Качественное освещение – одна из важнейших составляющих торгового пространства, и ритейлеры все чаще прибегают к его помощи, чтобы создать нужную атмосферу и продвигать товар. При этом сейчас российский рынок светового оборудования сталкивается с трудностями: многие топовые зарубежные поставщики ушли, а приобретать их продукцию по параллельному импорту слишком накладно. Можно ли найти оптимальный вариант среди оставшихся марок, во что может вылиться экономия на подборе и настройке света и каких решений ритейлеры сейчас ждут от отечественных поставщиков оборудования? Эти вопросы эксперты обсудили в онлайн-эфире в рамках спецпроекта Retail.ru «Диалоги о ритейле». В этой статье – их основные тезисы.
Фото: Argo retail
Влияние света на рост продаж
Поведение потребителей на рынке меняется, и не замечать это невозможно. Часть покупок из розницы перетекает на маркетплейсы, люди стремятся к экономии и разнообразию. Аудитория физических точек «размывается»: по данным NielsenIQ, покупатель в фуд-ритейле в среднем посещает уже шесть магазинов. Чтобы удержать клиента, мало лишь приятной ценовой политики – пространство магазина тоже должно быть притягательным и комфортным. Свет – один из вариантов, который может помочь в этом. И если еще недавно световые решения интересовали в основном сферу fashion, то теперь такая практика распространилась и на остальные категории рынка.
Источник: Argo retail
Общедоступной информации на эту тему уже достаточно. Многим фуд-ритейлерам известно, что витрину со свежим мясом лучше подсвечивать лампами с преобладающим красным спектром. Синий спектр – добавит свежести выкладке рыбы на льду, а желтый – сделает сыр и выпечку более аппетитными. Кроме того, освещение может влиять и на поведение потребителей.
Фото: Argo retail
«Опытные светотехники знают, что яркий свет стимулирует людей есть больше и быстрее, а в спокойной камерной обстановке ресторана клиенты заказывают больше алкоголя, что увеличивает средний чек, – говорит Антон Буткевич, руководитель светотехнического направления Argo retail. – В магазинах премиального сегмента при совершении дорогой покупки человеку нужно больше времени, чтобы принять решение, а значит, и свет там должен этому способствовать. А вообще, качественный свет может дать до 20% к товарообороту. Мы проводили такой эксперимент: у одного из партнеров на месяц отключили правильно настроенное освещение в витринах отдела мясной продукции. И продажи товара действительно упали на 20%».
Сегодня ритейлеры уже достаточно серьезно подходят к вопросу освещения торгового пространства. Мы попросили представителей сетей фуд- и нонфуд-сегмента поделиться опытом и ожиданиями.
Световые решения в современном ритейле
Фото: «Спар Челябинск»
Юлия Худякова, директор по капитальному строительству и эксплуатации «Спар Челябинск»:
«В нашей сети сейчас насчитывается 75 точек – это гипермаркеты, супермаркеты и магазины в формате у дома. Освещение – это первое впечатление для покупателя. Мы стараемся встречать клиентов архитектурной подсветкой и яркой вывеской. Если есть техническая возможность, то реализуем на объекте стеклянные фасады, чтобы витрина говорила сама за себя.
Но мы находимся за Уралом, это рабочий регион со своими покупательскими привычками. Поэтому мы стараемся не «борщить» с количеством подсветки в торговом зале или акцентным освещением. Делаем максимально светлые магазины с упором на фокусные группы товаров. У нас все еще есть точки со «старыми» системами освещения, например, встроенными квадратными светильниками. В формате у дома это выглядит достаточно прилично, мы просто в таких случаях стараемся добавлять какие-то дизайнерские фишки, например, красим потолок.
Если говорить о затратах, то стоимость освещения торгового зала для формата гипермаркет сейчас составляет порядка 5% от всего бюджета на строительство магазина. Возможно, где-то этот показатель будет доходить до 10%. Плюс затраты на освещение фасада и парковки.
Вообще мы – та компания, которая всегда серьезно вкладывалась в освещение. Сейчас ситуация вынудила нас отказаться от европейского рынка оборудования и посмотреть в сторону отечественного производителя, а также производителей из ближайших дружественных стран. И я могу сказать, что у них уже есть линейки, которые по качеству ничем не уступают топовым вариантам.
Нам хотелось бы своевременно получать от специалистов рынка новую информацию о том, что происходит в сфере освещения, какие появляются новинки. Также нам нужны максимально мобильные системы. Счастье, если ритейлер может провести реконструкцию магазина за одну ночь. И если раньше нас пугала вероятная перестановка оборудования, то сейчас мы понимаем, что живем во время перемен. И нужно уметь адаптироваться под них. Также очень важно качество оборудования. Оно должно как минимум без нареканий отработать заявленный гарантийный срок, пять – семь лет. Важный аспект – цена. И, конечно, энергоэффективность».
Источник: Argo retail
Сергей Дорошенко, директор по развитию и эксплуатации «Спар Калининград»:
Фото: «Спар Калининград»
«Сейчас в нашу сеть входит 106 магазинов. Это три формата «Спар», также у нас есть дискаунтеры «Победа» и магазины «Семья». Каждый из этих форматов имеет определенный подход к освещению. В линейке «Спар» мы используем достаточно продвинутые современные решения. Кроме того, у нас есть, например, отдельный магазин «Спар Гурмэ». Это точка премиального уровня, и затраты на освещение там значительно выше. В магазинах сетей социального сегмента оборудование более бюджетно.
В числе ключевых задач сети в этом году – улучшение качества существующих объектов. Мы модернизируем наши магазины, в том числе делаем большой акцент на качественное переоснащение светотехническим оборудованием. Также для нас важна энергоэффективность. Если брать общую долю затрат от выручки компании на коммунальные расходы, где львиную долю составляют затраты на пользование энергоресурсами, то в целом во многих компаниях, включая нашу, это может превышать 2%. В денежном выражении такие расходы на электроэнергию – серьезный показатель.
Что касается настройки освещения, то высокопрофильных специалистов в рамках штатной единицы в компании держать необязательно. Это дорого. Должен быть один человек, который понимает специфику, разрабатывает некую таблицу классификации, задающую стандарты по каждому объекту. Обычно это специалист по закупкам или директор по развитию. Конечно, к крупным проектам можно привлекать компании, которые осознанно вкладывают деньги в своих специалистов. Мы всегда прислушиваемся к мнению проектных организаций и поставщиков оборудования, а также ждем от них новые и передовые решения.
Сейчас для нас актуален вопрос импортозамещения. Раньше мы работали с мировыми топовыми брендами, теперь они отчасти недоступны. Конечно, есть параллельный импорт, и мы стараемся замещать оборудование без потери качества. Но очень надеемся в этом вопросе на отечественных партнеров – держателей технологий. Принципиально настаиваем на том, чтобы наши производители развивались. И я, как представитель крупной сети, понимающий толк в качественном освещении, готов давать им возможность совместно отрабатывать все нюансы, и развивать отрасль».
Дмитрий Ревин, директор по строительству и эксплуатации Inventive Retail Group:
Фото: Inventive Retail Group
«Интересно наблюдать, как фуд-ритейл сейчас подхватывает практики, которые были на пике развития категории fashion в конце нулевых. Но нам сейчас также приходится возвращаться к вопросам настройки правильного освещения.
Так, один из наших брендов, UNOde50, имеет испанские корни. Испания – солнечная страна. И если применять сугубо акцентную модель освещения, на которой настаивал вендор, то внутри торговой точки товар будет смотреться привлекательно. Но снаружи в наших широтах такие магазины будут выглядеть темными, тогда как покупатели интуитивно все-таки тянутся к яркому пятну. Так что мы в данном случае пошли по пути разработки собственной системы, применив в дополнение к акцентному заливающее освещение.
Также мы обновили освещение в примерочных кабинках сети Street Beat. Раньше там был только верхний свет.
Сейчас мы применяем два типа освещения: фронтальное со стороны зеркала и заливающий верхний свет. Причем второй включается только при входе человека в примерочную кабинку. Получается, что мы убиваем двух зайцев. Нет лишних затрат: свет не горит, когда он не нужен. И срабатывает некий вау-эффект, когда клиент входит в кабинку.
Кстати, мы реализовали эту технологию при помощи датчика, который определяет присутствие человека в инфракрасном поле. В отличие от датчика движения, теперь не нужно совершать никаких действий, чтобы свет в примерочной не погас.
У нас есть ряд брендов, где маркетолог знает, как правильно настроить освещение. В случае, например, с магазинами электроники степень свободы в плане настройки света минимальна. Обычно мы используем в таких точках светодиодные светильники или врезные устройства. Так что важно грамотно спроектировать такой магазин. Этот процесс в компании уже отработан.
В регионах, где трудно контролировать подготовку объекта, мы начали уходить от сложных вариантов светильников с разными углами раскрываемости освещения. Обычно в таких локациях монтаж осуществляют подрядчики-строители, поэтому мы стараемся обеспечить проект стандартным и хорошо знакомым нам вариантом. Конечно, когда мы запускаем новый бренд или меняем концепцию существующего, мы прибегаем к помощи профильных специалистов, которые помогают нам подобрать и настроить оборудование».
Ошибки игры со светом: чек-лист для ритейлера
-
Избыточное или неравномерное освещение на стеллаже. Неверно настроенный свет может затенить часть товара, а слишком яркая заливка светом может создать эффект «единой массы».
-
Недостаток освещенности. Есть определенные стандарты освещенности «золотой полки», установленные многолетней практикой. Можно добиться равномерного освещения в магазине, но при этом показатели освещенности лучшего места для выкладки товаров, за который традиционно борются поставщики, будут низкими.
-
Неправильно подобранная оптика светильников: применение узкого луча света там, где необходима большая степень его раскрытия. Это может привести к появлению темных участков на освещаемой поверхности.
-
Неправильно подобранная световая температура. Нужно осознавать, что верный спектр цвета может подчеркнуть товарный вид продуктов, а неверный – перечеркнуть работу целой команды маркетологов.
-
Заказ оборудования и выбор мест для его установки «вслепую», без четкого плана и расчетов. Вероятнее всего, в таком случае будут допущены все ошибки, указанные выше.
Эксперты считают, что правильный свет в современном ритейле должен начинаться за пределами торгового зала: обращать внимание нужно и на фасадное освещение, и на подсветку вывески. Другими словами – стремиться делать свет полноценным элементом брендинга.
Более того, специалисты прогнозируют, что над световыми решениями в скором времени придется задуматься даже маркетплейсам. По их мнению, правильный свет в примерочных кабинках пунктов выдачи заказов может помочь снизить возвраты товара.
Посмотрите видеозапись онлайн-эфира «Свет: какие решения ищет ритейл сегодня»
Людмила Клыженко, Retail.ru