Декоративное изображение
13 291

Поделиться

Street retail VS торговые центры

Торговые центры – это благо. Покупательница может сдать вещи в гардероб, ребенка – в комнату для детей, мужа – в кофейню с бесплатным Wi-Fi, и посвятить всю себя безудержному шопингу. Это царство красивых витрин, правильного света, больших ярких коллекций и грамотного маркетинга. К сожалению, являясь модным и комфортным местом для покупателей, многие ТЦ остаются малопривлекательными для арендаторов, особенно для сетевых розничных компаний, поскольку не оправдывают их ожиданий.

Когда в крупные города пришли торговые центры-«стотысячники», первое, что я подумал: «будущее – за этой концепцией». И оказался не совсем прав. ТЦ действительно перетянули многих покупателей, создали более комфортные условия потребления. Казалось, что вскоре на торговых улицах останутся только кафе, кофейни и рестораны. Тогда мы готовились перевести в ТЦ половину торговых точек и даже уже перевели 20%. Из особенностей работы в молле мы заметили полное отсутствие зависимости от погодных условий: в отдельно стоящих магазинах поток покупателей скудеет, если портится погода за окном. Если в мороз покупатель 10 раз подумает, хочет ли он идти за покупками, то в молл он приедет все равно: для многих пройтись по магазинам в комфортных условиях и тепле, а заодно забить багажник едой на неделю – добрая традиция.

В Москве торговые центры оттянули на себя большую часть покупателей, и мы решили развиваться в столице только в этом формате, не рискуя выходить «на улицу». Аналогичная ситуация в Санкт-Петербурге. Однако в большинстве региональных городов все по-другому, поэтому ставить крест на стрит-формате и торговых улицах весьма преждевременно. Во многих региональных городах большинство торговых центров откровенно слабые. Они строились 7 – 10 лет назад, у многих неудачное местоположение, нет парковок, а концепция создавалась по принципу «в арендаторах все мои друзья». Поэтому такие ТЦ и не могут обеспечить желаемый покупательский поток. Сейчас такие торговые центры пустеют, и в ближайшее время их ждет реконцепция – им либо придется пересматривать подход, либо переквалифицироваться в офисы и склады.

Помимо слабых концепций есть и еще проблемы. Опыт нашей компании показал, что в городах с населением 300 – 500 тысяч человек торговые центры не эффективны. К примеру, в том же Бийске, где проживает 250 тысяч, наш отдельно стоящий магазин работает не в пример лучше, чем отдел в торговом центре. Для крупного ТЦ там не хватает покупателей, а размер города вполне позволяет комфортно передвигаться по улицам пешком.

Но и в городах-миллионниках не легче. К примеру, для того чтобы закрыть потребность Новосибирска в торговых площадях, вполне хватило бы 2 – 3 «стотысячных» торговых центра в разных районах города. Но здесь настроили много ТЦ разного качества, которые перераспределили поток покупателей. Вместо того, чтобы иметь несколько центров трафика, сейчас в городе ни шатко ни валко работает с десяток центров. Однако действительно эффективными из них являются два-три. При этом арендодатели завышают стоимость аренды: ставки составляют 5 – 7 тыс. за кв. м. в месяц. Таким образом, многим магазинам требуется 2 – 3 года, а то и больше, чтобы выйти на окупаемость. Эта ситуация характерна не только для Новосибирска – в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани такие же проблемы. Для сравнения: наш магазин в стрит-формате в среднем окупается за 1-1,5 года.

Я был уверен, что при лучших условиях в ТЦ и, как мы ожидаем, при большем трафике выручка магазина должна быть хотя бы на 35 – 40% выше, чем в отдельно стоящем магазине. И каково было мое удивление, когда я понял, что в 80% случаев этого не происходит, магазины в моллах приносят столько же, сколько и на улице, но по затратам зачастую обходятся в 2 – 3 раза дороже. Поэтому при выходе во многие города при подборе помещения, где бы оно не находилось, руководствуемся не принципом «ТЦ» или «стрит», а критерием — какой максимальный покупательский поток сможет обеспечить новый магазин. Мы ищем хорошие места на многолюдных улицах, перекупаем «намоленные» места, которые любят покупатели. Их не заменит никакой ТЦ. Хорошо, когда в городах есть уютные пешеходные улицы, как Кировка в Челябинске. В Новосибирске тоже звучит тема пешеходной улицы в центре города, когда руководство региона задумывается о комфорте жизни. Надеюсь, вскоре и в российских городах появятся улочки с милыми лавочками и магазинчиками на европейский манер. Потому что в споре за эффективность «street retail против торговых центров» первый пока уверенно побеждает.

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами