Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Судьба стрит-ритейла в новых районах
На территориях районов массовой застройки, возводящихся сегодня в непосредственной близости от МКАД, в ближайшие 10 лет планируется ввод в эксплуатацию порядка 1 млн кв.м помещений формата стрит-ритейл. Проблемы с поглощением этого объема недвижимости существуют, хотя они и не фатальны, утверждают эксперты рынка.
«Вокруг Московской кольцевой, в районах ближнего Подмосковья, сегодня идет строительство свыше 20 млн кв.м жилья, – комментирует генеральный директор компании «Домус финанс» Павел Лепиш. – Помещения стрит-ритейл составляютпорядка 5-10% от этого объема недвижимости, то есть до 1 млн кв.м. В течение последующих 10 лет все эти площади будут введены в эксплуатацию, что может привести к профициту на областном рынке помещений для малого бизнеса».
По словам эксперта, проблемы с реализацией строящихся помещений формата стрит-ритейл очевидны. Дело в том, что коммерческие площади в возводимых микрорайонах мало востребованы большими сетевыми операторами торговли, которые предпочитают развивать свой бизнес в локациях с уже полностью завершенным строительством либо в концептуальных ТЦ. В то же время, круг индивидуальных предпринимателей, которые могут арендовать первые этажи новых жилых зданий, также ограничен: большинство активных жителей ближнего Подмосковья пять дней в неделю находятся в Москве, поэтому магазины и предприятия сферы обслуживания в пределах района проживания среди них непопулярны.«Целевую аудиторию индивидуальных предпринимателей, развивающих бизнес в новых районах, формируют неработающие мамы с малолетними детьми, а также бабушки, – поясняет Павел Лепиш. – Все, что им нужно – это аптеки, небольшой магазин продуктов и, возможно, магазин детских товаров. Таким образом, другие виды предпринимательской деятельности в новых районах массовой застройки оказываются невостребованными. Шансы на кратковременный успех также имеют магазины мебели и товаров для ремонта, но в принципе жизнь таких магазинов ограничена 5 годами, то есть периодом, когда новоселы занимаются обустройством приобретенных квартир».
Впрочем, отмечает эксперт, урегулировать ситуацию с реализацией помещений стрит-ритейл за МКАД могут меры по поддержке предприятий малого бизнеса, введенные недавно на территории области. В частности, речь идет о налоговых каникулах, предоставляемых малым предприятиям. «Введение льгот уже подстегнуло спрос на нежилые помещения, мы это фиксируем в динамике продаж, – говорит Павел Лепиш. – Люди приходят, просят подобрать для них объекты в местах с потенциально наибольшим траффиком потребителей».
«Наличие развитой инфраструктуры поблизости – серьезный плюс при выборе первичного жилья, – отмечает генеральный директор компании «Континент» Галина Гараева, – значительная часть покупателей рассчитывает как можно скорее переехать в приобретенную квартиру, а дефицит инфраструктуры, который часто отмечается в строящихся районах, заметно снижает качество жизни. Дисбаланс особенно заметен в развитии Новой Москвы, где строится гораздо больше жилья, чем инфраструктуры. Но такая ситуация характерна для нового строительства вообще. Девелоперам, не предусматривающим в своих проектах выраженной инфраструктурной составляющей, стоило бы позаботиться о том, чтобы нежилые помещения были привлекательны для арендаторов».
Кроме того, увеличению темпов реализации нежилых помещений в новых микрорайонах сегодня немало способствуют проблемы в банковском секторе и рост бивалютной корзины. «Растет число инвесторов, приобретающих площади на первых этажах с целью долгосрочной эксплуатации. Люди, утратившие доверие к депозитам и деньгам в принципе, несут свои сбережения в недвижимость. Часть этого потока приходится и на коммерческие объекты в составе подмосковных ЖК. Более того, при соблюдении курса на развитие малого бизнеса, который сегодня принят Подмосковьем, рынок помещений стрит-ритейл может обрести достаточную инвестиционную привлекательность», – резюмирует Павел Лепиш.
Впрочем, председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников уверен, что 1 млн. кв.м коммерческих площадей вполне может быть поглощен рынком. Спрос сегодня есть, но зачастую нет достойного предложения.
«Если в «правильных» локациях спальных районов создать «правильные» форматные помещения, в т.ч. отдельно построенные галереи, то эти площади будут поглощены, – поясняет председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. – Да, спрос со стороны жителей микрорайона обеспечен лишь ограниченному количеству объектов. Но можно ориентироваться на «внешний» спрос. Для этого объект должен обладать удачной локацией, а само помещение – соответствовать необходимым для каждого конкретного бизнеса технологическим решениям и параметрам планировки, инженерии и прочим характеристикам. К примеру, для общепита необходима открытая планировка, независимая вентиляция, повышенные показатели по электричеству. Для универсама, супермаркета площади составляют 400-2000 кв.м без капитальных стен. Многие сетевые арендаторы отказываются от помещений именно по этой причине».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?