Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Стало ли больше наличных в рознице?
Одно из последствий коронакризиса – люди начали выводить наличные с банковских счетов. По сообщению на 1 августа, объем наличных денег в России вырос до 12,62 трлн руб., обновив исторический максимум. Отправились ли эти деньги в ритейл и как повлияли на схему обслуживания наличной выручки в отрасли? Мы попросили экспертов ответить на эти вопросы.
Фото: Andrey Arkusha/shutterstock
Андрей Королев, исполнительный вице-президент «Газпромбанка»
С начала коронакризиса увеличился объем снятия наличных населением с банковских карт. Банк России увеличил эмиссию наличных денег, в основном – пятитысячных купюр. Сейчас основная масса этих денег лежит у людей «под матрасом» – население предпочитает держать деньги в близкой доступности.
Есть и другие факторы, стимулирующие рост НДО (наличные денежные операции). Например, низкие ставки по вкладам и новости о налогообложении процентов по ним. Малый бизнес и самозанятые в условиях снижения деловой активности также стремятся перейти на расчеты наличными.
Если кризис быстро закончится, деньги вернутся во вклады, и докризисный тренд на снижение доли наличной выручки у ритейлеров продолжится. Если ситуация продлится дольше полугода, привычка использовать наличные закрепится, и это наиболее вероятный вариант. Люди будут активно использовать оплату наличными при покупке товаров и услуг, что приведет к росту доли наличных в выручке ритейлеров.
В любом случае, магазины должны будут более строго управлять расходами на обслуживание НДО и обеспечивать высокий уровень его безопасности. Ритейлер , пытаясь экономить на количестве заездов инкассатора на точку, оставляет все больше наличных на хранение в магазине, что противоречит требованиям к обеспечению безопасности как сотрудников магазина, так и денег в торговой точке.
В поисках решения ритейл уходит в цифровые технологии и автоматизацию. Сейчас самая известная технология – инкассация с использованием автоматизированных депозитных машин (АДМ). Внеся выручку в устройство, ритейлер снимает с себя ответственность за ее дальнейшую судьбу, перекладывая ее на банк. При этом деньги сразу зачисляются на его расчетный счет.
В ближайшее время управление наличной выручкой будет развиваться в сторону появления единых стандартов цифрового взаимодействия всех участников рынка. Ритейлеры, банки и инкассаторы будут стремиться к коллаборации и использованию ИТ-решения – единой платформы наличного денежного оборота.
Алексей Пономаренко, старший управляющий директор и директор Центра управления НДО «Сбербанка»
Сегодня в российском ритейле наблюдается устойчивая тенденция на снижение доли наличной выручки. Статистика Банка России подтверждает этот факт. Деньги, которые регулятор допечатал весной и в начале лета, в ритейл не пойдут. Люди сняли их в период финансовой нестабильности, которая только отчасти связана с коронакризисом. После стабилизации экономической ситуации эти деньги вернутся на банковские или брокерские счета. А в ритейле население будет все чаще использовать оплату банковскими картами, участвуя в бонусных и кэшбек-программах.
Михаил Киреев, председатель правления Fincher
На протяжении последних пяти лет объем наличной выручки в ритейле снижается на 2–4% в год. Хотя общий оборот розничной торговли растет, снижение доли наличных в выручке происходит за счет роста оплаты банковскими картами. Даже без учета коронакризиса нет оснований ожидать изменения тренда. Важный фактор, который может вмешаться в эту тенденцию, – возможный рост тарифов банков на комиссию за обработку платежей по банковским картам.
Если говорить о коронакризисе, нужно разделить процесс на две фазы. Активная фаза началась в конце марта 2020 года, она продолжается сейчас и, согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения, закончится только к марту 2021 года.
Уже сейчас оборот наличных денег сократился примерно на 30%.
В начале пандемии ВОЗ озвучила тезис об опасности заражения через использование наличных денег. Позднее эту информацию опровергли, но «осадок остался». Также существенное влияние оказало общее сокращение выручки в секторе ритейла из-за ограничительных мер для бизнеса.
Во время второй фазы, которая наступит после полного окончания пандемии, темп сокращения наличного денежного обращения ускорится и составит 4–6% в год. Это прогноз на ближайшие три года, о более далеком горизонте сейчас говорить трудно.
Отрасль инкассации очень консервативная, изменения в ней происходят медленно. Из тенденций, на которые стоит обратить внимание, – внедрение АДМ. Если в будущем 30–50% магазинов будут пользоваться этими устройствами, можно будет говорить о существенном сокращении затрат на логистическую составляющую инкассаторских компаний и служб инкассации банков.
Сергей Барсуков, руководитель Комитета по НДО при «Ассоциации корпоративных казначеев»
Актуальный тренд в российском ритейле – снижение ежегодного наличного денежного обращения. В среднем около 35% в выручке ритейлера занимают наличные. Причем в разных сферах ритейла доля наличных денег может составлять от 20 до 80 процентов.
В условиях снижения НДО классические инкассационные продукты становятся все менее выгодными для ритейлера: чем меньше доля наличных денег, тем дороже стоит каждый проинкассированный рубль.
У ритейлера есть три варианта обслуживания НДО. Первый – переход на дискретную инкассацию, когда магазин инкассируется не каждый день, а, например, раз в три дня. В этом случае ритейлер соглашается с повышением стоимости одного визита на точку, берет на себя риски хранения денег в магазине и отказывается от процентов за размещение денег на депозите.
Второй вариант – заявочная инкассация. В этом случае перевозчик приезжает на точку по запросу клиента, в зависимости от наполняемости кассы.
Но тогда инкассатор предлагает ритейлеру тариф с несколькими гарантированными визитами в месяц, а все заезды сверх этого происходят по повышенной ставке. В случае заявочной инкассации ликвидность денег снижается сильнее, чем в дискретной.
Третий вариант – электронная инкассация с использованием депозитных машин. Инкассатор приезжает на точку, когда получает сигнал о наполнении устройства деньгами. Клиент сразу видит выручку у себя на счете, ему не надо заботиться о безопасности денег. Но для использования этой услуги ритейлер должен либо самостоятельно купить депозитные машины, либо найти партнера – банк или перевозчика, который будет готов сделать это за него.
Леонид Гофштэйн, финансовый директор сети магазинов «Каляев»
Доля наличной выручки в нашей отрасли скачкообразно снижается последние три года. В 2017 и 2018 годах доля эквайринга составляла 34–37%, а в 2019 году этот показатель составил уже 58%. Сейчас на платежи банковскими картами приходится 75% выручки, что красноречиво иллюстрирует тенденцию.
Государство поддерживает и стимулирует безналичные платежи. Например, до сентября для бизнеса действовали скидки по эквайрингу на онлайн-платежи: комиссия составляла всего один процент от суммы. Кроме того, большую роль играет и система быстрых платежей, о которой сейчас много говорят.
Однако у тенденции снижения НДО есть обратная сторона: чем меньше у нас будет оборот наличных, тем более дорогой окажется в итоге инкассация. Ритейл будет вынужден переходить на альтернативные сервисы инкассации, часть из которых представлена уже сейчас – например, использование АДМ и онлайн-инкассации. На рынке также существует конкурирующий тренд: самоинкассация через банкоматы общего пользования, установленные в торговых центрах.
Финансово этот сервис может быть выгоднее кэш-боксов, но ритейл не спешит переходить на эту технологию: самоинкассация вызывает вопросы с точки зрения безопасности и противостояния внутреннему фроду – сговору с целью похищения наличной выручки на пути к банкомату.
Retail.ru
Интервью
Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.