Декоративное изображение
8 017

Поделиться

Судные дни

Арбитражные суды накрывает волна исков. Этот год станет рекордным по количеству судебных процессов – отчаяние кредиторов достигнет пика. Впрочем, победителей в войне за долги не будет. Как выяснил «Ко», суд может удовлетворить обе стороны конфликта.  В январе с разницей в несколько дней два российских бизнесмена покончили жизнь самоубийством из-за долгов. Совладелец нижегородской сети магазинов «Интермода» Сергей Поляков в предсмертной записке сообщил, что обязательства перед кредиторами оказались для него непосильными. Владимир Зубков, глава столичной билетной фирмы «Соби», незадолго до смерти был вынужден закрыть свой бизнес по той же причине. Все началось в конце прошлого года, когда из-за проблем с кредитованием объем просроченных долгов у компаний вырос в несколько раз. Особенно сильно эта проблема затронула строительную отрасль и ритейл. Из-за резкого удорожания кредитов и снижения спроса фирмы лишились оборотных средств и оказались не в состоянии расплачиваться с поставщиками и банками. Произошла массовая задержка платежей всеми участниками рынка. «Ликвидность стала очень ценна, – говорит Эдуард Савуляк, директор московского офиса Tax Consulting UK. – Неплатежи могут «завалить» собственный производственный процесс. Добиться от контрагента исполнения договора или обязательств по нему – ключевой фактор выживаемости бизнеса, как бы пафосно это не звучало». Неудивительно, что кредиторы спешат объявить войну неплательщикам. В начале января на сайте Арбитражного суда Москвы появилось объявление о том, что в связи с большим количеством исковых заявлений в течение нескольких дней прием будет проходить без обеденного перерыва. Опрошенные «Ко» бизнесмены уверены, что в ближайшие месяцы волна исков накроет суды подобно цунами. «Основная причина – в кризисе доверия. Даже те небольшие вопросы и проблемы, всегда возникающие между контрагентами и прежде решавшиеся в досудебном порядке, компании теперь пытаются урегулировать в суде. Таким образом, кредиторы перестраховываются. Это говорит о том, что участники рынка перестали доверять друг другу», – рассуждает Александр Цаголов, генеральный директор компании «Ай-Си-Эс» (крупный торговый оператор и дистрибутор Московского региона). Бросить вызов Еще недавно судебное разбирательство из-за просроченных платежей считалось исключительной мерой. Теперь ситуация изменилась. Рассчитывать на полюбовное разрешение спора, равно как и на добровольный возврат долгов не приходится. Иск стал отправной точкой в переговорах. Арбитражный иск, по мнению Андрея Зеленина, партнера юридической фирмы Lidings, свидетельствует о нежелании контрагента возвращать долг, несмотря на проведенные переговоры и применение разнообразных средств убеждения (претензии, PR-активность etc.) Например, должник не выходит на связь и игнорирует заимодавца. Как сообщил «Ко» один из дистрибьюторов, такое поведение свойственно сети «Метро». Тогда для кредитора обращение в суд остается единственным способом заявить о себе и запустить процесс разрешения спора. Так, например, громкую огласку получил факт подачи Альфа-банком нескольких исков к «Главмосстрою» на сумму около 700 млн руб. Поползли слухи, что строительной империи Олега Дерипаски объявлена война. По словам экспертов, в банке понимают, что претендовать на деньги при нынешнем плачевном состоянии «Базэла» почти бессмысленно, но есть масса других вариантов. Один из участников рынка на условиях анонимности сообщил «Ко», что Альфа-банк требовал расплатиться за долги объектами недвижимости. В «Главмосстрое» ситуацию не комментируют. В «Альфе» «Ко» сообщили лишь, что иск подан в связи с просрочкой по очередному кредитному договору. «Прийти к соглашению по реструктуризации долга в досудебном порядке не удалось», – заявил руководитель по кредитованию корпоративных клиентов Альфа-банка Илья Поз. Вообще с начала кризиса «Главмосстрой» не в первый раз становится объектом преследования со стороны кредиторов. Так, в конце декабря Номос-банк подал в Арбитражный суд Москвы два иска к компании на общую сумму почти 1 млрд руб. Однако стороны смогли урегулировать дело в досудебном порядке. Договориться с Альфа-банком, по мнению экспертов, будет куда сложнее. А вот с поставщиками компания Дерипаски, похоже, не церемонится. Из-за просрочек выплат за цемент холдингу Филарета Гальчева пришлось прекратить отгрузки и подать иск в арбитражный суд. В «Евроцементе» посетовали на несговорчивость Дерипаски, предположив, что вместо переговоров «Главмосстрой» пытался найти других поставщиков. В итоге «Евроцемент» выиграл суд. По разным данным, общая сумма исков от подрядчиков и поставщиков к структурам «Главмосстроя» в московском арбитраже составляет около 1,4 млрд руб. По мнению участников рынка, в ближайшее время число таких претензий резко увеличится. Кредиторы идут по формальному пути взыскания задолженности, прежде всего чтобы заявить о себе и занять жесткую позицию. Тогда у них есть шансы решить спор полюбовно и отказаться от взыскания штрафов, если ответчик оперативно погасит или реструктурирует долг. Так, Цаголов рассказывает, что в ноябре прошлого года один из давних партнеров и крупных поставщиков, компания «Риттер Спорт», из-за образовавшейся дебиторской задолженности подала иск в Арбитражный суд Москвы на «Ай-Си-Эс»: «Собственно до судебного разбирательства не дошло – мы сели за стол переговоров, и в дальнейшем иск был отозван. Задолженность перед «Риттер Спорт» мы погасили». По словам юристов, если компания-должник еще жива, то в 95% случаев стороны находят компромисс, не прибегая к судебным инстанциям. Но не в нынешней ситуации дефицита денег. «Использование арбитража в качестве инструмента для решения проблемы с неплатежами эффективно скорее для крупных игроков рынка, для которых важен имидж, их репутация», – добавляет Цаголов. Действительно, большинство солидных компаний реагируют очень болезненно. «Для игроков, находящихся в сложном, но небанкротном состоянии, иск может быть страшен тем, что после его подачи и освещения данного факта банки могут перестать кредитовать компанию или потребовать досрочного взыскания кредитов. Поэтому в таком случае иск – эффективный способ давления на должника», – говорит генеральный директор компании «Руссоль Северо-Запад» Николай Анцупов. Информация о неплательщике распространяется моментально. Например, после исков Балтийского банка к «Строймонтажу» (принадлежит Артуру Кириленко и президенту Mirax Group Сергею Полонскому), моментально выстроилась очередь из других заимодавцев. В конце прошлого года в столичный арбитражный суд поступило более 10 исков против одного из крупнейших застройщиков – ГК «ПИК». В основном истцами выступают поставщики и подрядчики. Однако ни один из этих споров не получил такого резонанса, как январский иск ВТБ, в котором госбанк потребовал от девелопера выплатить более 2,7 млрд руб. Судебный простой Однако суд нельзя назвать способом ускорения решения проблемы неплатежей. Более того, судебный процесс может выйти кредитору боком. По словам Юлии Голышевой из «Финама», судебное разбирательство потребует от компании грамотной юридической поддержки, оно связано со значительными материальными и временными издержками. Его средний срок составляет несколько месяцев, после чего начинается исполнительное производство, которое может также занять длительное время. «При этом компании, на которые подают в суд, нередко выводят активы еще до начала рассмотрения дела, и в итоге кредиторы оказываются не в состоянии возвратить свои средства даже при положительном решении арбитража, – добавляет эксперт. – Таким образом, исполняется каждое второе решение суда, и эта статистика может только ухудшиться во время кризиса». Руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК «Хладопродукт» и Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный союз» Тимур Митупов также указывает на несовершенный механизм арбитражного судопроизводства, при котором от момента подачи иска до получения судебного решения уходит около года. При этом существует множество лазеек, по которым откладывать процесс можно очень и очень долго. «Наша компания также подает иски к неплательщикам, но в нашем случае это в основном небольшие компании с большими финансовыми проблемами. В итоге, когда суд принимает решение – всегда положительное для нас, – и судебные приставы начинают свою работу, у наших должников, как правило, на счетах уже ничего нет, и мы ничего не получаем», – рассказывает Цаголов. Более того, обращение в суд может оказаться на руку самому должнику. По словам управляющего директора инвестиционной компании «А1» («Альфа-групп») Алексея Шаврова, наша неповоротливая Фемида неожиданно оказалась удобна, причем для игроков всех отраслей экономики. «Обращение в суд – последняя инстанция, длинная и не всегда справедливая, поэтому устраивает обе стороны. Должники получают существенную отсрочку. Даже проигрыш ничего не означает – решение суда может исполняться много месяцев. Для кредиторов долгий судебный процесс – способ не фиксировать убытки», – говорит Шавров. Кроме того, количество судебных разбирательств вырастет, а значит, увеличатся сроки рассмотрения дел, то есть неплательщики получают дополнительное время, которое можно использовать с выгодой. Должнику удобнее и важнее затянуть процесс рассмотрения дела, и компания будет идти на любые действия, чтобы отложить разбирательство, например, пытаться признать сделку недействительной, вывести активы или подать встречный иск. В конце октября дочерняя структура АФК «Система» – «Система-Галс» подала иск к Mirax Group, обвинив ту в неуплате $10,3 млн. Эти средства истец, по его утверждению, должен был получить от ответчика за 50% проекта строительства жилого комплекса. Однако Mirax Group (на конец ноября задолженность компании составляла $800 млн) подала встречный иск, и суд был вынужден приостановить производство по первому. В «Системе-Галс» полагают, что Mirax таким преследует одну цель – затянуть процесс по основному делу. Кто первый встал Несмотря на все риски, кредиторы все равно обращаются в суды. По словам Андрея Бежана, юриста практики « Арбитраж . Конфликты. Судебные споры» юридической фирмы «Вегас-Лекс», менее терпеливыми их делает необходимость выживания в условиях кризиса. «В частности, кредитор не может знать, что случится с его должником в ближайшем будущем. Вполне возможно, что в отношении его будет введена процедура банкротства, и тогда шанс на возврат своих средств значительно уменьшится. В этой связи многие компании пытаются как можно быстрее вернуть свои средства и обращаются в суд, не дожидаясь урегулирования проблемы в досудебном порядке», – говорит эксперт. Необходимость судебного разбирательства может ускорить информация о серьезных финансовых проблемах компании-должника, высокой доле его долгов не только перед партнерами, но и перед государством в виде налоговых и иных платежей. В такой ситуации заимодавец стремится вернуть хотя бы часть задолженности контрагента, пока его активы не выведены и на них не предъявлены требования других истцов. Более того, когда компания-должник обречена и у нее не осталось никакой возможности расплатиться по счетам, вовремя поданный иск – единственная возможность взыскать средства за счет реализации активов. В ритейле, видя несостоятельность своих контрагентов, поставщики предлагают более чем щадящую схему – погашение при поставке новых партий товаров хотя бы 50 – 70 % из старых просроченных задолженностей. Но, как рассказывает Митупов, в ответ получают или молчание, или же предложение расплатиться облигациями или другими производными бумагами ритейлера, которые в случае его, на сегодня весьма вероятного, банкротства стоить ничего не будут. Понятно, что данный вариант поставщиков устроить не может. «Отсрочка платежа у ряда сетей превышает 60 дней, причем в условиях кризиса неплатежей в первом полугодии значительное количество сетей может прекратить свое существование. Поэтому подача искового заявления является для поставщиков последней возможностью взыскать с ритейлеров, многие из которых находятся на грани банкротства, хотя бы какие-то средства», – добавляет начальник отдела аналитики ИА INFOLine Михаил Бурмистров. В случае если компания должна сразу многим, образуется список из кредиторов, места в котором распределяются в зависимости от даты исков. Так, например, в плотную очередь выстроились многочисленные кредиторы терпящих бедствие «Арбат Престижа», «Банана-мамы», «Гроссмарта», «Алпи», «Неоторга», Dixis и «Самохвала». Число компаний, считающих своим должником терпящий финансовое бедствие «Гроссмарт» (основной операционный актив холдинга «Марта») давно перевалило за 100.  Основной проблемой сетевого ритейла и рынка недвижимости стал непрофессиональный менеджмент. Многие структуры изначально создавались на продажу, вели агрессивную политику по приобретению активов. При этом, беря кредиты и запуская новые проекты, убытки уже работающих покрывались за счет этих самых займов. Сейчас поставщики и подрядчики отказываются выполнять свои обязательства, а спрос покатился вниз. Несложно предположить, что таким образом рушится вся пирамида. «Множество компаний испытывают финансовые сложности, поэтому вынуждены задерживать платежи подрядчикам, в то же время им задерживают их подрядчики и получается замкнутый круг – цепочка долгов», – говорит Олег Разин, заместитель генерального директора Vesco Consulting. Складывается  такая ситуация, когда одна компания не платит другой, по причине того, что последней задерживает платеж другая подрядная организация. Эксперты ожидают волны банкротств всех ее участников. Поэтому не стоит сидеть на берегу реки и ждать, когда труп должника проплывет мимо. Первому заплатят тому, кто проявляет наибольшую активность, тем более что в условиях кризиса на всех кредиторов имущества может и не хватить. Впрочем, не надо забывать, что в случае банкротства и введения внешнего арбитражного управления сначала погашаются долги первой категории – это налоги и отчисления во внебюджетные фонды, коммунальные платежи и т.п., далее – долги финансовой сфере, а потом уже, в конце, все другие, то есть поставщикам продукции. И кто из них по времени первым подал иск, тот может получить хоть что-то. «Если должник находится в предбанкротном состоянии, имеет смысл соглашаться на любые условия (с паршивой овцы – хоть шерсти клок), так как в случае банкротства есть риск остаться у разбитого корыта. Или, в лучшем случае, получить лишь малую часть в некой отдаленной перспективе», – говорит Георгий Осипов, старший юрист судебной практики юридической фирмы Magisters. Журнал "Компания"

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами