Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Свободная полка: ритейлеры рассказали, какие товары нужны рынку
Российский ритейл продолжает предлагать новые товары – согласно исследованию компании «Нильсен», в 2024 году на отечественном FMCG-рынке появилось почти 12 тыс. новых брендов. Покупатели не боятся экспериментировать – следовательно, у российских производителей все еще есть шансы занять свою нишу. Какие товары сейчас нужны торговым сетям в первую очередь и что делать поставщику, чтобы попасть на полку максимально быстро? Об этом на специальной сессии Retail.ru «Инструменты взаимодействия, или Почему бюрократия неизбежна?», прошедшей в рамках международной выставки «Продэкспо-2025», рассказали представители ритейлеров «О’Кей», Metro, «Командор» и «Яндекс Лавка».
Источник: «Командор»
«Продуктовый патриотизм», готовая еда и СТМ
На российском рынке продолжается битва за покупателя – вектор развития и наполнения полки во времена турбулентности задает потребительский спрос. По данным исследования Национального рекламного альянса, еще год назад при наличии выбора 70% покупателей приобретали товары отечественного производства – данный тренд продолжается и в текущем году. Импортные аналоги сейчас доставляются долго и стоят дорого. Поэтому сети активно ищут новых партнеров среди российских производителей.
«Мы видим тренд на «патриотизм» и со своей стороны последние два года активно его поддерживаем, – прокомментировал Даниэль Криночкин, руководитель дивизиона товаров длительного срока хранения Metro. – Доля российских производителей в портфеле Metro выросла на 8%. В общей сложности к ассортиментной матрице добавилось 11 тыс. SKU».
При этом отдельное внимание уделяется локальным поставщикам: сотрудничество с ними постепенно проникает в стратегию даже крупных федеральных компаний.
«В следующем году мы планируем провести торгово-закупочные сессии с локальными производителями во всех городах присутствия нашей компании, – отметил Николай Михайличенко, директор по категориям «ультрафреш» и «собственное производство» сети гипермаркетов «О’Кей». – Это позволит небольшим производителям и поставщикам продемонстрировать свой продукт и попасть на полку нашей сети. Вообще, мы рады новым партнерам абсолютно во всех категориях, поскольку их сейчас на рынке дефицит. Но с особым трепетом встретим производителей готовой еды. В декабре мы зафиксировали прирост в продажах продукции данной категории более 22%. Так что это для нас фокусная история».
Явным трендом рынка также остаются товары под собственной торговой маркой. По данным АКОРТ, доля СТМ в обороте крупных сетей за последний год выросла более чем на 1%. Развитие частной марки отчасти снижает зависимость ритейлера от поставщиков. Но, с другой стороны, у всех, кто готов дать сетям продукт, подходящий под их требования, есть шансы стать партнером.
«Сейчас доля СТМ в товарообороте наших дискаунтеров «Хороший» составляет свыше 12%, – рассказала Елена Нефедовская, директор форматов «суперстор» и «дискаунтер» ГК «Командор». – И мы планируем через 2–3 года удвоить данные показатели. Так что в этом направлении точно есть ниша для развития».
Конечно, частная марка позволяет ритейлерам сократить издержки и выставить более комфортный для покупателей ценник, однако сейчас потребители уже не рассматривают СТМ только как способ сэкономить.
Источник: «Яндекс Лавка»
«Паттерн поведения потребителей меняется: они перекладывают на частную марку сформировавшийся образ бренда ритейлера, – прокомментировала Варвара Сахарова, руководитель проектов СТМ «Яндекс Лавки». – По результатам опросов мы видим, что люди доверяют качеству, которое предоставляет ритейлер, доверяют результатам проверок, которые он проводит. Сейчас товары СТМ в «Яндекс Лавке» занимают 19% в денежном обороте. У нас в портфеле свыше 800 SKU, с нами работают более 300 поставщиков, и мы за это время создали три бренда в категории food».
Необходимость соответствовать уровню накладывает на производителей дополнительную ответственность, однако такой вариант сотрудничества дает гарантированный объем продаж, расширяет рынок сбыта и избавляет от издержек на маркетинг.
Уникальный или базовый продукт: что предлагать сетям?
В условиях жесткой конкуренции ритейлерам приходится постоянно думать над тем, чем привлечь внимание потребителя, поэтому интересные или уникальные товары актуальны как никогда – и в СТМ, и в брендах.
«При выборе товаров для запуска мы смотрим на собственные продажи, а также на рынок, коллег по цеху, зарубежный ритейл, и мы всегда открыты к предложениям от поставщиков, – отметила Варвара Сахарова («Яндекс Лавка»). – Нашу фантазию невозможно остановить, поэтому у нас появляются такие вещи, как, например, мороженое для собак. Кроме того, мы сейчас активно делаем коллаборации. Например, совместно с «Кинопоиском» продвигали мультфильм «Зверский детектив». Мы с нашим поставщиком создали мороженое из этого мультфильма. А под Новый год мы коллаборировали с телеканалом «Пятница» и запустили носки с новогодними ингредиентами – колбасой, зеленым горошком и красной икрой».
