкой дружбы с поставщиками им не обойтись.    Деловая столица

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами