Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Свиной грипп наступает. Что делать ритейлерам?
Больны ли вы сами или вас уже подташнивает только от упоминаний о нем, но свиной грипп действительно может оказать серьезное влияние на розничные продажи.
Вирус гриппа H1N1 представляет собой крошечную молекулу всего около 100 нанометров в диаметре. Но экономические эксперты предупреждают, что у этого микроскопического вируса достаточно потенциала, чтобы сбить 5 процентов с британского ВВП, а в мировом масштабе эта пандемия может серьезно препятствовать глобальному восстановлению экономики.
Кажется, что в случае со свиным гриппом СМИ не делают из мухи слона. Общее количество лабораторно подтвержденных случаев заболевания свиным гриппом в мире составляет 221 829 человек, в том числе 1 906 случаев с летальным исходом. 8 ноября глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова сообщила, что число подтвержденных случаев гриппа А/H1N1 в России превысило 4,5 тысячи. По официальным данным на начало ноября 2009 года, в России от этого заболевания умерли 19 человек. Даже если динамика распространения инфекции останется прежней до конца лета, то зимой, как ожидают исследователи, свиной грипп начнет распространятся с астрономической скоростью. Исполнительный директор сети NEXT Саймон Уолфсон пока единственный из крупных ритейлеров, кто беспокоится, что свиной грипп может оказать серьезное влияние на торговлю. Показатели продаж Next в прошлом месяце заставили руководство сети волноваться о том, что, если инфекция захватит еще большое количество покупателей, то “появится риск получить еще меньшие показатели продаж, чем ожидали” во второй половине этого года.
К сожалению, степень риска заразиться свиным гриппом в местах торговли так же высока, как при путешествии или в очереди к врачу. Работники торговли находятся «на вершине» группы риска, т.к. имеют постоянный контакт с большими потоками людей. В этом смысле еще более уязвимы сотрудники магазинов стрит-ритейла и популярных торговых центров – т.е. наиболее успешных торговых точек.
Из-за распространения свиного гриппа, официально обозначенного Организацией Объединенных Наций как «неостанавливаемый», розничные продавцы должны неизбежно готовиться к некоторому отрицательному эффекту на продажи. Исполнительный директор NEXT Саймон Уолфсон уже высказал свою тревогу, что из-за свиного гриппа продажи могут упасть вдвое: «Если большое количество покупателей будут «выведены из строя» болезнью, это может реально сказаться на продажа». Г-н Уолфсон поясняет, что трудности для розничных продавцов не только в поведении «больных» покупателей магазина, но также и в поведении здоровых. Мировые СМИ сообщают, что только очень малая часть тех, кто был болен этим видом гриппа умерли - число летальных исходов от «свиного гриппа» (0,1-0,35%) практически не превышает этот же показатель при простом гриппе (0,01-0,2%). Однако это не помогает подавить уже широко распространенную общественную истерию, и многие стараются избегать людных мест, в том числе и магазинов.
Более высокий риск заражения инфекцией для штата магазина также означает, что вероятность отказа сотрудников выходить на работу в торговой сфере может быть выше, чем в других отраслях.
Как же ритейлеры могут влиять на невыходы на работу персонала из-за страха заражения свиным гриппом? Этот вопрос является существенным для владельцев сетей, потому что несет большую угрозу непрерывности бизнеса. Руководителям сетей необходимо определить “участки повышенного риска” в своем бизнесе – это сотрудники или отделы выполняющие такую работу, которую не смогут сделать другие люди в компании. Если этот человек или целая команда не будут работать в течение длительного периода, последствия для всего бизнеса могут быть значительны. Чтобы этого избежать, необходимо построить «гибкую» систему взаимозаменяемости. Сотрудники «участков повышенного риска» должны провести тренинг для сотрудников других отделов и подготовить их к выполнению своей работы в случае их долгого отсутствия по болезни.
«Если пандемия ухудшится значительно – говорит Стив Грей, коммерческий директор сети аптек Lloydspharmacy – мы планируем увеличить штат аптеки, чтобы иметь возможность заменять заболевших людей». Поскольку три четверти штата сети аптек Lloydspharmacy работают неполный рабочий день, то им также было предложено увеличить свои часы работы, что, соответственно, увеличило и их зарплату – чему все сотрудники очень рады. «Это к слову о «гибкости» - говорит Стив.
