Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
4 974
Поделиться
«Стать номером два среди онлайновых продуктовых магазинов – и задача понятная, и игра стоит свеч»
Интернет прочно вошел в нашу повседневную жизнь. По сети можно не только оплатить коммунальные счета или покупки, но и оформить загранпаспорт. Главное преимущество удаленных услуг – их удобство. Вы можете воспользоваться ими, не выходя из дома. В любое время дня и ночи.
Что касается интернет-торговли, то сегодня заказать товар через сайт компании очень просто. Для этого необходимо сделать всего пару кликов мышкой. Так можно сэкономить не только драгоценное время, но и деньги. При этом ассортимент товаров, предлагаемый интернет-магазинами весьма широк. Это не только одежда, книги или новинки техники, но и продукты. Правда, пока в России продуктовый сегмент онлайновой торговли развит слабо, и в нем можно выделить всего пару крупных игроков.
Для многих предпринимателей как интернет-торговля так и розничный
продуктовый ритейл
становятся весьма доходными видами бизнеса. Герою нашего интервью удалось совместить эти два направления в одном бизнесе. О том, как продавать продукты онлайн, корреспонденту EquipNet.ru рассказал Николай Полуэктов – совладелец интернет-магазина «ОноВамНаДом». Компания торгует товарами повседневного спроса в Москве и ближнем Подмосковье.
– С какими «подводными камнями» интернет-ритейла вы столкнулись на старте бизнеса?
– Новичку важно понимать, что в интернет-торговле гораздо меньше «интернета», чем «торговли». А в торговле основное – это ассортимент и логистика. Управление ассортиментом в несколько тысяч позиций – невероятно сложная задача. Вот здесь конечно приходилось и приходится вертеться, как уж на сковородке.
В том, что касается интернета, проблемы, кстати, похожие. Управлять каталогом¬ так, чтобы все было правильно и картинки, и описания – колоссальная по своим масштабам задача! С какого-то момента даже стали просить поставщиков самостоятельно заполнять информацию о продукции и присылать фотографии для того, чтобы добавить их в каталог. Собственными силами с этим просто не справлялись.
– Почему выбрали продуктовый сегмент?
– Реализация товаров повседневного спроса – самый неразвитый сегмент интернет-торговли. К примеру, телефонами, бытовой техникой и компьютерами торгуют тысячи фирм. Эта ниша занята и даже перенасыщена. А на продуктовом рынке, по сути, только один серьёзный игрок.
– Кстати, об игроках. Не помешало ли старту бизнеса то, что вас будут сравнивать с «Утконосом»?
– Нет. Конкуренция нас не пугала и не пугает. Мы не ставили перед собой задачу стать магазином №1. А вот стать номером вторым задача вполне понятная, и игра определённо стоит свеч. Нужно понимать, что рынок растёт: людей, привыкших покупать онлайн и при этом осатаневших от походов по гипермаркетам, становится больше. А на растущем рынке конкуренция не так остро ощущается – хватает места всем. Когда рынок выйдет на насыщение, ситуация, конечно, изменится. Но до этого ещё далеко.
– По какому принципу формируется ассортимент?
– Ассортимент формируется «от рынка» – гораздо разумней следовать привычкам покупателей, чем навязывать им свою волю. Такие попытки ничем хорошим не заканчиваются.
– Вы работаете со скоропортящимися товарами?
– Да. Со скоропортом мы работаем. Хотя изначально хотели отказаться от таких продуктов из-за трудностей логистики. Но, повторюсь, правила игры диктует клиент, а значит, приходится им следовать.
– Вы торгуете подакцизными товарами?
– Пока с такими товарами не связывались. Алкоголя в ассортименте нет, мы еще не получили лицензию на торговлю спиртным.
– Есть ли у магазина собственный склад?
– Да, склад есть. Думаю, что только на прямых поставках можно добиться конкурентоспособных цен. Идея перепродавать товары из гипермаркетов нежизнеспособна. Цены будут непомерно высоки, соответственно, продажи будут стремиться к нулю. Продуктовый рынок к ценам крайне чувствителен.
– Как устроена ваша система доставки?
– Если говорить о доставке «день-в-день», то в нашем случае она просто невозможна. С такой логистикой не справится ни одна структура. Товар доставляется самое раннее на следующий день после размещения заказа.
После того, как покупатель оформляет заказ на сайте, он формируется на складе и поступает в отдел доставки. Этот процесс занимает не менее суток. Мы пробовали сократить время, но эксперимент продлился меньше месяца – вся структура пошла вразнос.
– Вы привозите продукты не только на дом, но и в офис. Пользуется ли популярностью эта услуга?
– Пока частных клиентов значительно больше. Но есть и корпоративные. Мы ими также очень дорожим. Средний чек по корпоративным заказам выше, клиенты крайне лояльные. Кроме того, не требуют доставлять заказ строго к определённому часу – покупатель же весь день находится в одном месте.
– В схеме оплаты покупки по факту получения есть вероятность нарваться на недобросовестных покупателей…
– Да, такие риски есть. Но на поверку они оказываются гораздо ниже, чем можно было бы предположить. Человек, сделавший заказ, оставляет все свои данные, включая имя, личный адрес, телефон. Если он решит ограбить экспедитора, его быстро найдут. Здесь нужно быть совершенно отчаянным человеком! По опыту, подобные эксцессы практически исключены.
– Насколько велика доля транспортных расходов в общей структуре трат компании?
– Транспортные расходы значительны и могут составлять чуть ли не половину всех затрат.
– За счет чего конкурируете с розничными сетями по цене, ведь они приобретают товар со скидкой большими партиями?
– С крупными сетями конкурировать сложно. Да и условия у них, как правило, лучше, чем у нас. Что касается самого ходового ассортимента, крупные поставщики редко идут на уступки. Зато мелкие гораздо более сговорчивы. Таким образом, в среднем получаются более-менее нормальные условия работы, позволяющие сводить концы с концами.
– Ваш бизнес полностью построен на интернете. Какими каналами продвижения вы пользуетесь и что на ваш взгляд, эффективнее?
– Нет какого-то одного волшебного канала. Нужно стараться задействовать все доступные методы продвижения. Это и медийная реклама, и контекст, и соцсети. В данном случае все средства хороши.
– Сегодня розничная торговля применяет в основном два вида программ лояльности. Во-первых, это скидка в процентах от цены продукта, которая увеличивается по мере роста трат. Во-вторых, сохранение на карте постоянного клиента бонусов. Как по вашему, какая из этих программ более эффективна, и за какой из них будущее?
– Бонусная система, на мой взгляд, целесообразней для торговца. Во-первых, скидку даёшь не сию минуту, а в будущем. Во-вторых, мотивируешь покупателя вернуться за повторной покупкой, чего не происходит при предоставлении прямой скидки.
– Если не секрет, какой у вас оборот и окупились ли уже затраты на старт бизнеса?
– Конкретных цифр мы не раскрываем. Единственное, что могу сказать, в «плюс» пока не вышли. Ритейл – крайне низкомаржинальный бизнес, соответственно, затраты возмещаются медленно.
– Как считаете, готовы ли региональные города к такому бизнесу?
– Определённо готов Питер. Миллионники вроде Екатеринбурга или Ростова – скорее всего, тоже. А вот насчёт Воронежа или Липецка я уже сомневаюсь. Думаю, и сейчас не готовы и, возможно, никогда не будут готовы. Впрочем, это только на уровне ощущений, точных данных у меня нет.
– Как в дальнейшем планируете развиваться и как оцениваете перспективы продуктового онлайн-ритейла в России?
– Наша задача интенсивно расти, в разы и даже в десятки раз в год. Полагаю, примерно то же самое будет происходить и с рынком. Думаю, что в ближайшие несколько лет его ёмкость увеличится на порядок.
P.S. Напомним, что Николай Полуэктов помимо интернет-магазина развивает бизнес по производству самогона. Компания «Самогон» стала первым легальным производителем данного спиртного напитка в России.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.