Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Стрит-ритейл: арендаторы возвращаются
Обзор рынка стрит-ритейла в Москве по итогам I полугодия 2016 года
Новый облик московских улиц может дать мощный импульс для развития рынка стрит-ритейла 2016-2017 гг
Главным событием на рынке стрит-ритейла Москвы первого полугодия 2016 стало закрытие на реконструкцию более 50 улиц внутри садового кольца. С одной стороны, в ближайшей перспективе, это принесет снижение оборотов у ритейлеров, работающих на реконструируемых улицах. С другой, результатом этих изменений может стать повышение трафика пешеходных улиц до 30%, и как следствие увеличение привлекательности стрит-ритейла для участников рынка.По оценкам аналитиков компании «Магазин Магазинов», в результате реконструкции выиграет практически весь центр города. Повышение комфорта уличного пространства способствует привлечению туристического потока и увеличению среднего времени, проводимого горожанами на улицах.
Наибольший прирост трафика и соответственно интереса со стороны арендаторов ожидается на Тверской улице (отрезок от Охотного ряда до Пушкинской площади) и Новым Арбате (до садового кольца), которые уже сегодня пользуются повышенным спросом. Также стоит отметить, позитивные ожидания, связанные с реконструкцией некоторых участков садового кольца.
Наблюдается повышение активности со стороны арендаторов начиная со II квартала 2016 г.
По итогам первого полугодия 2016 года доля вакантных помещений по основным торговым коридорам Москвы в пределах Садового кольца сократилась до 8%, вернувшись к уровню 2014 года. В настоящий момент арендаторами не заполнены 173 столичных торговых помещения в пределах Садового Кольца. Уровень вакантных площадей в стрит-ритейл, в процентахПримечание: указан средний уровень вакантных помещений по торговым коридорам Москвы в пределах Садового кольца.
К концу первого полугодия большинство сетей демонстрируют уверенность в своих планах развития, а следовательно активизируют работу по подбору помещений. Ритейлеры, проводившие ранее мониторинг рынка, также приступили к активным действиям.
Стрит ритейл снова привлекает непродовольственные форматы
Сегодня, наметилась тенденция восстановления интереса со стороны сегментов одежда-обувь, ювелирных изделий, аксессуаров, косметики и сферы услуг – на эти запросы приходится более 21% от общего объема запросов на подбор помещений. Это связано с постепенным насыщением рынка ТЦ и позитивными ожиданиями розничных сетей от стрит-ритейла. Но говорить о том, что это кардинально изменит расстановку сил на рынке, в настоящий момент не приходится.
Помещения в переулках, прилегающих к улицам с высоким трафиком, находят своих арендаторов
Интересно, что сейчас увеличилось число запросов на помещения, которые ранее ритейлеры стремились избегать: места, расположенные «за углом», на вторых линиях. Предприниматели, получая экономию на аренде, привлекают посетителей необычной концепцией и маркетинговыми активностями. Как правило, такие форматы получают необходимый трафик с основных пешеходных артерий города.
Высока вероятность, что тенденция по снижению вакантности сохранится, и итогом 2016 года станет ее сокращение еще на 1-2%.
Повысился интерес к помещениям на Тверской улице, старому Арбату, Столешникову переулку, Большой Дмитровке.
Восстановление спроса арендаторов обусловлено увеличением потока пешеходов, на уже реконструированных территориях в центре и прилегающих к ним улицам. Предприятия общественного питания все больше проявляют интерес к Тверской и Старому Арбату.
Восстанавливается спрос и на Столешниковом переулке наибольшее число запросов наблюдается со стороны премиального и люкс сегментов, вакантными остаются всего 3 помещения. Яркими открытиями в этом полугодии здесь стали: флагманский бутик Nespresso и ювелирный бутик Harry Winston.
Большая Дмитровка также набирает популярность, здесь открылись: обувной бутик Christian Louboutin, Heineken Bar, закусочная «Воронеж», ресторан One Pot, гастробистро «Техникум», ресторан «Жаровня» и другие заведения общественного питания.
Основной спрос на помещения стрит-ритейл по-прежнему формирует общепит и продовольственная розница.
Сегодня наиболее популярными запросами арендаторов на рынке основных торговых коридоров являются кафе и рестораны, которые составляют 34% от общего объема спроса. Последней тенденцией в общепите стало развитие индивидуальных концепций авторской кухни и уникальных форматов: кафе здорового питания, крафтовые бары, чебуречные, пельменные, мини- кофейни и тд. Аудитория начинает пресыщаться традиционными сетевыми форматами и ищет гастрономического разнообразия.
Сегмент одежды и обуви демонстрирует стабильный спрос на уровне 10%. Это связано с тем, что перемещение арендаторов в торговые центры, наблюдаемое в последние годы, завершилось. Что касается банков, их запросы в течение длительного времени сокращались в результате отзыва лицензий и перехода к интернет-обслуживанию. Однако сегодня, этот сектор рынка демонстрирует стабильный спрос на уровне 3% и меняться эта ситуация в ближайшее время, скорее всего, не будет. Что касается аптечных сетей, то они будут развиваться, и наращивать свое присутствие на рынке.
Средняя стоимость помещений сохраняется на уровне 2015 года
По сравнению с концом 2015 года и 1 кварталом 2016 года средняя стоимость помещений по основным торговым коридорам Москвы в пределах Третьего транспортного кольца не изменилась. Ожидается, что ставки аренды сохранятся на текущем уровне до конца 2016 года.
Самые значительные изменения в этом полугодии произошли на Мясницкой улице и Петровке. Рост стоимости помещений на 38% на Мясницкой обусловлен превращением улицы в привлекательную пешеходную зону.
На Петровке арендные ставки упали на 31%, в результате существенного снижения спроса люксовых и премиум-арендаторов. Если на смену не придут новые сети того же класса, то концепция улицы может полностью измениться сторону более низкого ценового сегмента.
Стоимость помещений* по основным торговым коридорам Москвы, тыс. руб./мес.
*Указаны диапазоны средней стоимости аренды помещений стрит-ритейла площадью 150-200 кв.м, расположенных на первой линии домов в пределах 6 Третьего транспортного кольца Москвы, за 1 месяц, с учетом НДС, по состоянию на конец сентября 2015 года.
Увеличилась стоимость помещений под кафе и рестораны площадью от 100 кв.м.
Минимальный бюджет кафе и ресторанов на аренду помещений площадью 100-300 кв.м. вырос по сравнению с 1 кварталом на 6%, а площадью 300-1000 кв.м. - на 7%. Повышение спроса в данном сегменте провоцирует увеличение арендных ставок на помещения таких форматов.
Изменения диапазона средней стоимости помещений* в основных торговых коридорах Москвы, тыс. руб./мес.
Основные тенденции стрит-ритейла за I полугодие 2016 г:
1. Вакантность основных торговых коридоров сократилась до 8%, и в течение года продолжит снижаться. За первое полугодие количество свободных помещений в наибольшей степени сократилось на Большой Дмитровке и в Столешниковом переулке. Приток арендаторов также наблюдается на Тверской улице и Арбате.
2. Наиболее активно развивается общепит и продуктовая розница. Происходит это за счет появления новых концепций кафе, баров и ресторанов, а также развития форматов «магазин у дома».
3. Средние ставки аренды будут держаться на текущем уровне. Все чаще в сделках фигурирует гибкие схемы в виде step-rent – это является свидетельством того, что стороны ищут новые возможности, чтобы договориться.
4. Реконструкция основных пешеходных зон общегородского значения способна существенно повысить интерес потребителей к проведению досуга в городе, тем самым значительно увеличить привлекательность стрит- ритейла для участников рынка.
Анна Деткова, консалтинговая компания "Магазин магазинов"
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.