Декоративное изображение
4 846

Поделиться

Строительство ТРЦ в Европе до 2011 года будет сокращаться

· В 2009 году в Европе было зафиксировано самое резкое падение уровня нового строительства за последние 15 лет.

· Италия, Франция и Нидерланды - лидеры по темпам строительства торговых центров в западной Европе.

· Россия и Турция лидируют по объему строящихся торговых площадей.

· Стрэтфорд Сити в Лондоне является самым крупным строящимся торговым центром в Европе, с торговой площадью 186 000 кв. м.

В 2009 году было зафиксировано самое сильное за 15-летнюю историю падение темпов нового строительства в Европе. За прошлый год было введено в эксплуатацию 7,4 млн. кв. м торговых площадей, что на 19% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году ожидается выход на рынок около 6,1 млн. кв. м. В 2011 году строительство замедлится до самого низкого уровня за последние 7 лет и составит 5 млн. кв. м, что на 46 % меньше пикового значения (9,3 млн. кв. м) в 2008 году.

При условии более быстрого, чем ожидалось восстановления европейской экономики, Cushman & Wakefield прогнозирует активный девелопмент отложенных проектов и, как следствие, увеличение объемов строящихся торговых площадей.

После того как в прошлом году Россия уступила первое место Турции по объему нового строительства, в 2010 году она снова стала лидером. В России до конца 2011 года к вводу в эксплуатацию запланировано 2,5 млн. кв. м.

По итогам 2009 года самое существенное снижение темпов нового строительства в Европе было зафиксировано в Румынии. Она опустилась по объему введенных площадей на 10 место с 7 в 2008 году. В Румынии было заморожено большое количество запланированных торговых центров. В 2011 году новое строительство составит 130 000 кв. м, тогда как в 2008 году было зафиксировано максимальное значение - 750 000 кв. м.

В западной Европе в 2009 году наибольший объем торговых площадей был введен в эксплуатацию в Италии, Франции и Испании. Рынок Италии сохранял наибольшую стабильность, только 20% запланированных на 2010-2015 гг. торговых центров было заморожено. В настоящий момент в Италии 1 млн. кв. м находится на стадии строительства.

Существенный рост девелоперской активности был отмечен во Франции, где строится около 800 000 кв. м. В 2009 году Франция вошла в первую «пятерку» по объему нового строительства торговых центров, там было введено 530 000 кв. м площадей.

Самым крупным торговым центром, строящимся в Европе, является Стрэтфорд Сити в Вестфилде, площадью 186 500 кв. м, расположенный рядом с местом проведения Олимпийских Игр 2012 года и запланированный к вводу в 2011 году.

В Голландии общий объем введенных площадей в 2009 году в два раза превысил среднегодовой показатель за последние 10 лет.

Александр Колпаерт, аналитик по торговой недвижимости Cushman & Wakefield в Лондоне, прокомментировал: «В настоящий момент трудно прогнозировать уровень нового строительства в период после 2011 года в связи с неопределенностью на рынке. Очевидно, что многое зависит от темпов восстановления экономики в Европе, также как и готовности инвесторов к рискам. Развивающиеся рынки в Европе, такие как Россия, Турция и Польша, скорее всего, будут лидировать по восстановлению темпов строительства торговых центров, принимая во внимание благоприятные демографические условия и устойчивый спрос (международных) ритейлеров на качественные торговые площади в основных торговых зонах. На большинстве развитых западноевропейских рынках фокус сместиться в сторону дальнейшего развития сложившихся торговых зон.

В Европе много отложенных проектов, строительство которых может быть возобновлено в краткосрочной перспективе. Например, только в Великобритании около 1,2 млн. кв. м торговых площадей сейчас заморожено. При условии улучшения экономической ситуации и доступности денег, эти проекты могут существенно увеличить объемы нового строительства в среднесрочной перспективе. Учитывая задержку начала строительства торговых центров и нарастающий дефицит предложения на некоторых рынках в ближайшие 2-3 года, интерес инвесторов к новому строительству будет постепенно возрождаться, а девелопмент лучших проектов вскоре возобновится».

Разван Георге, партнер и управляющий директор Cushman & Wakefield в Румынии, добавляет: «Высокий уровень безработицы в 2009 году в частном секторе вместе с правительственной программой по сокращению кадров в 2010 году негативно повлияли на индекс потребительской уверенности, уровень потребительских расходов и кредитования. Это, в свою очередь, негативно сказалось на уровне нового строительства торговых центров. Мы полагаем, что увеличение объемов нового строительства станет возможным только при условии улучшения ситуации с безработицей и возвращения доверия банков к потребительскому сектору. По нашему мнению, 2010 год станет подготовительным этапом к строительству торговых центров, которые будут завершены в период восстановления румынской экономики».

Чарльз Слейтер, партнер, руководитель отдела торговых площадей Cushman & Wakefield в России, отметил: «Несмотря на резкий спад строительной активности в России, количество запланированных проектов все еще велико. Россия возглавляет список европейских стран по объему нового строительства. Экономические прогнозы на 2010-2011 гг. в России благоприятные. Фундаментальные показатели рынка говорят о восстановлении спроса ритейлеров, который «подогреет» аппетит девелоперов в отношении строительства торговых центров в тех регионах России, где еще существует недостаток качественных площадей».

Объемы нового строительства в Европе/ в стадии строительства 2010/11

Торговые центры, открытые в 2009

(Источник: Cushman & Wakefield)

Место Янв 2009

Место

Янв 2010

Страна

1,000 кв. м

Место 2008

Место

2009

Страна

1,000 кв. м

2

1

Россия

2,539

1

1

Россия

1,592

1

2

Турция

1,307

2

2

Турция

653

5

3

Италия

1,006

6

3

Италия

633

3

4

Франция

879

7

4

Польша

628

9

5

Болгария

609

10

5

Франция

530

6

6

Испания

605

18

6

Голландия

380

4

7

Польша

539

9

7

Германия

372

13

8

Великобритания

498

5

8

Румыния

314

8

9

Германия

481

8

9

Украина

300

7

10

Румыния

418

11

10

Португалия

280

www.retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами