Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Стратагемы против дефицита персонала
Майорова Елена Владимировна, Директор по персоналу компании «Прайм Девелопмент
журнал «Мое дело. Магазин»
Многие HR-специалисты и отделы персонала коммерческих компаний сегодня столкнулись с серьезной проблемой дефицита кадров. Причем на рынке не хватает не только хороших управленцев, но и линейного персонала. Что делать в такой ситуации и как компании могут противостоять дефициту персонала? Оказывается, применяя стратагемы, в данном случае определенные стратегические хитрости, эту проблему можно решить.
О причинах дефицита или снова подбор…
Не упоминая общих причин нехватки кадров — демографической ситуации и низкой рождаемости в стране, остановимся на нескольких основных обстоятельствах, напрямую связанных с дефицитом персонала.
Основная причина кадрового дефицита состоит в том, что до сих пор в большинстве российских компаний работа с персоналом ведется в неполном объеме. В некоторых компаниях это связано с тем, что руководители компаний все еще «не признают» значимости роли служб управления человеческими ресурсами, ограничивая их функции лишь подбором и оформлением в штат сотрудников. В других коммерческих компаниях сами HR-специалисты не могут похвастаться большим багажом знаний и навыков для ведения работы с персоналом в полном объеме. Далее следуют бесчисленные следствия: недостаточная работа по подготовке собственных кадров путем форсированного и постоянного обучения и развития персонала, непонимание необходимости формирования индивидуальных программ мотивации для сотрудников и создания единой корпоративной культуры компании. И самое последнее следствие, вытекающее из всего вышесказанного — массовый отток персонала в другие компании. И снова подбор…
Один в поле не воин
На сто человек штата компании полагается один менеджер по персоналу. Это значит, что в компаниях численностью менее ста, кадровик либо отсутствует, либо является простым «оформителем» в штат. Что может сделать один HR-специалист со ста сотрудниками, когда он каждодневно занимается подбором необходимых кадров на открытые вакансии, и что он может знать о неудовлетворенности персонала в какой-либо области? А компании, между тем, неплохо было бы быть в курсе дел всех сотрудников: почему они не успевают с работой или наоборот, почему не могут посвятить достаточно времени домашним делам.
Если располагать сведениями, например, о пожеланиях сотрудников начинать рабочий день на час позже или заканчивать работу на час раньше, можно не только сократить количество опозданий на работу, но и увеличить производительность и эффективность их труда. И все это должен делать HR-специалист. Он же должен суметь убедить руководство и в том, что компания приобретет существенные преимущества при удовлетворении совсем небольших пожеланий сотрудников. Поэтому, норму по численности специалистов служб персонала нужно пересматривать с учетом установившейся ситуации оттока кадров.
В поисках «лучшей жизни»
Популярным новшеством на рынке труда стала смена места работы сотрудником каждые 1,5-2 года. Отток персонала в поисках «лучшей жизни», выраженной в предоставлении целого набора социальных льгот: медицинская страховка, «белая зарплата», сокращенный рабочий день и другие вводимые работодателями элементы соцпакета, уже можно смело охарактеризовать как систематическое явление. При привлечении новых специалистов дело доходит порой до того, что службы персонала уговаривают кандидата занять вакантное место именно в их компании: повышают зарплату до максимально возможного уровня прямо на собеседовании, предлагают дополнительные «бонусные» заработки. А если посмотреть правде в глаза, не всегда в результате подбора приходит кандидат лучше, чем тот, который ушел из компании. Просто нужно «закрыть вакансию». Получается парадокс — компании не отбирают, а «подбирают» тот персонал, который «утек» от других работодателей.
Каждый следующий день менеджера по подбору начинается с одного и того же — подбор. А тот сотрудник, который занял свое рабочее место лишь вчера, уже забыт службой персонала. И выражается это в том, что им никто не занимается — нет программ адаптации и введения в должность, не назначен наставник, которому он мог бы задать вопрос по профессии. Формальное «одиночество» в коллективе новичку, как правило, обеспечено. Мало кто выдерживает такие условия на испытательном сроке.
Есть ли выход?
В каждой компании должен быть разработан план выхода из ситуации дефицита персонала. Способов воздействия на персонал множество, начиная от постоянного перемещения с должности на должность для уменьшения синдрома перегорания и усталости от рутины, заканчивая проработкой проекта по равновесию работы и личной жизни сотрудников. Остановимся поподробнее на нескольких аспектах активного влияния на персонал с целью его удержания и сохранения в компании.
Плановая ротация
Сильным фактором, сдерживающим персонал от перехода в другие компании, является ротационное передвижение кадров внутри компании на открытые вакансии. Известный факт, что около 40% людей хотели бы поменять работу хотя бы раз в пять лет. Многие так и делают. Для этого они получают другое образование, стараются расширить свои обязанности на старом месте работы для приобретения новых знаний и навыков. Работодатели должны принимать данный фактор во внимание и стараться «передвигать» персонал хотя бы раз в два года. Речь, конечно, идет о тех сотрудниках, которые этого хотят и согласны на ротацию.
Куда и когда передвинуть сотрудника, решает, конечно, руководство. Но для этого оно должно постоянно и пристально изучать персонал организации. Хорошо бы было уже в анкете о приеме иметь полное название ВУЗа, который окончил или заканчивает сотрудник. Ведь не секрет, что человек с профильным образованием работает эффективнее, нежели работник без соответствующего образования. Отслеживая даты окончания образовательных заведений, службы персонала всегда будут готовы к предстоящим изменениям в области ротации персонала. Вторым моментом в подготовке серьезных ротационных изменений является предварительная разработка ротационной программы для каждой должности. Взяв за основу обязанности из должностных инструкций, деловые и личные качества, необходимые для успешной реализации должности строится портрет компетенций. Отыскивая общие портретные характеристики в требованиях к разным должностям, несложно построить схему ротации для каждой должности.
Например, секретарь, проработавший один год на ресепшен, обязательно переводится на позицию офис-менеджера или помощника руководителя. Дальнейшим возможным вариантом профессиональной ротации являются переводы положительно зарекомендовавшего помощника руководителя на позицию менеджера по персоналу или менеджера по рекламе при наличии у него к моменту возможного перехода соответствующего образования. Общие компетенции для секретаря, офис-менеджера и помощника руководителя — знания и навыки работы с мини-АТС и оргтехникой. Все эти сотрудники связаны с наибольшим количеством персонала. Для этих профессий нужно хорошее восприятие, устойчивая память, доброжелательность, навыки установления контакта, умение донести информацию вовремя и без искажений. Недостаточно развитые навыки в новых появившихся обязанностях сотрудник должен развивать под руководством наставника, который, в свою очередь переходит в данный момент на другую ступень, например, на должность менеджера по персоналу. Такое ротационное движение воздействует наилучшим образом не только на «передвигающихся» сотрудников, но и на новый персонал, недавно пришедший в компанию. Все понимают, что раз так заведено в компании, значит со временем и его при достижении отличных результатов тоже передвинут на другую должность. Ротация также улучшает взаимопонимание между отделами и людьми. Все узнают больше о том, чем занимается сотрудник на другой должности и о присущих ей трудностях. Это сплачивает людей и развивает чувство взаимовыручки. Ротационное воздействие должно применяться не только по отношению к молодому персоналу, получающему образование, но и к сотрудникам зрелого возраста. Кроме того, в ротационных схемах могут присутствовать не только старые должности, но и новые рабочие места, недавно образовавшиеся в результате развития компании. К «передвижке» персонала нужно готовиться своевременно. Плановая ротация повысит интерес персонала к работе в вашей компании. Тем самым цель — приостановить отток персонала — будет достигнута.
Акции для персонала
Чтобы максимально долго удерживать сотрудников в компании, необходимо также включить в каждодневный план работы специалистов отделов персонала следующие действия:
- изучение мнений сотрудников о деятельности предприятия (проведение опросов, анкетирование, проведение семинаров, беседы);
- составление персональных характеристик;
- получение информации из неформальных источников;
- отрегулированные процедуры выдвижения предложений сотрудников о необходимых изменениях;
- соблюдение процедуры наставничества;
- проведение дней открытых дверей для членов семей сотрудников;
- организация программ досуга;
- формирование программ по обучению и повышению квалификации;
- проведение совместных коллективных мероприятий (корпоративные праздники);
- привлечение сотрудников к планированию и проведению PR-мероприятий;
- выпуск корпоративной газеты, сообщающей о достижениях предприятия в целом на рынке и его сотрудников в масштабах данного предприятия;
- награждение сотрудников за выдающиеся результаты работы по итогам определенных периодов времени.
Такие регулярно проводимые акции повысят шанс сохранения штата.
Сколько весит работа?
Каждый из нас посвящает работе 2/3 жизни, при этом на личную жизнь остается менее 1/3 времени. Но человек живет не для только того, чтобы работать. Последнее нововведение в коммерческих компаниях для удержания персонала — установление баланса работы и личной жизни. Вот такая программа мероприятий по уравновешиванию работы и личного времени используется в одной из крупных торгово-производственных компаний:
1. Сокращенная продолжительность рабочего дня по пятницам на 1 час.
2. Регулярные выезды на природу в субботний или воскресный день семьями.
3. Гибкий график с общими часами присутствия в офисе (начало рабочего дня 9-10.30, окончание 18.00-19.30). Общие часы присутствия всех сотрудников в офисе 10.30-18.00 с обязательной отработкой для каждого сотрудника не менее 9 часов в день.
Как видно, программа нисколько не «ущемляет» работодателя — длительность рабочего дня сохранена, фонд зарплаты не увеличен. А работники при этом трудятся с большим энтузиазмом и качеством. И никто никуда не уходит. Реализация данной программы в компании улучшает микроклимат и повышает заинтересованность сотрудников в работе. Так на Западе уже давно стараются соблюдать баланс между работой и личной жизнью, избегая переработок. Остается надеяться, что и в российских компаниях начало положено.
Победа за теми, кто умеет противостоять
Увидеть и почувствовать успех в преодолении дефицита кадров в компании можно по следующим критериям:
- уменьшилась текучка (отток персонала из компании);
- возрос интерес новых кандидатов к компании за счет «сарафанного» радио и рекомендаций от знакомых;
- увеличилась эффективность работы сотрудников;
- уменьшились сбои в подразделениях;
- повысилась степень лояльности сотрудников к компании.
Эти показатели очень практичны и напрямую зависят от поставленных целей по сохранению персонала. Компании с использованием стратагем могут содействовать тому, чтобы работникам стало важным то, что им предлагает работодатель, будь то ротация или проявленный в какой-либо форме интерес к их потребностям. Тогда дефицит персонала перестанет быть для компании неразрешимой проблемой.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.