Декоративное изображение
5 655

Поделиться

Стресс-тест для российских ритейлеров

Россияне начали сокращать свои расходы на покупку товаров повседневного спроса и продуктов питания. Сокращение номинальных расходов россиян в сентябре 2011 года зафиксировал исследовательский холдинг «Ромир». Траты на еду упали на 1,5% по сравнению с августом. Падение расходов на продуты питания (в сравнении с августом) за последние четыре года отмечалось лишь однажды — в сентябре 2009 года, отмечается в материалах «Ромира».

«Сильнее всего снизилось повседневное потребление в сентябре у семей со скромными доходами — на 10%. В августе у этой группы был наиболее значительный рост к июлю — на 7%», — отмечается в исследовании. Но говорить о новой тенденции пока преждевременно, считают эксперты «Ромира»: «судить об этом можно будет не ранее, чем через полтора месяца, когда станут известны показатели за октябрь и ноябрь». 

Ранее X5 Retail Group и «Магнит» зафиксировали замедление сопоставимых продаж за третий квартал в сравнении со вторым кварталом 2011 года.

BFM.ru с помощью экспертов оценил, кто из торгуемых на фондовом рынке российских ритейлеров лучше готов к резкому падению покупательского спроса.

X5 следует повременить с ростом

Среди продуктовых ритейлеров, чьи акции торгуются на бирже, наиболее уязвима к ухудшению макропрогноза X5 Retail Group, считают аналитики. «При снижении покупательской активности продажи X5 в супермаркетах, на которые приходится около 20% от всего оборота группы, начнут существенно сокращаться, — полагает старший аналитик ИК «Атон» Иван Николаев. — Кроме того, год назад X5 купила «Копейку», процесс интеграции идет до сих пор, а в условиях кризиса выход на запланированные показатели по продажам like-for-like будут оказывать давление на маржу».

Ранее аналитиков «Атона» удивило то, что X5 после выхода данных за третий квартал не стал менять прогноз на 2011 год по расширению сети — ритейлер по-прежнему собирается открыть 450 новых магазинов.

«В условиях ухудшения конъюнктуры рынка <…> компании следует сосредоточить свои усилия на формировании денежных потоков (они могут быть использованы на получение месторасположений своих конкурентов), а не на росте, который оказывает дополнительное давление на ее рентабельность сети, — отмечали аналитики «Атона». — Рост компании может прийтись на период максимального повышения арендных ставок и зарплат при одновременном сокращении расходов населения. Данная ситуация может привести к тому, что компании потребуется больше времени на вывод магазинов на уровень зрелых продаж, что негативно скажется на ее денежных потоках в 2012 году, а также на способности использовать потенциальный спад на рынке как основу дальнейшего развития сети».

«Дикси» рекомендовано сосредоточиться на долгах

Похожие проблемы есть у «Дикси», отмечает Николаев: как и X5, у этой компании довольно высокий уровень долга, и сейчас происходит интеграция купленной ранее торговой сети «Виктория». Интеграция «Виктории» при том, что создаст дополнительные маркетинговые затраты, позволит компании улучшить управление закупками, отмечает аналитик. «Кроме того, в июне 2012 года «Дикси» должна рефинансировать четверть своего долга, около 5 млрд рублей. И если кредитный рынок к тому времени не восстановится, что вероятно, у ритейлера могут быть сложности», — рассуждает Иван Николаев.

И у X5, и у «Дикси» долговая нагрузка выше, чем у остальных игроков отрасли, плюс происходит интеграция недавних поглощений, отмечает и Александр Головцов, руководитель управления аналитических исследований УК «Уралсиб».

O'Key Group может подвести оптимистичное восприятие маржи

У петербургской O«Key Group (сеть «О»Кей») довольно низкая долговая нагрузка, отмечает Головцов (1,1 у «О'Кей»; для сравнения у X5 она составляет 3,6 и 2,2 — у «Дикси»): при коллапсе в российской экономке акции компании, вероятно, упадут меньше остального рынка, полагает аналитик.

Однако главный риск для «О'Кей», как опасается аналитик «Атона», — излишне оптимистичное восприятие прогнозируемой маржи менеджментом компании. «Планы по открытию новых магазинов сдвинулись. За последний квартал был открыт лишь один гипермаркет и один супермаркет, есть риски, что компания может упустить декабрьские продажи. При этом руководство ритейлера ждет, что во втором полугодии рентабельность EBITDA компании составит до 10%, — рассуждает Иван Николаев. — Слишком оптимистичное восприятие маржи может означать, что менеджмент может принимать неправильные решение уже сейчас».

Температура «36,6» может стать повышенной

Больше остальных публичных компаний от значительного падение покупательского спроса рискует пострадать аптечная сеть «36.6». «Компания сейчас живет на «Верофарме», долговая нагрузка высока [превышает 4], при этом компания не закрывает убыточные или низкорентабельные аптеки. Если произойдет отток покупателей в дискаунтеры, «36,6» пострадает очень сильно и легко может дойти до продажи «Верофарма», — считает аналитик «Атона» Николаев.

«Магнит» не перестанет притягивать 

Обратная ситуация — у «Магнита»: у ритейлера высокие темпы роста, большой трафик, есть ресурс для роста цен и относительно небольшая долговая нагрузка (чуть более 2), перечисляет аналитик. «Это сеть магазинов у дома с ценами дискаунтера, в случае нового кризиса они пострадают меньше остальных» ,— говорит Николаев.

Стоит отметить, что, несмотря на замедление продаж, серьезного спада активности покупателей не ждет и руководство сети: «Мы не видим сколь-либо заметного снижения потребительской активности в третьем квартале текущего года», — комментировал отчетность за третий квартал совладелец «Магнита» Сергей Галицкий.

«М.Видео» устоит

Акции непродуктового ритейлера, «М.Видео», как считают аналитики Raiffeisen Research, также устойчивы к возможному сильному падению спроса. По подсчетам аналитиков, при падении сопоставимых продаж на 10%, снижении рентабельности EBITDA на 50 базисных пунктов в 2012 году и результатах деятельности компании, близких к уровням 2009 года, справедливая стоимость «М.Видео» в перспективе 12 месяцев устоит на уровне 241 рубль за акцию. Это предполагает значительный потенциал роста, оправдывая рекомендацию «Покупать», считают в Raiffeisen Research.

Впрочем, 10-процентное падение продаж like-for-like для ритейла в целом — крайне пессимистичный сценарий, считает Александр Головцов из УК «Уралсиб». «Десятипроцентное падение сопоставимых продаж [в среднем по всей отрасли] может быть только при полном коллапсе в экономике, худшем, чем и в 2008 и в 1998 годах и сопоставимом с развалом Советского Союза. При таком макросценарии котировки всех наших акций упадут до чисто символических уровней, а половина эмитентов перестанет существовать. Только первыми будут закрываться некотируемые сети с большим долгом», — отмечает Головцов. 

www.bfm.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами