Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Строительство ТРЦ в Европе до 2011 года будет сокращаться
· В 2009 году в Европе было зафиксировано самое резкое падение уровня нового строительства за последние 15 лет.
· Италия, Франция и Нидерланды - лидеры по темпам строительства торговых центров в западной Европе.
· Россия и Турция лидируют по объему строящихся торговых площадей.
· Стрэтфорд Сити в Лондоне является самым крупным строящимся торговым центром в Европе, с торговой площадью 186 000 кв. м.
В 2009 году было зафиксировано самое сильное за 15-летнюю историю падение темпов нового строительства в Европе. За прошлый год было введено в эксплуатацию 7,4 млн. кв. м торговых площадей, что на 19% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году ожидается выход на рынок около 6,1 млн. кв. м. В 2011 году строительство замедлится до самого низкого уровня за последние 7 лет и составит 5 млн. кв. м, что на 46 % меньше пикового значения (9,3 млн. кв. м) в 2008 году.
При условии более быстрого, чем ожидалось восстановления европейской экономики, Cushman & Wakefield прогнозирует активный девелопмент отложенных проектов и, как следствие, увеличение объемов строящихся торговых площадей.
После того как в прошлом году Россия уступила первое место Турции по объему нового строительства, в 2010 году она снова стала лидером. В России до конца 2011 года к вводу в эксплуатацию запланировано 2,5 млн. кв. м.
По итогам 2009 года самое существенное снижение темпов нового строительства в Европе было зафиксировано в Румынии. Она опустилась по объему введенных площадей на 10 место с 7 в 2008 году. В Румынии было заморожено большое количество запланированных торговых центров. В 2011 году новое строительство составит 130 000 кв. м, тогда как в 2008 году было зафиксировано максимальное значение - 750 000 кв. м.
В западной Европе в 2009 году наибольший объем торговых площадей был введен в эксплуатацию в Италии, Франции и Испании. Рынок Италии сохранял наибольшую стабильность, только 20% запланированных на 2010-2015 гг. торговых центров было заморожено. В настоящий момент в Италии 1 млн. кв. м находится на стадии строительства.
Существенный рост девелоперской активности был отмечен во Франции, где строится около 800 000 кв. м. В 2009 году Франция вошла в первую «пятерку» по объему нового строительства торговых центров, там было введено 530 000 кв. м площадей.
Самым крупным торговым центром, строящимся в Европе, является Стрэтфорд Сити в Вестфилде, площадью 186 500 кв. м, расположенный рядом с местом проведения Олимпийских Игр 2012 года и запланированный к вводу в 2011 году.
В Голландии общий объем введенных площадей в 2009 году в два раза превысил среднегодовой показатель за последние 10 лет.
Александр Колпаерт, аналитик по торговой недвижимости Cushman & Wakefield в Лондоне, прокомментировал: «В настоящий момент трудно прогнозировать уровень нового строительства в период после 2011 года в связи с неопределенностью на рынке. Очевидно, что многое зависит от темпов восстановления экономики в Европе, также как и готовности инвесторов к рискам. Развивающиеся рынки в Европе, такие как Россия, Турция и Польша, скорее всего, будут лидировать по восстановлению темпов строительства торговых центров, принимая во внимание благоприятные демографические условия и устойчивый спрос (международных) ритейлеров на качественные торговые площади в основных торговых зонах. На большинстве развитых западноевропейских рынках фокус сместиться в сторону дальнейшего развития сложившихся торговых зон.
В Европе много отложенных проектов, строительство которых может быть возобновлено в краткосрочной перспективе. Например, только в Великобритании около 1,2 млн. кв. м торговых площадей сейчас заморожено. При условии улучшения экономической ситуации и доступности денег, эти проекты могут существенно увеличить объемы нового строительства в среднесрочной перспективе. Учитывая задержку начала строительства торговых центров и нарастающий дефицит предложения на некоторых рынках в ближайшие 2-3 года, интерес инвесторов к новому строительству будет постепенно возрождаться, а девелопмент лучших проектов вскоре возобновится».
Разван Георге, партнер и управляющий директор Cushman & Wakefield в Румынии, добавляет: «Высокий уровень безработицы в 2009 году в частном секторе вместе с правительственной программой по сокращению кадров в 2010 году негативно повлияли на индекс потребительской уверенности, уровень потребительских расходов и кредитования. Это, в свою очередь, негативно сказалось на уровне нового строительства торговых центров. Мы полагаем, что увеличение объемов нового строительства станет возможным только при условии улучшения ситуации с безработицей и возвращения доверия банков к потребительскому сектору. По нашему мнению, 2010 год станет подготовительным этапом к строительству торговых центров, которые будут завершены в период восстановления румынской экономики».
Чарльз Слейтер, партнер, руководитель отдела торговых площадей Cushman & Wakefield в России, отметил: «Несмотря на резкий спад строительной активности в России, количество запланированных проектов все еще велико. Россия возглавляет список европейских стран по объему нового строительства. Экономические прогнозы на 2010-2011 гг. в России благоприятные. Фундаментальные показатели рынка говорят о восстановлении спроса ритейлеров, который «подогреет» аппетит девелоперов в отношении строительства торговых центров в тех регионах России, где еще существует недостаток качественных площадей».
Объемы нового строительства в Европе/ в стадии строительства 2010/11 |
Торговые центры, открытые в 2009 |
(Источник: Cushman & Wakefield)
Место Янв 2009 |
Место Янв 2010 |
Страна |
1,000 кв. м |
Место 2008 |
Место 2009 |
Страна |
1,000 кв. м |
2 |
1 |
Россия |
2,539 |
1 |
1 |
Россия |
1,592 |
1 |
2 |
Турция |
1,307 |
2 |
2 |
Турция |
653 |
5 |
3 |
Италия |
1,006 |
6 |
3 |
Италия |
633 |
3 |
4 |
Франция |
879 |
7 |
4 |
Польша |
628 |
9 |
5 |
Болгария |
609 |
10 |
5 |
Франция |
530 |
6 |
6 |
Испания |
605 |
18 |
6 |
Голландия |
380 |
4 |
7 |
Польша |
539 |
9 |
7 |
Германия |
372 |
13 |
8 |
Великобритания |
498 |
5 |
8 |
Румыния |
314 |
8 |
9 |
Германия |
481 |
8 |
9 |
Украина |
300 |
7 |
10 |
Румыния |
418 |
11 |
10 |
Португалия |
280 |
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?