Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Столичное правительство: новый игрок на рынке торговой недвижимости
В начале текущей недели новостные агентства сообщили, что знаменитая книжная ярмарка в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве в скором времени может прекратить свое существование. Арендаторы одного из старейших столичных специализированных рынков могут лишиться своих мест в рамках кампании столичного правительства по подготовке объекта к чемпионату Мира по футболу 2018 года, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в мэрии Москвы.
И, несмотря на то, что на следующий день пресс-служба спорткомплекса «Олимпийский» официально опровергла информацию о готовящемся закрытии книжной ярмарке, это был первый тревожный звонок, уверены участники рынка. Ранее подобным образом из Москвы исчезли старейшие площадки так называемой «нецивилизованной» торговли – в их числе такие гиганты, как «Черкизовский» и «Лужники».
Торговые центры вместо рынков
Главные перемены на рынке в целом и на рынках в частности начались после смены команды столичной мэрии. В планах чиновников – закрыть шестнадцать из них по итогам 2011 года. Что же касается среднесрочной перспективы, то для частных предпринимателей прогнозы и вовсе выглядят пугающими: к 2015 году в Москве может остаться всего лишь пять рыночных комплексов.
На их месте планируется возведение новых многофункциональных центров, арендаторами которых теоретически могли бы стать предприниматели, лишившиеся своих мест. Но на практике такой вариант едва ли окажется приемлемым для большинства.
Для арендаторов торговых павильонов на рынках ставки обычно колеблются в пределах от 100 до 300 долларов за 1 кв.м в год (хотя были и исключения в тех же «Лужниках»). Арендные ставки в торговых центрах даже среднего уровня в размере 1000-1500 долларов большинству из них окажутся просто не по карману. Кроме того, очевидно, что многие арендаторы, в силу специфики своих товаров, не смогут работать в формате торгового центра.
Итак, сегодня можно говорить о том, что на рынке торговой недвижимости появился новый игрок: столичное правительство. А вместе с ним – и новый тренд, который, безусловно, затронет не только «нецивилизованную» часть рынка, которая, несмотря на свои внушительные объемы, обычно не попадает в аналитические отчеты западных компаний.
Москва ищет новый формат
Уход ярмарочных и рыночных комплексов, процветавших в Москве в течение долгих лет, в определенной степени скажется и на дальнейшем развитии рынка качественных торговых центров. В ближайшие два-три года в столице, в последние годы вместившей десятки объектов суперрегионального масштаба, намечается бум строительства районных торговых центров, которые появятся буквальной у каждой станции метро.
Кстати, в конце 2010 года новое столичное правительство запретило реализацию сразу нескольких крупных проектов в торговой недвижимости, включая многофункциональные торгово-развлекательные центры под площадью Тверской Заставы и Пушкинской площадью. В идеале власти рассчитывают застроить город торговыми галереями площадью менее 5 тысяч квадратных метров. Кстати, затраты на строительство таких мини-моллов из расчета на 1 кв.м в среднем на 30% выше, чем для обычных проектов торговых центров.
В это действительно сложно поверить, но по объему торговых площадей на душу населения Москва все еще серьезно отстает не только от Лондона и Парижа, но и от крупных городов Центральной и Восточной Европы. Кстати, по данным на конец 2010 года в российской столице функционирует более 110 современных торговых центров.
Как это было?
В той или иной степени борьба с «некачественными» рынками в Москве велась и в прошлые годы. Так, по данным Ъ, за последние десять лет число рынков сокращалось в среднем на 6% в год. К активным действиям столичные власти перешли весной 2010 года. За несколько дней в Москве было ликвидировано около 2200 торговых точек и предприятий общепита. По итогам 2011 года исчезнуть может более 30% всех торговых предприятий рыночного типа.
Но самый крупный удар по «нецивилизованной форме» торговли был нанесен еще при Лужкове. Главный вещевой рынок в России, на сленге носивший имя «Черкизон», занимал более 200 га площади (!) и объединял более 100 тысяч торговцев, более половины из которых были приезжими из КНР. Рынок пытались закрыть несколько раз, и летом 2009 года он все же прекратил свое существование.
На смену Черкизовскому рынку планировали построить несколько новых на МКАД, говорили даже о многофункциональном китайском деловом центре стоимостью полмиллиарда долларов. Но в итоге большая часть торговцев переехала в ТЯК «Москва» (что немедленно привело к ротации арендаторов и резкому скачку арендных ставок), «Садовод» и «Лужники».
В тот момент многие и не предполагали, что это только начало болезни. Торгово-ярмарочный комплекс «Лужники», один из старейших как в Москве, так и во всей России, был официально закрыт летом 2011 года, сразу же после смены собственников компании «Олимпийский комплекс »Лужники«». К этому моменту на рынке функционировало около 2500 торговых лотков, 550 мобильных торговых мест и 550 складских помещений. Затраты на снос крупных рынков исчисляются десятками и даже сотнями миллионов рублей.
И что будет?
После того, как за короткий период Москва избавилась от таких «проблемных» объектов, собственники и арендаторы других рыночных комплексов по сути «сидят на чемоданах». По некоторым данным, еще до конца текущего года может прекратить свое существование знаменитая «Горбушка»…
Многие рынки, и в их числе «всплывшая» в начале недели в СМИ книжная ярмарка в «Олимпийском», в течение долгих лет работали, в том числе и в мелкооптовом формате, позволяя закупать продукцию мелким частным предпринимателям из регионов.
Таким образом, с заменой специализированных рынков на современные торговые центры своего бизнеса могут лишиться и они. Во всяком случае, если кампания столичных властей пойдет в соответствии с планом, и через четыре года в Москве останется лишь пять рынков в том формате, в которых мы привыкли их видеть.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?