Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 722
Поделиться
Суммы с ручками
Противопакетная оборона
В конце октября руководитель столичного департамента потребрынка Владимир Малышков выступил на заседании столичного правительства с сенсационным по форме заявлением: "Мы должны принять закон на федеральном уровне по ограничению использования пластиковой тары, и будем инициировать принятие этого закона со своей стороны".
Хотя новость о том, что столичные власти начнут бороться с полиэтиленовыми пакетами, активно подхватили СМИ, у самих производителей тары она не вызвала особых эмоций. "Столичные власти заинтересованы в развитии экологичных видов упаковки, но соответствующие законы должна принимать Госдума,— объясняет руководитель петербургской компании "Евробалт" Александр Минин.— Необходимо вводить новый технический регламент, менять налоговое законодательство. Если в США в некоторых штатах полиэтиленовая упаковка просто запрещена, то у нас так сделать в отдельно взятом регионе нельзя". Александр Минин в качестве эксперта принимал участие в разработке проекта по ограничению использования пластиковой тары, которую ведет московский департамент природопользования. Сейчас проект находится в департаменте потребительского рынка; он может быть принят, но, по мнению Минина, останется лишь декларацией, не будучи обеспечен законодательно.
Впрочем, и сами представители городской власти свои возможности не переоценивают. Представитель департамента природопользования Москвы на условиях анонимности согласился объяснить политику городских властей в отношении производителей пластиковой тары: "Мы обеспокоены тем, что полигонов для мусора не хватает. Треть отходов составляют полимеры: москвичи используют 4 млрд пакетов в год, по 300 штук на человека (в Великобритании на человека приходится 216 пакетов в год; ежегодно на земле производится 4 трлн пакетов.— "Деньги"). Мы написали мэру письмо о необходимости уменьшения использования пакетов и одноразовой посуды. Мэр дал задание руководителю департамента потребрынка разработать соответствующий проект. Он был включен в целевую программу развития потребительского рынка на 2010-2012 годы. 27 октября программа была рассмотрена. Было принято решение, во-первых, поручить департаменту науки и промышленной политики провести исследование новых оксобиоразлагаемых полимеров, во-вторых, начать активно продвигать среди сетевых магазинов идею перехода на бумажные и полотняные пакеты. Бизнес может участвовать в этом на добровольных началах". Первые шаги, по мнению представителя департамента, уже сделаны: пакеты во многих сетях стали платными, в этом есть, возможно, и заслуга чиновников, которые на совещаниях с сетевыми компаниями предлагали такую меру. "Результат: потребление пакетов в таких магазинах уменьшилось в пять раз, теперь люди их не берут про запас",— объяснили "Деньгам" в департаменте.
В июне этого года от бесплатных пакетов отказались в "Седьмом континенте". "Одной из причин перехода на платные пакеты стало и наше осознание непомерности их потребления,— рассказывает пресс-секретарь сети Влада Баранова.— Это был непростой шаг. Мнения покупателей разделились, и где-то мы столкнулись с осуждением и критикой. Высказывались даже мнения, что мы так пытаемся заработать, хотя цена пакета в нашем магазине равна его себестоимости плюс налоги". По словам Влады Барановой, после введения платных пакетов их потребление в московских магазинах сети сократилось более чем в 2,5 раза.
Платные пакеты в отечественных супермаркетах стали одним из символов кризиса: помимо "Седьмого континента" их стали продавать в "Перекрестке" (в принадлежащей той же X5 Retail Group "Пятерочке" они всегда были платными — 1,5 и 3 руб. в зависимости от размера), в супермаркетах "Патэрсон", Spar, "Остров". Однако в западных странах такой шаг был предпринят не как антикризисная мера: британская сеть супермаркетов Marks and Spencer прекратила бесплатно выдавать пластиковые пакеты еще в начале 2008 года под предлогом заботы об окружающей среде. В результате использование пакетов, по сообщению пресс-службы сети, сократилось на 70%.
"Наличие оплаты за полиэтиленовые пакеты в супермаркетах является довольно ожидаемой чертой дискаунтеров, которые привлекают своих покупателей именно политикой экономии на всем. Для такой категории магазинов влияние платности пакетов на лояльность можно оценить как минимальное (здесь значимым фактором будет размер оплаты за пакеты),— убеждена Наталья Даудрих, руководитель департамента исследований и аналитики компании "ИМА-консалтинг".— В то же время для сетевых ритейлеров, претендующих на позицию магазина среднего сегмента, не говоря уже о премиум-формате, платные пакеты — неожиданный и неоправданный нонсенс". Впрочем, эксперт отмечает, что, хотя у покупателей от этого и ухудшится настроение, решение "в этот магазин больше ни ногой" они вряд ли примут.
"Мы прислушиваемся к рекомендациям по внедрению биоразлагаемой упаковки",— замечает Влада Баранова из "Седьмого континента". Некоторые уже ее внедрили.
По данным "М.видео", после отказа компании от бесплатных пакетов и перехода на платные оксобиоразлагаемые их потребление сократилось в среднем в 11 раз. "В период бесплатной выдачи в среднем на каждый гипермаркет "М.видео" ежемесячно приходилось 14 тыс. пакетов. В течение последних трех месяцев каждый магазин реализовал в среднем 1200 пакетов,— сообщили в пресс-службе сети.— Этот опыт свидетельствует о том, что принцип платности стимулирует наших покупателей более рационально подходить к расходованию пакетов. Раньше каждый покупатель выходил из "М.видео" с двумя-тремя пакетами, сейчас многие предпочитают обходиться без пакетов или приходят со своими. Если в первый месяц нововведения у многих платные биопакеты не вызывали энтузиазма, то сейчас обратная связь с покупателями демонстрирует, что подавляющее большинство поддерживает социальную инициативу компании".
Под биопакетами чаще понимают бумажные и джутовые. На деле наиболее перспективны пластиковые, но не обычные.
Пакетная мастерская
Александр Минин купил собственное производство пластиковой тары два года назад и успешно выпускал ее до тех пор, пока не заела совесть: "Когда я выезжал с друзьями на природу, они ставили мне в упрек мусор: тут и твоя упаковка валяется. Кроме того, я много общался с экологами — "Зеленым крестом" и Петербургским экологическим союзом. От них узнал, что первые пластиковые пакеты, изготовленные в США в 1957 году, до сих пор где-то валяются: пластик может разлагаться и 200 лет".
Минин начал искать, как примирить материальные потребности с духовными. "В конце 2007 года в Дюссельдорфе я увидел биоразлагаемую упаковку. В конце прошлого года я привез эту технологию в России, начал ее использование",— говорит предприниматель. Технология не требует переоснащения производственных линий. В бункер, как и раньше, засыпаются гранулы полиэтилена, после их расплавления и получается пленка. Только теперь к гранулам добавляется катализатор, который делает пленку биоразлагаемой: через полтора-три года от такого пластикового пакета останутся вода и горстка биомассы.
Минин с удовольствием консультирует и потенциальных конкурентов, например нижегородское предприятие, обеспечивающее пакетами "М.видео". У компании Минина свои заказчики — сети "О`Кей" и "Макс-Микс".
"Идеей ввести в ассортимент экологичные биоразлагаемые пакеты мы озаботились давно, а реализовать ее удалось только в 2009 году,— сообщили "Деньгам" в группе компаний "О`Кей".— Простой пакет стоит в "О`Кей" 2 руб., биоразлагаемый — 2,4 руб., но разница уже не столь ощутима для покупателя и дает ему возможность внести свой вклад в защиту природы. Это подтверждают объемы продаж: доля биоразлагаемых пакетов на ноябрь 2009 года уже составляет 30% от продаж в натуральном выражении".
"Евробалт" стала первой в России компанией, выпускающей быстроразлагающийся пластик, сейчас таких компаний не менее пяти. "В августе 2009-го компания "МПК Полипласт" провела испытания полиэтиленовой пленки с биоразлагаемой добавкой и получила сертификат английской экологической компании Symphony Environmental Ltd.,— рассказывает Олег Савин, руководитель информационного отдела проекта Unipack.Ru.— А с сентября 2009-го компания приступила к изготовлению мусорных мешков из биоразлагаемой пленки для гостиничных комплексов, расположенных в Москве. Компания "Тико-Пластик" летом же на выставке "Росупак-2009" представила пакеты с добавкой-катализатором. ГК "Биаксплен", производитель БОПП-пленок, готова приступить к выпуску биоразлагаемой упаковки".
Чиновники, однако, пока осторожничают в отношении новой упаковки. "Когда мы проводили круглые столы по вопросам упаковки, ученые были обеспокоены тем, что до конца неизвестны последствия разложения упаковки, изготовленной с помощью специального катализатора,— рассказал на условиях анонимности представитель департамента природопользования Москвы.— Пока нет точных сведений о том, как продукты разложения будут взаимодействовать с почвенными микроорганизмами, не будет ли вреда, если пыль, образовавшаяся после распада, попадет людям в легкие. Поэтому в течение ближайших трех лет будут проходить исследования. Если окажется, что оксобиоразлагаемая упаковка действительно безвредна, мы будем выступать за ее применение".
Пакетное несогласие
Рынок пластиковой упаковки начал формироваться в России после дефолта 1998-го. До того тару ввозили в основном из-за рубежа, например из Турции. "Сейчас конкуренция между производителями тары очень сильная: цена входного билета на рынок относительно невысокая — порядка 10 млн руб. Выход на рынок промышленной упаковки может стоить и того меньше — порядка 3-5 млн",— рассказывает Александр Минин.
Сам полиэтилен в России производят несколько десятков крупных предприятий ("Казаньоргсинтез", "Уфаоргсинтез", СИБУР, "Томскнефтехим", "Салаватнефтеоргсинтез", "Полипластик-Технопол"). Производителей же пакетов по стране больше тысячи (поисковик выдает адреса примерно 900 компаний, но не у всех региональных игроков есть свои сайты). "Рынок поделен между малыми предприятиями, выделить лидеров трудно",— рассказывает Олег Савин из Unipack.Ru. При средней цене пакета 2 руб. только в Москве их потребляют ежегодно на 8 млрд руб. Рентабельность у производителей пластиковой упаковки, по признанию игроков, крайне низкая. "Фирмы работают с самой минимальной наценкой, — говорить Минин.— И надо заметить, что с сетевыми магазинами сотрудничают в крайнем случае, несмотря на большой объем заказов. При работе с сетями рентабельность 5% — уже счастье. Гораздо выгоднее работать с промышленными предприятиями и обслуживать корпоративные нужды". Это подтверждает финансовый директор компании "Сам-плюс" Александр Фалин: "Сетевые магазины предлагают продавать им товар страшно дешево, с отсрочкой оплаты чуть ли не на полгода".
Настраивать ритейлеров и производителей тары на экологичный лад в развитых странах призваны специальные законы. "Законы могут быть либо запретительными, либо налоговыми (производители биоразлагаемых пакетов платят меньший налог), либо это может быть социальный договор между государством и бизнесом",— рассказывает Александр Минин.
По его словам, сейчас на Западе популярны два вида биоразлагаемой упаковки: гидроразлагаемая (технология существует с начала 1990-х, сырье изготавливается из растительных веществ, упаковка разлагается под действием влаги) и оксобиоразлагаемая упаковка, изготовленная из обычных полимеров с добавкой-катализатором (технология появилась три года назад в Канаде, сейчас работает во всем мире). "Упаковка из растительных веществ в три-пять раз дороже обычной, она требует серьезной перенастройки производства, а при ее разложении выделяется метан",— говорит Минин. Поэтому его выбор пал на "оксо". Катализатор для "Евробалта" закупают у английской фирмы. Впрочем, по словам Минина, практически готов российский аналог, разработанный в сотрудничестве со специалистами Государственного технологического университета (Санкт-Петербург), сейчас он проходит испытания. Производство катализатора Минин предполагает запустить к концу следующего году: тогда, как он планирует, экопакеты будут не более чем на 10% дороже обычных.
Возрождение авоськи
Олегу Савину из Unipack.Ru понравилось, как обстоят дела с пакетами в Лос-Анджелесе: "Крупнейшие супермаркеты предлагают покупателям три варианта: использовать полиэтиленовый пакет с биоразлагаемой добавкой, использовать бумажный пакет или приобрести за символическую цену текстильную сумку для многоразовых походов по магазинам". По словам пресс-секретаря "Седьмого континента" Влады Барановой, с 2005 года в магазинах сети начали продавать бумажные пакеты (они выдерживают до 50 кг веса): "Еще у нас можно приобрести многоразовые джутовые сумки. На мой взгляд, это один из лучших вариантов. Себестоимость этих сумок составляет 99 руб., а продаем мы их за 99,99 руб.".
"В наших магазинах покупатели вместо бесплатных пластиковых пакетов могут приобрести экопакеты из крафт-бумаги, которые мы предлагаем в рамках совместного проекта Всемирного фонда дикой природы (прибыль перечисляется фонду), а также эргономичные синтетические сумки, ориентированные на владельцев машин,— рассказывает пресс-секретарь "Азбуки вкуса" Андрей Голубков.— Впрочем, большинству покупателей все-таки проще воспользоваться бесплатными пластиковыми пакетами на кассе. Возможно, мы перейдем в скором времени на биоразлагаемые пакеты, но сохраним их бесплатными: премиальный подход в сервисе". Сейчас в Москве несколько десятков производителей бумажных и джутовых пакетов. Их контакты, по словам начальника управления организации и координации продовольственной торговли столичного департамента потребрынка и услуг Ольги Зубковой, чиновники сообщают представителям торговых сетей в ходе совещаний. А представитель одной из сетей на условиях анонимности рассказал, что у них разрабатывается проект возрождения старой доброй авоськи, которую некогда убил одноразовый пакет. Экологи — за авоську, компактную и многоразовую.
Журнал «Деньги» № 45 (750) от 16.11.2009
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?