Ритейлер Boots (сеть товаров для здоровья и красоты, Великобритания) занимаeт подобную позицию. Глава Boots Пол Беннетт говорит: “Учитывая характер распространения пандемии мы должны быть гибкими, но сосредоточенными на наших планах”. Если пандемия продолжит распространяться, эта розничная сеть планирует переброску персонала на наиболее важные участки, например, переместить фармацевтов из отделов поддержки в торговые залы и на кассы – на первую линию фронта.
Ритейлеры вполне могут и сами защитить своих работников от свиного гриппа. В первую очередь, обеспечить безопасные производственные условия – проветриваемые помещения, постоянное наличие мыла и подобных средств гигиены. До персонала должна быть доведена особая политика компании относительно свиного гриппа – люди с признаками простуды гарантированно быстро должны быть отпущены домой. Уборка всех торговых помещений в период пандемии должна проводиться с особыми средствами, препятствующими распространению вируса. Все сотрудники компании должны иметь у себя подробную инструкцию своих действий - на случай если они сами или их коллега почувствуют себя плохо.
В России ритейлеры уже начали вакцианию сотрудников торгового зала от этого вида гриппа. Это делают в магазинах сетей "Вестер" и Х5 Retail Group. Кроме того, многие ритейлеры уже выдали продавцам и кассирам марлевые повязки. В регионах работники некоторых магазинов даже вспомнили народные рецепты - раставляют в торговом зале блюдечки с дольками чеснока и лука.
Руководству сети стит иметь в виду, что некоторые сотрудники магазинов могут сознательно использовать пандемию для отказа выхода на работу. Стоит понять и пойти навстречу сотрудникам, если существует действительный риск и разумные основания - в коллективе уже есть случаи заболевания свиным гриппом. Однако, каждый случай отказа работать стоит оценивать индивидуально, чтобы избежать панического бегства персонала с рабочих мест и не нажить себе такие «осложнения» от свиного гриппа, как снижение качества обслуживания, объема продаж и прибыли. В конечном счете, если в торговом зале сделано все возможное чтобы минимизировать риск заражения свиным гриппом, но сотрудник настаивает на невыходе на работу из-за «страха заболеть», то работодатель может применить и дисциплинарные меры.
Как известно, на сегодня еще не существует проверенной действенной вакцины от гриппа H1N1. Так что массовое прививание всего персонала от гриппа не будет гарантированно эффективным и обойдется ритейлеру в значительную сумму. Многие ритейлеры на Западе выдают всем работникам торгового зала медицинские маски для лица, чтобы защитить их от потенциальной инфекции. Таким же образом начали поступать и некоторые российские сети, о чем упоминалось выше. Однако, существует очень мало медицинских доказательств того, что такие маски действительно защищают владельца. Эффективны лишь определенные виды масок и только если носить их строго в соответствии с инструкцией. Кроме того, они действительно защищают владельца только если регулярно их менять – если маска намокает из-за дыхания, она начинает пропускать молекулы вируса.
Кроме того, такие маски сами по себе способны нанести ущерб вашей торговле. Их ношение сотрудниками торгового зала, скорее всего, произведет негативное, устрашающее воздействие на покупателей и принесет магазину плохой PR посредством «сарафанного радио». Учитывая все эти факторы, руководители сетей вполне могут потребовать от персонала не носить маски вовсе.
А вот кто из ритейлеров получит выгоду от пандемии свиного гриппа, так это розничные продавцы онлайн. Если ситуация с эпидемией этого гриппа сильно ухудшится в нашей стране, покупатели станут бояться посещать общественные и людные места. Однако, нуждаться в продуктах питания, лекарствах и товарах для повседневной жизни люди будут всегда. Так что они просто сменят каналы, т.е. будут заказывать продукты и прочие товары по интернету. И поскольку свиной грипп продолжает распространяться, бизнес интернет-магазинов будет только расти.
Кадочникова Елена, редактор www.retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?