Важно, что новинкой может стать не только тот продукт, который считается таковым для всего рынка. Россия – большая страна, так что всегда можно найти регион, для которого определенный товар окажется новым.
«В прошлом году на выставке «Продэкспо» мы искали «молодежное» мороженое, – поделилась Елена Нефедовская («Командор»). – Обычно крупные производители предлагают лишь традиционные варианты, интересное мороженое есть только у нишевых игроков. И мы нашли три компании. А затем летом у нас в Сибири случилась жара. И получилось так, что производство крупных игроков «встало», потому что они не могли отгружать требуемые объемы. И эти три новых игрока «закрыли» всю нашу потребность. Плюс они поставляли современное мороженое, и дети в регионах присутствия сети были очень рады разнообразной форме этого продукта».
Однако это не значит, что приходить к ритейлерам нужно только с предложением новинок. Попасть на полку можно и с базовым продуктом: сети активно развиваются, выходят в новые города и ищут дополнительных поставщиков, чтобы закрыть потребности. Кроме того, многим требуются аналоги товаров других брендов, чтобы обезопасить себя от возможного дефицита и дать покупателю более широкий выбор.
«Сегодня товары длительного срока хранения значительно подорожали, – рассказал Даниэль Криночкин (Metro). – При этом сервис-левел наших крупных поставщиков с производством в России снижается. Так что сейчас как раз то самое время, когда нужно оперативно отвечать реалиям рынка и предоставлять аналоги или другие бренды. Наша сеть работает с B2B-клиентами. И если условный поставщик крекеров не довозит мне товар, я как закупщик должен предложить трейдеру альтернативу в другом бренде, возможно, с другой ценой».
Источник: «О’Кей»
Так что ритейлеры готовы рассматривать предложения абсолютно во всех категориях: так, например, представитель «Командора» отметила, что прошлым летом в регионах присутствия сети наблюдался дефицит соли. Пока игроки российского рынка не готовы относить какие-либо товарные ниши к перенасыщенным предложениями.
Бюрократия на старте облегчает жизнь в дальнейшем
Помимо того, что предлагать, поставщики нередко задаются вопросом – как предлагать? Сейчас практически у каждого ритейлера есть отдельный канал или раздел на сайте для общения с производителями. И даже если будущие партнеры встретились на профильной выставке, образцы товара понравились и все готовы к плодотворному сотрудничеству, без бюрократии все равно не обойтись. Поставщик должен быть готов заполнить анкету, предоставить необходимые документы и сертификаты, пройти аудит.
«Наша система некоторое время назад была не настолько формальной, у нас не было отдельных каналов подачи информации, – поделилась Варвара Сахарова («Яндекс Лавка»). – И плохо было всем: производители не понимали, куда стучаться, а мы имели лавину предложений, по которым было непонятно, на что обращать внимание. Так что стандарты и некая «бюрократия» помогают нам ускорять время запуска. И это экономит время самих производителей, поскольку снимает часть головной боли на тему того, какую информацию и в какой последовательности нужно предоставить».
Ритейлеры отдельно подчеркивают: все пункты подобной документации тщательно выверены, и игнорировать их не стоит.
«На нашем официальном сайте есть раздел, где любой производитель может заполнить специальную анкету, которая будет переправлена ответственному менеджеру, – прокомментировал Николай Михайличенко («О’Кей»). – Цепочка принятия решений довольно короткая, мы стараемся сократить все лишние процессы. Максимальный срок рассмотрения – 30 дней с момента заполнения. Отмечу, что порой нам жалуются, что анкету невозможно отправить. Но чаще всего это происходит потому, что партнеры пропускают некоторые пункты, считая их неважными. И система блокирует сообщение».
Многих также может пугать необходимость соответствовать современным стандартам. Например, наладить электронный документооборот или предложить классное упаковочное решение. Но сети готовы помогать тем, в ком заинтересованы.
«Бюрократия на старте всегда облегчает дальнейшую жизнь всем участникам этого процесса, – подчеркнула Елена Нефедовская («Командор»). – Самое печальное, если покупатель на кассе не сможет купить продукт, потому что что-то пошло не так на старте. Мы помогаем нашим будущим поставщикам сориентироваться в том, что им нужно сделать. Сертифицироваться, разобраться с «Честным знаком» и так далее».
Так что пока места для новых товаров и брендов на российской полке достаточно, и шанс быть замеченным остается у каждого поставщика.
Источник: Metro
Retail.ru

О рынке оптического ритейла, стратегии и развитии сети, онлайн-продажах очков и многом другом.